Решение в окончательной форме изготовлено 13 сентября 2017 года.
Дело № 2а-813/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2017 года Пермский край г. Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мялицыной О.В.,
при секретаре судебного заседания Карташовой Ю.А.,
с участием административного ответчика Шефер В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Пермскому краю к Шефер Вячеславу Викторовичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням по страховым взносам,
у с т а н о в и л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Пермскому краю обратилась в суд с иском о взыскании с административного ответчика Шефер В.В. задолженности по страховым взносам и пеням по страховым взносам в размере 196 877 руб. 25 коп., в том числе:
недоимки по страховым взносам за 2014 год на страховую часть трудовой пенсии в размере 121 299 руб. 36 коп.;
недоимки по страховым взносам за 2015 год на страховую часть трудовой пенсии в размере 58 033 руб. 67 коп.;
недоимки по страховым взносам за 2015 год в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 1 422 руб. 93 коп.;
пени по страховой части трудовой пенсии в размере 15 225 руб.54 коп.;
- пени по накопительной части трудовой пенсии в размере 466 руб.79 коп.;
- пени по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 428 руб. 96 коп., указав в обоснование заявленных требований, что административный ответчик в период с 02.05.2012 года по 21.05.2015 года осуществлял предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, действующего в период осуществления административным ответчиком предпринимательской деятельности (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 года № 167-ФЗ (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), являлся плательщиком страховых взносов.
В судебное заседание представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Пермскому краю не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Шефер В.В. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, пояснил, что был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в указанный период, фактически предпринимательскую деятельность не осуществлял, в банке счет не открывал. Полагал, что статус индивидуального предпринимателя прекращается в этом случае автоматически через год. Налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость представил в налоговую инспекцию 29.12.2016 года, полагает, что при таких обстоятельствах можно сделать перерасчет по страховым взносам. В настоящее время задолженность по страховым взносам предыдущих периодов удерживают из заработной платы в размере 50 %. В 2015 году получил из Пенсионного фонда письмо, в котором указано, что обязательства выполнил. В 2012 году изменил место жительства с <адрес> на <адрес>, о чем в налоговый орган и в Управление Пенсионного фонда не сообщал.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, выслушав доводы административного ответчика, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что административный ответчик Шефер В.В. в период с 02.05.2012 года по 21.05.2015 года осуществлял предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 29), являлся плательщиком страховых взносов.
Как индивидуальному предпринимателю, обязанному производить уплату страховых взносов, но их не оплачивающему, Управлением Пенсионного фонда (государственным учреждением) в Осинском районе Пермского края в адрес Шефер В.В. направлены требования об уплате страховых взносов и начисленных на них пеней в связи с несвоевременной уплатой:
требование № от 31.07.2015 года об уплате по состоянию на 31.07.2015 года недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 121 299 руб. 36 коп., а также пени на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 6 459 руб. 48 коп., пени на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 466 руб. 79 коп., пени на недоимку в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 407 руб. 05 коп. со сроком уплаты до 21.08.2015 года, направлено в адрес ответчика 04.08.2015 года (л.д. 7 - 9, 12);
требование № от 31.07.2015 года об уплате по состоянию на 31.07.2015 года недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в сумме 58 033 руб. 67 коп., недоимки по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 1 422 руб. 93 коп., а также пени на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме 893 руб. 72 коп., пени на недоимку в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 21 руб. 91 коп. со сроком уплаты до 21.08.2015 года, направлено в адрес ответчика 04.08.2015 года (л.д. 10 - 12);
требование № от 03.03.2016 года об уплате по состоянию на 03.03.2016 года пени на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 7 872 руб. 34 коп. со сроком уплаты до 22.03.2016 года, направлено в адрес ответчика 11.03.2016 года (л.д. 14-16).
Сведений об уплате Шефер В.В. страховых взносов и пени в материалах дела не имеется.
Пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, действующего до 01.01.2017 года, установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Частью 11 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ предусматривалось, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Частью 1.1 статьи 14 вышеуказанного Федерального закона предусмотрены варианты определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в зависимости от величины дохода плательщика страховых взносов, превышающего или не превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Согласно части 1.2. статьи 14 вышеуказанного Федерального закона № 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона № 212-ФЗ за период осуществления предпринимательской деятельности административным ответчиком применялись следующие тарифы страховых взносов: 1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов; 2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента; 3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5,1 процента.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Часть 4.1 статьи 14 вышеназванного Закона устанавливает, что если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
В силу части 8 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
На основании частей 1.1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ расчет фиксированного размера страховых взносов определяется за 2014 год: на обязательное пенсионное страхование - 5 554 х 26 % х 12 = 17 328 руб. 48 коп.; на обязательное медицинское страхование - 5 554 х 5,1 % х 12 = 3 399 руб. 05 коп.; за 2015 год: на обязательное пенсионное страхование - 5 965 х 26 % х 12 = 18 610 руб. 80 коп.; на обязательное медицинское страхование - 5 965 х 5,1 % х 12 = 3 650 руб. 58 коп.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 18 указанного Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Пенями, согласно статье 25 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 года № 212-ФЗ, признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу статьи 22 указанного выше Федерального закона требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в ПФР и в ФФОМС до 01.01.2017 года осуществляли территориальные органы ПФР.
Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» от 03.07.2016 года № 243-ФЗ налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Пунктом 2 статьи 4 названного Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017 года, осуществляется налоговыми органами.
Из материалов дела следует, что административный ответчик, как плательщик налога на доходы физических лиц, в налоговый орган налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц за 2014 и 2015 гг. не представлял (л.д. 31), что послужило основанием для начисления административному ответчику размера страховых взносов за 2014 и 2015 год с учетом части 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ: на обязательное пенсионное страхование, как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало 2014 финансового года, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, увеличенное в 12 раз: 5 554 руб. х 8 х 26 процентов х 12 = 138 627 руб. 84 коп., с учетом произведенного перерасчета за минусом ранее начисленных 17 328 руб. 48 коп. сумма задолженности составила 121 299 руб. 36 коп.
По аналогичным основаниям исчислен размер страховых взносов за 2015 год: 5 965 руб. х 8 х 26 процентов х 12 / 12 (то есть за один месяц осуществления деятельности) = 12 407 руб. 20 коп. х 4 полных месяца осуществления деятельности = 49 628 руб. 80 коп. + 8 404 руб. 87 коп. (за 21 день с 01.05.2015 года по 21.05.2015 года - неполный месяц осуществления деятельности) сумма задолженности составила 58 033 руб. 67 коп.
Также, в связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2015 года произведено исчисление страховых взносов на обязательное медицинское страхование с учетом части 1.2 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз: 5 965 х 5,1 процентов х 12 / 12 (то есть за один месяц осуществления деятельности) = 304 руб. 21 коп. х 4 полных месяца осуществления деятельности = 1 216 руб. 84 коп. + 206 руб. 09 коп. (за 21 день с 01.05.2015 года по 21.05.2015 года - неполный месяц осуществления деятельности) сумма задолженности составила 1 422 руб. 93 коп.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязательства по уплате страховых взносов в установленный срок, не поступлением денежных средств в Пенсионный фонд, начислены пени.
Все перечисленные выше обстоятельства административным ответчиком не опровергнуты, законность начисления взносов и пени ответчик не оспорил, иной расчет суду не представлен, расчет является арифметически верным.
Доводы, приведенные административным ответчиком, о предоставлении налоговых деклараций за 2014 и 2015 года в налоговый орган 29.12.2016 года, не свидетельствуют о неправомерном начислении страховых взносов в соответствии с требованиями, установленными частью 11 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, так как предоставление отчетности в налоговый орган с нарушением установленного законом срока и после направления требования об оплате, то есть после начала процедуры принудительного взыскания, не влечет для административного истца обязанность по перерасчету размера страховых взносов, и не опровергает правильность произведенного административным истцом расчета страховых взносов за 2014 и 2015 годы.
Физические лица, определившие свой статус в качестве индивидуальных предпринимателей, обязаны уплачивать страховые взносы независимо от того, велась ли ими фактически предпринимательская деятельность, и имели ли они доходы от указанной деятельности. Частью 6 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ установлен перечень оснований для освобождения от уплаты взносов, при этом условием для освобождения от уплаты страховых взносов определено предоставление документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанный период. Материалы дела не содержат сведений, о том, что административным ответчиком Шефер В.В. данное условие было выполнено.
Об изменении своего места жительства Шефер В.В. не уведомлял ни налоговый орган, ни Управление Пенсионного фонда, в связи с чем направление требований по адресу, указанному им при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя - <адрес>, является правомерным.
В судебном заседании обозревалось сообщение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Осинском районе Пермского края в адрес ИФНС № 8 по Пермскому краю от 13.05.2015 года №, в котором указано, что обязательства Шефер В.В. перед органами ПФР выполнены, задолженность по страховым взносам в ПФР и ФФОМС составляет 82 551 руб. 85 коп. Данное письмо не подтверждает отсутствие задолженности по страховым взносам, так как в нем указано о наличии такой задолженности. Неисполненные обязательства Шефер В.В. перед органами ПФР отсутствуют по Федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 года № 27-ФЗ и «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30.04.2008 года № 56-ФЗ, которые не регулируют начисление страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Шестимесячный срок для обращения в суд, установленный статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным истцом соблюден (л.д. 32).
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Поскольку административный истец как орган, осуществляющий контроль за уплатой обязательных платежей, в данном случае страховых взносов, освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Пермскому краю к Шефер Вячеславу Викторовичу удовлетворить.
Взыскать с Шефер Вячеслава Викторовича задолженность по страховым взносам и пеням в размере 196 877 руб. 25 коп., в том числе:
- Недоимку по страховым взносам за 2014 год на страховую часть трудовой пенсии в размере 121 299 руб. 36 коп.;
- Недоимку по страховым взносам за 2015 год на страховую часть трудовой пенсии в размере 58 033 руб. 67 коп.;
- Недоимку по страховым взносам за 2015 год в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования в размере 1 422 руб. 93 коп.;
- Пени, начисленные на недоимку по страховым взносам:
- на страховую часть трудовой пенсии в размере 15 225 руб. 54 коп.,
- на накопительную часть трудовой пенсии в размере 466 руб. 79 коп.,
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 428 руб. 96 коп.
Взыскать с Шефер Вячеслава Викторовича в доход Федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5 137 руб. 54 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Осинский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.В. Мялицына