57RS0023-01-2024-005301-13
№ 2-4172/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2024 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Коротковой О.И.,
при ведении протокола секретарем Селиверстровой Т.А.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Северного района г. Орла в интересах Панасенко Г.П. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами и взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Северного района г. Орла обратился в суд с иском в интересах Панасенко Г.П. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами и взыскании убытков.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению Панасенко Г.П. по обеспечению лекарственными препаратами.
Проверкой установлено, что Панасенко Г.П., ДД.ММ.ГГ года рождения, состоит на учете в БУЗ ОО «<данные изъяты>» и БУЗ ОО «<данные изъяты>», в связи с наличием заболевания: «<данные изъяты>».
Панасенко Г.П. назначены лекарственные препараты «<данные изъяты>».
В связи с не обеспечением лекарственными препаратами Панасенко Г.П. вынуждена была приобрести лекарственные препараты на общую сумму 41286 руб. 00 коп.
Просит суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить Панасенко Г.П. лекарственными препаратами «<данные изъяты>» в соответствии с медицинскими показаниями, обратить решение суда к немедленному исполнению, взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу Панасенко Г.П. в счет понесенных убытков на приобретение лекарственных препаратов, денежные средства в размере 41286 руб. 00 коп.
В судебном заседании помощник прокурора Морозова Е.В., Панасенко Г.П. поддержали требования в полном объеме.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45). Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2).
Правоотношения в сфере охраны здоровья граждан регулируются Федеральным законом от 21.11.2011г № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.12.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее -Федеральный закон № 178-ФЗ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 29.12.2004 № 328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее - Порядок).
При этом, процедура получения инвалидами лекарственных препаратов, установленная пунктами 2.1 - 2.8 Порядка, не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.
Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу пункта 2.7 Порядка, должно осуществляться бесперебойно.
В силу Указа Президента РФ от 02.10.1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей.
Вопросы назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, иных организациях, осуществляющих медицинскую помощь, регулируются Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (далее - Порядок).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее -Постановление Правительства РФ № 890) утвержден Перечень граждан, которые имеют право на бесплатное получение лекарственных средств, и к таким гражданам относятся граждане, страдающие онкологическими заболеваниями и неработающие инвалиды 2 группы.
В соответствии с указанным Перечнем они обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами.
В ст. 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов:
организация размещения заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В целях реализации указанных положений федерального законодательства на территории Орловской области Правительством Орловской области принято постановление от 22.12.2014 г. № 399 (далее - Постановление), пунктом 1 которого постановлено определить Департамент здравоохранения Орловской области органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения.
В соответствии с п. 5.7 Постановления, а также Порядком лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, и организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, на территории Орловской области, утвержденным Постановлением Правительства Орловской области от 26.11.2015 № 517, на Департамент здравоохранения Орловской области возложены обязанности по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, закупленными по государственным контрактам; организации льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Судом установлено, что Панасенко Г.П., ДД.ММ.ГГ года рождения, состоит на учете в БУЗ ОО «<данные изъяты>» и БУЗ ОО «<данные изъяты>», в связи с наличием заболевания: «<данные изъяты>», имеет <данные изъяты>, является федеральным льготником и относится к числу лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи за счет регионального бюджета.
Согласно заключению врача Панасенко Г.П. назначены лекарственные препараты «<данные изъяты>».
Из материалов дела следует, что БУЗ ОО «<данные изъяты>» на имя Панасенко Г.П. выписаны рецепты от ДД.ММ.ГГ №***, ДД.ММ.ГГ №*** на лекарственный препарат «<данные изъяты>», который признан недействительным в связи с истечением срока их действия.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из приведенной нормы закона следует, что обязанность доказать факт получения медицинского изделия истцом и соблюдения установленной процедуры обеспечения граждан лекарственными и медицинскими препаратами, лежит на ответчике Департаменте здравоохранения Орловской области.
Вместе с тем, Департаментом здравоохранения Орловской области не представлены доказательства своевременного обеспечения Панасенко Г.П. лекарственными препаратами по указанным рецептам.
Согласно ст.1 Закона Орловской области от 13.08.2009 № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области» право на льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении (далее - льготное лекарственное обеспечение) имеют граждане, проживающие на территории Орловской области и не имеющие права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с федеральным законодательством, включенные в перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Орловской области №129 от 25.03.2015 в соответствии с Законом Орловской области от 13.08.2009 № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области» утвержден «Порядок льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в Орловской области за счет средств областного бюджета», согласно п. 2 которого на Департамент здравоохранения Орловской области возложена обязанность обеспечить реализацию мероприятий по льготному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан в Орловской области за счет средств областного бюджета.
Отсутствие достаточного финансирования не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Удовлетворением исковых требований права Департамента здравоохранения Орловской области, а также государственные интересы, не нарушены, так как, в силу статьи 18 Конституции Российской Федерации именно права человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение закона.
В связи с ненадлежащим обеспечением Панасенко Г.П. лекарственными препаратами, она была вынуждена приобретать лекарственные препараты за счет собственных средств.
Судом установлено, что Панасенко Г.П. были приобретены ДД.ММ.ГГ лекарственные препараты «<данные изъяты>» на сумму 41286 руб. 00 коп.
Указанные обстоятельства подтверждаются кассовым чеком от 31.05.2024.
Суд считает данные расходы документально подтвержденными.
Учитывая изложенное, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию в счет понесенных убытков на приобретение лекарственных препаратов денежные средства в размере 41286 руб. 00 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2).
Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, заявленные исковые требования о взыскании убытков на приобретение лекарственных препаратов денежные средства в размере 41286 руб. 00 коп. подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Суд приходит к выводу, что длительное отсутствие доступа Панасенко Г.П. к необходимым медицинским изделиям является исключительным обстоятельством, позволяющим обратить решение по настоящему исковому заявлению к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление прокурора Северного района г. Орла в интересах Панасенко Г.П. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами и взыскании убытков – удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Панасенко Г.П., ДД.ММ.ГГ года рождения, (паспорт №***), лекарственных препаратов «<данные изъяты>» в дозировке назначенной медицинским учреждением, постоянно на весь период лечения, вплоть до отмены лекарственного препарата лечащим врачом.
Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области (ИНН №***, ОГРН №***) за счет казны Орловской области в пользу Панасенко Г.П., ДД.ММ.ГГ года рождения, (паспорт №***), в счет понесенных убытков на приобретение лекарственных препаратов денежные средства в размере 41286 руб. 00 коп.
Решение в части возложения обязанности обеспечить Панасенко Г.П., ДД.ММ.ГГ года рождения, (паспорт №***), лекарственными препаратами «<данные изъяты>» подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента его вынесения.
Судья О.И. Короткова