Дело № 11-24/2022 (номер дела в суде первой инстанции 2-243-3/2022)
УИД 33MS0056-01-2022-000325-60
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2022 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Петрухина М.В.
при секретаре Шевцовой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по апелляционной жалобе Андронова А.Б. на решение мирового судьи судебного участка № 3 города Мурома и Муромского района Владимирской области от 10 марта 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования ГКУ ВО «ЦЗН города Мурома» удовлетворить.
Взыскать с Андронова А.Б. в пользу ГКУ ВО «ЦЗН города Мурома» неправомерно полученное пособие по безработице за период с (дата) по (дата) в размере 36389 руб. 99 коп.
Взыскать с Андронова А.Б. государственную пошлину в бюджет округа Муром Владимирской области в сумме 1291 руб. 70 коп.».
Заслушав пояснения ответчика Андронова А.Б. и его представителя Подгорнова Н.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца – Печилиной Е.А., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы,
установил:
ГКУ ВО «ЦЗН города Мурома» обратилось в суд с иском Андронову А.Б. о взыскании с ответчика неправомерно полученного пособия по безработице за период с (дата) по (дата) в размере 36389 руб. 99 коп.
Заявленные требования обоснованы тем, что (дата) Андронов А.Б. обратился с заявлением в ГКУ ВО «ЦЗН города Мурома» для получения государственной услуги в сфере трудоустройства, где в этот же день был постановлен на учет в целях поиска подходящей работы, признан безработным со дня обращения. Андронову А.Б. назначено пособие по безработице за период с (дата) по (дата).
(дата) в ГКУ ВО «ЦЗН города Мурома» поступили сведения из Пенсионного фонда о факте трудовой деятельности Андронова А.Б. с (дата) по (дата). Андронов А.Б. при обращении в ГКУ ВО «ЦЗН города Мурома» скрыл свою занятость в филиале АО « (данные изъяты)» « (данные изъяты)». Пособие по безработице за период с (дата) по (дата) в размере 36389 руб. 99 коп. получил обманным путем в нарушение Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В адрес ответчика почтовым отправлением было направлено уведомление о возврате незаконно полученных денежных средств, однако до настоящего времени денежные средства не возвращены.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ГКУ ВО «ЦЗН города Мурома» Бабурин Р.Ю. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Андронов А.Б. и его представитель Быкова В.С. по иску возражали. Пояснили, что (дата) между ним и филиалом АО «Компания (данные изъяты)» был заключен агентский договор по привлечению клиентов. (дата) было подписано одностороннее расторжение договора. За время действия договора было выплачено вознаграждение в декабре 2019 года за ноябрь 2019 года, в январе 2020 года за декабрь 2019 года, в феврале 2020 года за январь 2020 года, в марте 2020 года за февраль 2020 года, других начислений в период действия договора не было. С марта 2020 года услуги по агентскому договору не оказывал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Андронов А.Б. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что никаких обманных действий по отношению к истцу не совершал; его вина ни одним процессуальным решением не подтверждена; в спорный период он не выполнял работы по агентскому договору, вознаграждение ему не выплачивалось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Андронов А.Б. и его представитель Подгорнов Н.В. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель истца ГКУ ВО «ЦЗН города Мурома» – Печилина Е.А. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что (дата) Андронов А.Б. обратился с заявлением в ГКУ ВО «ЦЗН города Мурома» для получения государственной услуги в сфере трудоустройства (л.д.9,10).
Приказом ГКУ ВО «ЦЗН города Мурома» от (дата) Андронов А.Б. был признан безработным гражданином со дня обращения, то есть с (дата) (л.д.11-12).
В соответствии со ст.ст. 30-34, 34.1, 34.2 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» Андронову А.Б. назначено пособие по безработице из средств Федерального бюджета с (дата) по (дата) (л.д.11-13).
При регистрации в качестве безработного Андронов А.Б. указал об отсутствии у него работы и заработка. Подтвердил достоверность представленных им сведений для получения государственной услуги.
(дата) в ГКУ ВО «ЦЗН города Мурома» поступили сведения из Пенсионного фонда о факте трудовой деятельности Андронова А.Б. с (дата) по (дата) (л.д.17).
Приказом ГКУ ВО «ЦЗН города Мурома» от (дата) Андронов А.Б. был снят с учета в качестве безработного с (дата) с прекращением вышеуказанных выплат в связи с получением пособия по безработице обманным путем (14-16).
