Решение от 19.11.2020 по делу № 2-3642/2020 от 23.09.2020

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 ноября 2020г.                                                                                                     г.Смоленск

Ленинский районный суд г.Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

при секретаре: Зайцевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Родченковой Анастасии Сергеевны к СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» об установлении факта постоянного проживания по определенному адресу, оспаривании приказов о снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного), прекращении начисления и выплаты пособия по безработице и признании права на регистрацию в качестве безработной и получение пособия по безработице,

у    с    т    а    н    о    в    и    л :

Родченкова А.С., уточнив требования, обратилась в суд с иском к СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» об установлении факта ее постоянного проживания с 10.10.2019 по настоящее время в квартире <адрес>, признании незаконными и отмене приказов ответчика от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> «О снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного)», №<данные изъяты> «О прекращении выплаты пособия по безработице» и №<данные изъяты> «Об исключении из начислений пособия по безработице», признании за истицей права на регистрацию ее СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» в качестве безработной и получение пособия по безработице с 20.04.2020, сославшись на то, что несовпадение адреса ее фактического проживания (<адрес>) с адресом ее регистрации по месту жительства (Смоленская область, Духовщинский район, п.Озерный, ул.Кольцевая, д.5) в силу действующего законодательства не могло являться основанием для издания ответчиком, юрисдикция которого распространяется на территорию г.Смоленска, оспариваемых приказов со ссылкой на попытку получения истицей названного пособия обманным путем.

Родченкова А.С. и ее представитель Лаптев В.С. В.П. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» Денисова Е.Н., возражая против удовлетворения иска, сослалась на обоснованность оспариваемых Родченковой приказов, отметив, что последней не представлены достаточные документальные данные, подтверждающие факт ее проживания в период с 20.04.2020 по 21.07.2020 в г.Смоленске, тогда как назначение и выплата пособия по безработице производится гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы и признанным безработными органами службы занятости населения по месту их жительства, которое определяется местом регистрации по определенному адресу.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Защита граждан от безработицы является одним из направлений государственной политики в сфере занятости населения.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, определены Законом РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии с п.1 ст.8 которого граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.

В силу п.п.1, 2 ст.3 названного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 №891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан, согласно которым постановка граждан на соответствующий регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения.

Главой III Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» установлены гарантии государства в области занятости. К их числу относится и социальная поддержка безработных граждан.

Государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице (п.1 ст.28 названного Закона).

По правилам ст.31, п.2 ст.35 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 гражданам, признанным в установленном порядке безработными, выплачивается пособие по безработице, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными и выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. Период выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 №460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

В соответствии с данными Временными правилами в период действия режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции организован дистанционный режим работы государственных учреждений службы занятости населения.

Согласно п.п.2, 3, 8, 11, 12, 19 указанных Временных правил регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации. Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы. Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными. В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.

Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в ст.20 ГК РФ, Законе РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах.

На основании п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан (определения от 21.12.1998 №189-О, от 05.10.2000 №199-О, от 06.02.2003 №105-О и др.).

При этом место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления Конституционного Суда РФ от 24.11.1995 №14-П, от 04.04.1996 №9-П, от 15.01.1998 №2-П, от 02.02.1998 №4-П).

По делу установлено, что Родченкова А.С., зарегистрированная с ДД.ММ.ГГГГ по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в ОГБПОУ «Смоленский строительный колледж» и 05.03.2020 уволена из данного учреждения по собственному желанию (л.д.9-11, 33-34).

20.04.2020 истица посредством информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» путем заполнения заявления в электронной форме обратилась в СОГКУ «Центр занятости населения г.Смоленска» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, после чего была зарегистрирована в целях поиска работы. В данном заявлении в качестве места проживания (раздел «Адрес места жительства (пребывания)») Родченкова указала квартиру <адрес> (л.д.29-32).

На основании приказа СОГКУ «Центр занятости населения г.Смоленска» от 28.04.2020 №ДД.ММ.ГГГГ истица с 20.04.2020 признана безработной с назначением с этой же даты по 19.10.2020 пособия по безработице (л.д.12, 35).

Поскольку впоследствии ответчиком было установлено, что Родченкова А.С. на момент обращения по вопросу оказания содействия в поиске работы не имела регистрации по указанному ей в названном заявлении адресу, приказом СОГКУ «Центр занятости населения г.Смоленска» от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> истице с 20.04.2020 прекращена выплата пособия по безработице в связи с попыткой получения либо получением данного пособия обманным путем. По этой же причине на основании приказов ответчика от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> и №<данные изъяты> Родченкова А.С. с 20.04.2020 снята с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного) и в отношении нее введен запрет на начисление и выплату пособия по безработице за период с 20.04.2020 по 21.07.2020 (л.д.36-40).

По утверждению Родченковой А.С., адрес ее фактическое места жительства (<адрес>) не совпадает с адресом ее регистрации (<адрес>), в связи с чем при заполнении в электронной форме заявления о предоставлении соответствующей государственной услуги она указала местом ее фактического жительства (постоянного проживания) г.Смоленск.

