Решение по делу № 21-171/2024 от 05.03.2024

Судья Деревягина Н.А.                                                                   Дело №7-21-171/2024

Р Е Ш Е Н И Е

25 марта 2024 года                                  город Владивосток

Судья Приморского краевого суда Фаленчи А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации города Владивостока ФИО2 на решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 26 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Владивостока,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Главного управления ФССП России по Приморскому краю от 25 сентября 2023 года администрация г. Владивостока признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 56 000 рублей.

Решением судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 26 января 2024 года постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, защитник администрации города Владивостока ФИО2 просит вынесенные по делу акты отменить, ссылаясь на отсутствие вины юридического лица в неисполнении содержащихся в исполнительном документе требований, а также на отсутствие оснований для квалификации действий администрации города Владивостока по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, заслушав пояснения    защитника администрации города Владивостока ФИО3, поддержавшей доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Часть 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

На основании части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.

Как следует из материалов дела, основанием для привлечения администрации г. Владивостока к административной ответственности послужили следующие обстоятельства.

Решением Ленинского районного суда г. Владивостока по делу от 25 марта 2010 года, вступившим в законную силу 5 апреля 2010 года, на администрацию г. Владивостока возложена обязанность выполнить в <адрес> капитальный ремонт кровли с полной заменой кровельного ковра и цементно-песчаной стяжки, капитальный ремонт трубопроводов канализации, центрального отопления, трубопроводов ХГВС (вентиля, задвижки, сбросные вентиля), капитальный ремонт внутридомовой системы электроснабжения, включая сети освещения, щиты и распределительные устройства в подвальных помещениях и на лестничных клетках, капитальный ремонт асфальтного покрытия отмостки вокруг дома и подъездной дороги, замену загрузочных устройств мусоропроводов, капитальный ремонт подпорной стены из кирпича – вход в подвал и при входе в подъезде, капитальный ремонт штукатурного покрытия цокольной части дома. В соответствии с данным решением 14 мая 2010 года Ленинским районным судом г. Владивостока выдан исполнительный лист серии ВС №001059032 в отношении должника – администрации города Владивостока.

На основании указанного исполнительного листа 25 мая 2010 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Приморскому краю возбуждено исполнительное производство. Для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику установлен срок – в течение 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в отношении администрации города Владивосток 20 августа 2010 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

3 мая 2023 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Приморскому краю вынесено постановление об установлении администрации города Владивосток нового срока исполнения требований исполнительного документа до 31 августа 2023 года, полученное должником 22 мая 2023 года.

Во вновь установленный срок администрация города Владивостока требования исполнительного документа не исполнила, в связи с чем 1 сентября 2023 года в отношении указанного должника возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом предусмотренные для данной квалификации обстоятельства, а именно сведения о том, когда на администрацию города Владивостока накладывался административный штраф за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, в протоколе об административном правонарушении указано не было.

При рассмотрении дела об административном правонарушении заместитель начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Главного Управления ФССП по Приморскому краю пришел к выводу, что должнику ранее неоднократно устанавливались новые сроки для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, так же должник привлекался к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем признал администрацию города Владивостока виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Информации о том, когда администрация города Владивостока привлекалась к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное должностным лицом административного органа постановление также не содержит.

В судебном заседании по рассмотрению жалобы защитника администрации города Владивостока на постановление о назначении административного наказания представитель ГУФССП России по Приморскому краю приобщил в материалы дела копию постановления от 15 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пояснив, что при квалификации действий должника по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было учтено представленное постановление.

Судья районного суда согласился с выводами должностного лица административного органа о квалификации действий (бездействия) администрации города Владивостока по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сославшись на представленную копию постановления от 15 октября 2015 года.

Однако состоявшиеся по делу акты, вынесенные должностным лицом административного органа и судьей районного суда, не могут быть признаны законными и обоснованными.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

На основании статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Указанные требования закона при рассмотрении дела об административном правонарушении и его пересмотре по жалобе на постановление о назначении административного наказания выполнены не в полном объеме.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении должником (бездействие) содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения на должника административного штрафа на основании части 1 той же статьи за неисполнение названных требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании с должника исполнительского сбора за предыдущий срок или после наложения на должника административного штрафа на основании самой части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, диспозиция части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за повторное совершение аналогичного административного правонарушения либо административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, что предполагает применение указанной нормы во взаимосвязи с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 и статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пунктом 2 части 1 статьи 4.3унктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса.

На основании статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Как следует из жалобы защитника администрации города Владивостока, постановление по делу об административном правонарушении от 15 октября 2015 года, которым на указанное юридическое лицо был наложен административный штраф в размере 30 000 рублей, был исполнено, а соответствующий штраф оплачен 26 января 2016 года.

Соответствующие доводы защитника представленными материалами не опровергаются, в связи с чем, с учетом положений статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по состоянию на 31 августа 2023 года администрация города Владивостока не может считаться подвергнутой административному штрафу на основании постановления по делу об административном правонарушении от 15 октября 2015 года.

В соответствии с правовым подходом, сформулированным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного, полагаю необходимым переквалифицировать действия администрации города Владивостока по рассматриваемому делу на часть 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, вынесенные по делу акты подлежат изменению в связи со следующим.

Исходя из положений статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, могут быть признаны обстоятельства, предусмотренные названной статьей, а также иные обстоятельства, предусмотренные тем же Кодексом как отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений. Возможность признания отягчающими административную ответственность обстоятельств, не указанных в качестве таковых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, действующее законодательство не предусматривает.

Между тем, согласно постановлению заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Главного управления ФССП России по Приморскому краю от 25 сентября 2023 года при определении вида и размера административного наказания администрации г. Владивостока в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, было учтено, что с момента вступления решения суда в законную силу должником необходимые меры с целью исполнения вышеуказанного решения суда не предпринимались, что нарушает законные права и интересы значительного количества граждан, а также подрывает авторитет судебной и исполнительной власти.

Однако ни частью 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ни иными нормами того же Кодекса названное обстоятельство не предусмотрено в качестве отягчающего административную ответственность.

Данное нарушение судьей районного суда устранено не было.

В связи с изложенным, постановление о назначении административного наказания и решение судьи районного суда подлежат изменению с исключением указания на наличие указанного отягчающего административную ответственность обстоятельства.

Учитывая отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, полагаю необходимым назначить администрации г. Владивостока административное наказание в минимальном размере, предусмотренном за совершенное правонарушение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Постановление заместителя начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Главного управления ФССП России по Приморскому краю от 25 сентября 2023 года, решение судьи Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 26 января 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации города Владивостока изменить, исключив из постановления указание на наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, а именно на то, что с момента вступления решения в законную силу должником необходимые меры с целью исполнения вышеуказанного решения суда не предпринимались, что нарушает законные права и интересы значительного количества граждан, а также подрывает авторитет судебной и исполнительной власти.

Действия администрации города Владивостока по рассматриваемому делу переквалифицировать на часть 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

В остальной части вынесенные по делу акты оставить без изменения, жалобу защитника администрации города Владивостока ФИО2 – удовлетворить частично.

Судья                                                                                                    А.В. Фаленчи

21-171/2024

Категория:
Административные
Ответчики
АДМИНИСТРАЦИЯ Г. ВЛАДИВОСТОКА
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Фаленчи Андрей Владимирович
Статьи

17.15

Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
06.03.2024Материалы переданы в производство судье
25.03.2024Судебное заседание
28.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2024Дело оформлено
28.03.2024Дело передано в экспедицию
25.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее