РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2022 года г. Раменское
Раменский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Щербакова Л.В.
при секретаре Быстровой А.А.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-4868/22 по иску Хохловой И. В., действующей в интересах несовершеннолетнего Блохина А. Ю. к Администрации Раменского городского округа, Блохиной Е. Ю. о принудительном размене жилого помещения,-
установил:
Хохлова И.В. обратилась в суд с иском в котором указала, что является законным представителем несовершеннолетнего Блохина А.Ю., <дата> г.р., оставшейся без попечения родителей (родители: мать Блохина Е.Ю. лишена родительских прав, сведения об отце внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери). Несовершеннолетний Блохин А.Ю. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение представляет собой двухкомнатную муниципальную квартиру. Общая площадь жилого помещения 43,6 кв. м, жилая площадь — 28,4 кв. м. В квартире также зарегистрирован и проживает мать, лишенная родительских прав Блохина Е.Ю. Хохлова И.В. обращалась с заявлением в Администрацию Раменского городского округа с просьбой рассмотреть возможные варианты обмена жилого помещения по адресу: <адрес>. На данное заявление получен ответ, исх. от <дата> <номер> в котором указано, что не представлены необходимые документы. В виду выше изложенного истица просит суд обязать Администрацию Раменского городского округа произвести принудительный обмен жилого помещения по адресу: <адрес> обязать Блохину Е.Ю. не чинить препятствий в принудительном обмене жилого помещения.
В судебное заседание истица явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Ответчик Администрация Раменского городского округа Московской области представила письменное мнение, в котором просила в иске отказать.
Ответчик Блохина Е.Ю. в судебное заседание не явилась, мнения по иску не представила.
Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства Минобразования МО по Раменскому городскому округу, г/о Бронницы и Жуковский Министерства социального развития поддержала иск в судебном заседании.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Распоряжением Министерства образования Московской области от <дата> <номер>-р Хохлова И.В. назначена опекуном несовершеннолетнего Блохина А. Ю. <дата> г.р.
Согласно решения Раменского городского суда от <дата> Блохина Е.Ю. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка Блохина А. Ю. <дата> г.р.
Жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 43,6 кв.м, числится в реестре муниципального имущества, вид права: собственность.
Согласно выписки выписка из домовой книги, в квартире по адресу: - <адрес> значатся: Блохина Е. Ю. <дата> г.р.; Зверев С. Ю. <дата> г.р.; Блохин А. Ю. <дата> г.р.
Порядок по оформлению документов по обмену жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма на территории Раменского городского округа, определен Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Оформление документов по обмену жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма» утвержденным Постановлением Администрации Раменского городского округа от <дата> <номер>, перечень документов является исчерпывающим.
Согласно подпункту 1 части 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Истец основывает свои требования на положениях ст.72 Жилищного кодекса РФ и ч.4 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ, а именно руководствуется подпунктом 1 части 4 указанной статьи Федерального закона <номер>- ФЗ, которым предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства, как проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Однако Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями и членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержден Постановлением Правительства МО от <дата> N <номер>-(далее-Порядок), который регламентирует условия и процедуру установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, находящихся на территории Московской области, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
В соответствии с вышеуказанным Порядком Решением органа опеки и попечительства ежегодно образуется комиссия по установлению факта невозможности проживания, которая в течение 15 рабочих дней со дня представления заявления и документов, подтверждающих факт невозможности проживания, выносит заключение о возможности или невозможности проживания в жилом помещении. Орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня получения заключения комиссии на его основании принимает решение об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении или решение о не установлении факта невозможности проживания в жилом помещении. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Из смысла частей 1 и 4 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений, допускается с предварительного согласия органов опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства отказывают в даче такого согласия в случае, если обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, нарушает права или законные интересы указанных лиц. Решения органов опеки и попечительства о даче согласия на обмен жилыми помещениями или об отказе в даче такого согласия принимаются в письменной форме и предоставляются заявителям в течение четырнадцати рабочих дней со дня подачи ими соответствующих заявлений.
Доказательств обращения истца с соответствующим заявлением в органы опеки и попечительства, в материалах дела не представлено, согласия на обмен не получено.
Кроме того, в соответствии со статьей 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, наниматель жилого помещения по договору социального найма с согласия в письменной форме наймодателя и проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи, вправе осуществить обмен занимаемого ими жилого помещения на жилое помещение, предоставленное по договору социального найма другому нанимателю.
Проживающие совместно с нанимателем члены его семьи вправе требовать от нанимателя обмена занимаемого ими жилого помещения по договору социального найма на жилые помещения, предоставленные по договорам социального найма другим нанимателям и находящиеся в разных домах или квартирах.
Если между нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживающими совместно с ним членами его семьи не достигнуто соглашение об обмене, любой из них вправе требовать осуществления принудительного обмена занимаемого жилого помещения в судебном порядке. При этом учитываются заслуживающие внимания доводы и законные интересы лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении.
По смыслу приведенных норм действующего жилищного законодательства в предмет доказывания по спору о принудительном обмене жилыми помещения, в частности, входят:
1) факт предоставления жилых помещений, предлагаемых для обмена, по договору социального найма;
2) соответствие жилого помещения, предлагаемого для обмена, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации);
3) наличие или отсутствие условий, при которых обмен жилыми помещениями между нанимателями данных помещений по договорам социального найма не допускается (статья 73 Жилищного кодекса Российской Федерации);
4) соблюдение законных интересов граждан, проживающих в данных жилых помещениях (часть 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
подтверждение того, что спор существует между членами семьи и нанимателем жилого помещения (часть 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
состояние здоровья, возраст граждан, которые производят обмен;
варианты обмена и их соответствие интересам обменивающихся сторон;
состав лиц, проживающих в обмениваемом жилом помещении;
другие заслуживающие внимания обстоятельства.
Истцом исполнены и соблюдены не все, вышеуказанные нормы права, что послужило, отказом органа местного самоуправления в предоставлении услуги по «Оформлению документов по обмену жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма.
В связи с этим суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Хохловой И. В.(<...>) об обязании администрации Раменского городского округа произвести принудительный обмен жилого помещения по адресу: <адрес>, и обязании Блохиной Е. Ю.(<...>) не чинить препятствий в обмене жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Раменский городской суд в течении месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья:
Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2022 года