РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2019 года город Москва
Пресненский районный суд города Москвы в составе:
председательствующего судьи Лебедева Ю. В.,
при секретаре Бгажноковой А. А.,
с участием представителя истца Пресненского межрайонного прокурора г.Москвы помощника прокурора Каировой О. А., представителя ответчика ГУП г.Москвы «Центр Сити» по доверенности Сулейманова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-210/2019 по исковому заявлению Пресненского межрайонного прокурора г.Москвы к ГУП г.Москвы «Центр Сити» об обязании устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Пресненской межрайонной прокуратурой г. Москвы в Пресненский районный суд г. Москвы направлено исковое заявление в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании ГУП г.Москвы «Центр Сити» принять меры по устранению нарушений требований природоохранного законодательства, а именно: разработать проект образования отходов производства и потребления; предоставить в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы сведения об отходах в Сводный кадастр отходов производства и потребления г.Москвы за период 2016 г., обязать ГУП г.Москвы «Центр Сити» разработать паспорта опасных отходов I-IV класса опасности.
Свои требования прокурор обосновывает тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ГУП г. Москвы «Центр-Сити» при эксплуатации здания, расположенного по адресу: адрес. В ходе проверки установлено, что ГУП г. Москвы «Центр Сити» располагается по адресу адрес на основании свидетельства о праве хозяйственного ведения от 31.07.2012 № .... В соответствии с уставом ГУП г. Москвы «Центр Сити», осуществляет функции заказчика и/или застройщика по проектированию, строительству, и эксплуатации городских объектов и сооружений, в том числе входящих в состав ММДЦ «Москва-Сити» и/или расположенных на территории «Большой Сити», осуществление мониторинга при проектировании и строительстве объектов, входящих в состав ММДЦ «Москва-Сити», иных городских объектов, и связанных с ними объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. ГУП г. Москвы «Центр Сити» субъектом малого предпринимательства не является, в процессе своей деятельности использует люминесцентные лампы. Вместе с тем, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разрабатывает, паспорта опасных отходов I - I.V класса опасности не разработаны, информацию в Сводный кадастр отходов производства и потребления не представляет, что послужило основанием для предъявления настоящего иска.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика ГУП г.Москвы «Центр Сити» по доверенности Сулейманов А.И. в судебное заседание явился, просил отказать в удовлетворении иска, предоставил документы о выполнении пунктов, указанных в иске.
Третьи лица Мосжилинспекция, ГБУ г.Москвы «Жилищник Пресненского района», ДГИ г.Москвы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 М27-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закон г. Москвы от 30.11.2005 № 68 «Об отходах производства и потребления» производители отходов - субъекты хозяйственной и иной деятельности при осуществлении деятельности по обращению с отходами обязаны соблюдать требования к обращению с отходами, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
Ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее отходы) вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Под обращением с отходами следует понимать деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, при этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию). Соответствующее толкование понятия «обращения с отходами» дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2012 №15331/11.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 10.02.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 24 федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
В соответствии с ч. 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту законных интересов неопределенного круга лиц и интересов субъекта Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ГУП г. Москвы «Центр-Сити» при эксплуатации здания, расположенного по адресу: адрес. В ходе проверки установлено, что ГУП г. Москвы «Центр Сити» располагается по адресу адрес на основании свидетельства о праве хозяйственного ведения от 31.07.2012 № .... В соответствии с уставом ГУП г. Москвы «Центр Сити», осуществляет функции заказчика и/или застройщика по проектированию, строительству, и эксплуатации городских объектов и сооружений, в том числе входящих в состав ММДЦ «Москва-Сити» и/или расположенных на территории «Большой Сити», осуществление мониторинга при проектировании и строительстве объектов, входящих в состав ММДЦ «Москва-Сити», иных городских объектов, и связанных с ними объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. ГУП г. Москвы «Центр Сити» субъектом малого предпринимательства не является, в процессе своей деятельности использует люминесцентные лампы.
В ходе проверки установлено отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, ГУП г. Москвы «Центр Сити» проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разрабатывает.
Кроме того, ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами. В соответствии со ст. 18 Закона города Москвы от 30.11.2005 N268 «Об отходах производства и потреблении в городе Москве» сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы включает в себя классификационный каталог отходов, реестр объектов размещения отходов, а также систематизированный банк данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов. Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы на основе государственных классификаторов, технико-экономической и социальной информации в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
Порядок предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации, необходимой для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, определяется нормативными правовыми актами города Москвы.
Порядок предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями информации, необходимой для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, определяется соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 №865-ПП «О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы».
В соответствии с данным постановлением, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории города Москвы, до первого сентября года, следующего за отчетным годом, представляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм (таблицы Щ, 2, З) на электронном (1 экз.) и бумажном носителях (1 экз.) с представлением расчета платы за размещение отходов, согласованного с уполномоченным органом Российской Федерации.
Однако ГУП г. Москвы «Центр Сити» информацию в Сводный кадастр отходов производства и потребления за 2016 год не представляет.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались
В соответствии со ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Разрешая заявленные требования, суд полагает установленным факт того, что со стороны ответчика не выполнены вышеуказанные требования закона, поскольку факт отсутствия выполнения вышеперечисленных действий установлен и доказан со стороны истца, в то время как вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ со стороны ответчика не предоставлено доказательств того, что данные требования закона выполнены.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Частью 3 данной статьи предусмотрено, что на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением правительства Российской Федерации от 16.08.2013 №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» утверждена форма паспорта опасного отхода. Согласно п. 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных вышеуказанным постановлением копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
В материалы дела со стороны ГУП г. Москвы «Центр Сити» предоставлены доказательства того, что паспорта опасных отходов I - IV класса опасности разработаны, копии приобщены к материалам дела. Таким образом, поскольку ответчиком добровольно были удовлетворены частично указанные требования истца, суд отказывает в их удовлетворении.
Разрешая заявленные исковые требования, суд приходит к выводу о наличии совокупности юридически значимых обстоятельств, при которых иск подлежит частичному удовлетворению. Данный вывод суд основывает на анализе материалов, представленных и исследованных в ходе судебного заседания, которой дает оценку в соответствии с требованиями ГПК РФ, и в соответствии с положениями норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Руководствуясь ст.ст.198-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пресненского межрайонного прокурора г.Москвы к ГУП г.Москвы «Центр Сити» об обязании устранить нарушения, удовлетворить частично.
Обязать ГУП г.Москвы «Центр Сити» принять меры по устранению нарушений требований природоохранного законодательства, а именно: разработать проект образования отходов производства и потребления; предоставить в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы сведения об отходах в Сводный кадастр отходов производства и потребления г.Москвы за период 2016 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Пресненский районный суд города Москвы в ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░