Как следует из объяснений истицы, имеющихся в деле письменных доказательств, а также свидетельских показаний Москвина Н.В., Удаловой Д.И., Михниной Е.И. и Мкртчяна А.А., с начала октября 2019г. Родченкова А.С. совместно с Москвиным Н.В., с которым она состоит в отношениях, фактически проживает в квартире <адрес> (без регистрации в данном жилом помещении по месту жительства) и появляется по месту регистрации в Духовщинском районе Смоленской области не чаще одного раза в месяц (навещает родителей). Данная квартира принадлежит на праве собственности Москвину Н.В. и предоставлена истице на условиях безвозмездного пользования (л.д.56-58, 60). До этого Родченкова А.С. также проживала в г.Смоленске в занимаемой на условиях коммерческого найма квартире по <адрес>, а еще ранее - в общежитии колледжа (где обучалась) по <адрес>.

Согласно заключенному ДД.ММ.ГГГГ истицей с ОГБПОУ «Смоленский строительный колледж» трудовому договору трудовая деятельность осуществлялась Родченковой А.С. в г.Смоленске (<адрес>).

В соответствии с представленной истицей в дело справкой ОГБУЗ «Поликлиника №6» от ДД.ММ.ГГГГ, расположенной по адресу: <адрес>, Родченкова А.С. с января 2020г. по настоящее время обслуживается в данной поликлинике.

Таким образом, факт постоянного проживания истицы, начиная с 10.10.2019 в квартире <адрес> нашел свое объективное подтверждение при разбирательстве дела, в связи с чем суд удовлетворяет иск в соответствующей части.

В ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» установлено, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В силу ч.2 ст.5 указанного Закона гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации, а согласно ч.2 ст.3 того же Закона регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Приведенные выше законоположения не связывают определение места жительства лица исключительно с фактом его регистрации по месту жительства или по месту пребывания (определения Конституционного Суда РФ от 21.11.2013 №1868-О, от 28.02.2017 №311-О).

Из содержания ст.20 ГК РФ, ст.ст.2, 3 Закона РФ от 25.06.1993 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.

Гражданин, являющийся безработным, подлежит постановке на учет при предъявлении пакета необходимых документов органам занятости населения по месту его жительства, которое определяется местом преимущественного проживания (аналогичная правовая позиция изложена в кассационном определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 28.05.2020 №88А-13333/2020).

Таким образом, то обстоятельство, что Родченкова А.С. с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени зарегистрирована по адресу: <адрес>, а фактически с октября 2019г. постоянно проживает в квартире <адрес>, не должно ограничивать права последней, предусмотренные Законом РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», и являться безусловным основанием для отказа в признании ее СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» безработной и лишения права на получение мер социальной поддержки, обусловленных таким статусом.

Поскольку на день обращения в СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы Родченкова постоянно проживала и до настоящего времени проживает в г.Смоленске, оснований для снятия последней ответчиком с регистрационного учета в качестве безработной не имелось, в связи с чем оспариваемые приказы от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> «О прекращении выплаты пособия по безработице», №<данные изъяты> «О снятии с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы (в качестве безработного)» и №<данные изъяты> «Об исключении из начислений пособия по безработице» подлежат отмене, как незаконные с признанием за истицей права на регистрацию СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» в качестве безработной и получение пособия по безработице с 20.04.2020.

Доказательства того, что действия Родченковой А.С. представляют собой злоупотребление правом - попытку получения пособия по безработице обманным путем, в деле отсутствуют (21.07.2020 при посещении СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» истица предоставляла сотруднику учреждения паспорт с отметкой о регистрации по месту жительства – л.д.48 – оборот, 50). Изложенное в названных приказах основание для их издания у СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» объективно ничем не подтверждено.

Утверждение ответчика о том, что место жительства Родченковой А.С. определяется исключительно адресом ее регистрации, указанным в паспорте, основан на неверном толковании действующего законодательства.

По существу учреждение оспаривает само право обращения истицы в СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» ввиду отсутствия у нее регистрации по месту жительства в г.Смоленске, тогда как Родченкова А.С., исходя из совокупности представленных в дело доказательств, длительное время постоянно проживает в г.Смоленске.

Ссылка СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2003 №105-О является несостоятельной, поскольку согласно правовой позиции, сформулированной в данном определении, введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы.

Такая позиция не означает, что учет безработных граждан возможен только в районе их регистрации по месту жительства, поскольку подобная регистрация может не совпадать с фактическим местом жительства лица, в связи с чем отсутствие у Родченковой регистрации по месту проживания в г.Смоленске не ограничивает ее право на постановку на учет в качестве безработной в г.Смоленске.

Вопреки доводам представителя СОГКУ «Центр занятости населения города Смоленска» отсутствие заключенного в письменного форме между Москвиным Н.В. и Родченкова А.С. договора о безвозмездном пользовании последней квартирой <адрес> факт постоянного проживания истицы в этом жилом помещении с 10.10.2019 не опровергает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ 10 ░░░░░░░ 2019░. ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ 20.04.2020.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░.░░.░░░░. №<░░░░░░ ░░░░░░> «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░», №<░░░░░░ ░░░░░░> «░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░)» ░ №░░.░░.░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░                                                  ░.░. ░░░░░░░░

░░░: 67RS0002-01-2020-004342-03

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ №2-3642/2020

2-3642/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Родченкова Анастасия Сергеевна
Ответчики
СОГКУ "Центр занятости населения г. Смоленска"
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска Смоленской области
Судья
Кудряшов А.В.
Дело на сайте суда
leninsky.sml.sudrf.ru
23.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.09.2020Передача материалов судье
25.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.10.2020Предварительное судебное заседание
12.11.2020Судебное заседание
19.11.2020Судебное заседание
27.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее