Дело № 2а-1761/2021
УИД 92RS0002-01-2021-001675-23
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
27 мая 2021 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Гавуры О.В.,
при секретаре судебного заседания Нежмединовой Д.С.,
с участием
представителя административного истца ФИО5,
представителя административного ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «ФИО7» Министерства обороны Российской Федерации к Главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда города Севастополя, Государственной инспекции труда города Севастополя о признании незаконным решения органа государственной власти,
у с т а н о в и л:
В марте 2021 года административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда города Севастополя, Государственной инспекции труда города Севастополя о признании незаконным решения органа государственной власти.
Требования мотивированы тем, что главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда города Севастополя ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФГУП «ФИО8» Министерства обороны Российской Федерации внесено предписание № об устранении в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно справке о наличии денежных средств по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на счетах предприятия имеется в наличии 3 106 687 рублей 50 коп.
При этом, указанные денежные средства предназначены для закупки материалов и комплектующих для выполнения работ по контракту ГОЗ и частичной выплаты задолженности по заработной плате перед уволенными работниками.
У предприятия ФГУП «ФИО12» Минобороны России имеется так же бюджетная задолженность по обязательным платежам на сумму свыше 3 миллионов рублей, которая также относиться к первоочередным платежам.
Просит признать незаконным и необоснованным Предписание №, внесенное Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда города Севастополя ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФГУП «ФИО9» Министерства обороны Российской Федерации.
Административный истец в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика в судебном заседании в удовлетворении требовании просила отказать, по основаниям, изложенным в возражении.
Суд, заслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Из материалов дела усматривается, что Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда города Севастополя ФИО6 по результатам внеплановой проверки соблюдения трудового законодательства (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №), проведенной в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «ФИО10» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУП «ФИО13» МО РФ) выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
В соответствии с ч. 9 ст. 136 ТК РФ оплатить ФИО2 учебный отпуск в период с ноября 2020 года по январь 2021 года.
В соответствии с ч. 7 ст. 22 и ч. 6 ст. 136 ТК РФ произвести выплату заработной платы работникам предприятия за январь 2021 года в полном объеме.
В соответствии с ч. 7 ст. 22 и ч. 6 ст. 136 ТК РФ произвести выплату заработной платы работникам предприятия за период с сентября по декабрь 2020 года в общей сумме 9 437 028,19 руб.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что в нарушение ч. 7 ст. 22 и ч. 6 ст. 136 ТК РФ выплата заработной платы 118 работникам ФГУП «ФИО14» МО РФ за вторую половину сентября, октябрь, ноябрь и декабрь 2020 года не произведена в полном объеме и в установленные сроки, в связи с чем, перед 118 работниками предприятия образовалась задолженность по заработной плате в размере 9 437,028 рублей (без учета НДФЛ).
Суммы задолженности по заработной плате перед каждым работником ФГУП «ФИО15» МО РФ персонально отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ № и предписании от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 356 ТК РФ одним из основных полномочий, которое реализует государственная инспекция труда в соответствии с возложенными на нее задачами является выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений по результатам осуществления посредством проверок федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 Положения о Государственной инспекции труда города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, одним из полномочий в установленной сфере деятельности Государственной инспекции труда города Севастополя является осуществление федерального государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Применительно к требованиям о выплате начисленной, но не выплаченной заработной платы срок исполнения предписания по вопросу оплаты труда не должен составлять более 15 календарных дней согласно поручениям Федеральной службы по труду и занятости от ДД.ММ.ГГГГ №п, от ДД.ММ.ГГГГ №п, во исполнение которых Государственная инспекция труда г. Севастополя обязана в целях обеспечения надлежащего исполнения государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации полномочия по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, руководствоваться Методическими рекомендациями об организации работы по принятию решения о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений (Приложение к поручению от ДД.ММ.ГГГГ №п).
В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, а также своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
В рамках проверки директор ФГУП «ФИО16» МО РФ ФИО3 вручено ДД.ММ.ГГГГ под роспись распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении внеплановой выездной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В пп. 5 п. 13 указанного распоряжения запрошены письменные пояснения о причинах задолженности, принимаемых мерах, а также информацию о предполагаемых сроках погашения задолженности по заработной плате перед работниками предприятия. Указанные сведения в рамках проверки не представлены, о чем сделана соответствующая запись в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.
Административным истцом по истечение срока исполнения предписания (после ДД.ММ.ГГГГ) в адрес Государственной инспекции труда города Севастополя не направлялись ходатайства о продлении срока предписания.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ предписание от ДД.ММ.ГГГГ № исполнено в полном объеме, что подтверждено актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В силу части 2 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Поскольку положения данной нормы устанавливают специальный срок для оспаривания работодателем предписания государственной инспекции труда, то общий срок обращения в суд, установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в данном случае применению не подлежит.
Таким образом, учитывая, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ № было вручено директору ФГУП «ФИО17» МО РФ ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ, о чем на предписании имеется подпись ФИО3, с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда города Севастополя ФГУП «ФИО18» МО РФ обратилось ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обжалование предписания от ДД.ММ.ГГГГ №, пропущен. При этом при подаче административного иска, а также в судебном заседании, ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование предписания административным истцом не заявлено.
Исходя из приведенных выше законоположений и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что административный ответчик - Государственная инспекция труда города Севастополя, принимая оспариваемое предписание от ДД.ММ.ГГГГ №, действовала в пределах своих полномочий, предписание принято с соблюдением требований нормативных правовых актов о его форме и виде, а также при соблюдении процедуры его принятия.
Учитывая установленные по настоящему административному делу обстоятельства, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления Федерального государственного унитарного предприятия «ФИО11» Министерства обороны Российской Федерации к Главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда города Севастополя, Государственной инспекции труда города Севастополя о признании незаконным решения органа государственной власти – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя /подпись/ О.В. Гавура
Копия верна. Решение не вступило в законную силу.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя О.В. Гавура