В период с (дата) по (дата) Андронову А.Б. было выплачено пособие по безработице в размере 36389 руб. 99 коп. (л.д.8).
Согласно информации, представленной филиалом АО « (данные изъяты)», (дата) с Андроновым А.Б. был заключен агентский договор по привлечению клиентов, который был расторгнут в одностороннем порядке (дата). За время действия договора Андронову А.Б. было выплачено вознаграждение в декабре 2019 года за ноябрь 2019 года, в январе 2020 года за декабрь 2019 года, в феврале 2020 года за январь 2020 года, в марте 2020 года за февраль 2020 года, других начислений в период действия договора не было.
Удовлетворяя исковые требования, мировой судья пришел к выводу о том, что Андронов А.Б. при обращении в ГКУ ВО «ЦЗН города Мурома» скрыл свою занятость в филиале АО « (данные изъяты)».
С указанными выводами мирового судьи суд апелляционной инстанции не может согласиться по следующим причинам.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подп. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).
Согласно п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В силу требований ст. 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане:
работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;
зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);
занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации;
обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);
временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;
являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абз. 2 п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»).
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 года № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее - Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных), которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абз. 2 п. 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абз. 1 п. 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абз. 2 п. 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Согласно п. 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (п. 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
В силу п. 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (п. 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (п. 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Как следует из п. 17 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности.
Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
Обращаясь с иском в суд о взыскании с Андронова А.Б. незаконно полученного пособия по безработице ГКУ ВО «ЦЗН по г. Мурому» ссылается в обоснование своих требований на то, что Андронов А.Б. не сообщил о факте выполнения работ в филиале АО « (данные изъяты)», в результате чего получил пособие по безработице обманным путем в сумме 36 389 руб. 99 коп. Таким образом, истцом заявлено о недобросовестности Андронова А.Б.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что из представленного в материалы дела агентского договора (договора возмездного оказания услуг) (номер) от (дата), заключенного между АО « (данные изъяты)» (заказчик) и Андроновым А.Б. (исполнитель), по условиям которого исполнитель обязуется за вознаграждение оказывать услуги, направленные на привлечение новых абонентов заказчика.
Согласно и. 3.1 договора за оказанные исполнителем услуги заказчик выплачивает вознаграждение исполнителю согласно порядку выплаты вознаграждения.
Пунктом 8.1 данного договора предусмотрено, что договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до (дата).
Указанный договор был расторгнут АО « (данные изъяты)» в одностороннем порядке (дата), последняя выплата вознаграждения произведена Андронову А.Б. в марте 2020 за февраль 2020.
При таких обстоятельствах само по себе наличие заключенного между АО « (данные изъяты)» и Андроновым А.Б. агентского договора не свидетельствует об осуществлении ответчиком трудовой деятельности и получения заработной платы в период выплаты пособия по безработице. Доказательств осуществления ответчиком трудовой деятельности, как и совершения им каких-либо действий по сокрытию сведений о выполнении работы в спорный период, суду не представлено.
Таким образом, на дату признания безработным ответчик трудовую деятельность не осуществлял, о чем, действуя добросовестно, сообщил ГКУ ВО «ЦЗН по г. Мурому».
Направление АО « (данные изъяты)» в Пенсионный фонд Российской Федерации отчетности о работе ответчика не свидетельствует о недобросовестном поведения последнего и необоснованном обогащении за счет средств, выделяемых ГКУ ВО «ЦЗН по г. Мурому».
Таким образом, на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ решение мирового судьи судебного участка № 3 города Мурома и Муромского района Владимирской области от 10 марта 2022 года подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе ГКУ ВО «ЦЗН по г. Мурому» в удовлетворении исковых требований к Андронову А.Б. о взыскании пособия по безработице, полученного обманным путем, за период с (дата) по (дата) в сумме 36 389 руб. 99 коп.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № 3 города Мурома и Муромского района Владимирской области от 10 марта 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым государственному казенному учреждению Владимирской области «Центр занятости населения города Мурома» в удовлетворении исковых требований к Андронову А.Б. о взыскании пособия по безработице, полученного обманным путем, за период с (дата) по (дата) в сумме 36 389 руб. 99 коп. отказать.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия, и может быть обжаловано сторонами в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу, через суд первой инстанции.
Мотивированное определение изготовлено 7 июня 2022 года
Председательствующий М.В. Петрухин