Решение по делу № 2а-3686/2018 от 03.07.2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 августа 2018 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Бунаевой А.Д., при секретаре Цыдендамбаевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Леухиной Н. В. к Комитету по управлению и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Обращаясь в суд с административным иском, Леухина Н.В. просит признать незаконным распоряжение Комитета по управлению и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ (далее КУИиЗ г. Улан-Удэ) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ .

Административный иск мотивирован тем, что распоряжением КУИиЗ г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, соответственно, отказано в дальнейшем в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Основанием для отказа является то, что согласно пп. 1 п. 8 ст. 39.15, пп.3 п.16 ст. 11.10, п.4 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, в соответствие с п. «д» ч.2 ст. 1 Закона Республики Бурятия «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся вне зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно разъяснению КУИиЗ г. Улан-Удэ по заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ испрашиваемый земельный участок расположен в охраной зоне военного объекта.

Истица полагает, что отказ не соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельствам. При обращении в КУИиЗ г. Улан-Удэ она представила полный пакет документов, необходимых для бесплатного предоставления земельного участка: технический паспорт на дом, возведенный в ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, домовую книгу о владении домом до ДД.ММ.ГГГГ., справку Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ об оплате налогов за пользование земельным участком, схему расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м на кадастровом плане территории по <адрес>.

Испрашиваемый земельный участок расположен в <адрес>, не находится в охраной зоне военного объекта, находится в двухстах метрах от границы отмежеванного земельного участка военных складов с кадастровым номером , между испрашиваемым земельным участком и границей отмежеванного земельного участка военных складов пролегает <адрес>, где узаконены дома и земельные участки. Полагает, что в отношении испрашиваемого земельного участка, отсутствует ограничение либо запрет, установленный постановлением Правительства РФ № 405 от 05.05.2014 г. Часть земельных участков на <адрес> узаконена на основании решения КУИиЗ г. Улан-Удэ, поэтому в данных спорных правоотношениях следует применять принцип равенства всех перед законом.

В судебное заседание административный истец Леухина Н.В. не явилась, будучи извещенной о рассмотрении дела.

Представитель административного истца по доверенности Тонких Л.П. административный иск поддержала, представила письменные доводы, дала суду пояснения аналогичные содержанию иска, дополнив, что пунктом 15 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нормы, предусмотренные п. 10-14 настоящего постановления, в том числе, о запрете проживания физических лиц на территории охраной зоны военного объекта, применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственном кадастре недвижимости.

Согласно п. 21 названного постановления Правительства РФ такие сведения вносятся на основании решения межведомственной комиссии об установлении вышеназванных зон и (п.23): а) в установленном порядке направляет в орган, осуществляющий кадастровой учет, в том числе и об установлении охранной зоны военного объекта, б) в 30-дневный срок обеспечивает подготовку документов для включения указанных сведений в схему территориального планирования РФ в области обороны страны и безопасности государства. Следовательно, не позднее ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 56 Земельного кодекса РФ охранные зоны подлежат регистрации в случаях и в порядке установленных федеральными законами. Собственники земельных участков вносят сведения в ЕГРП. По сведениям из публичной кадастровой карты РБ на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:156 поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как ранее учтенный, категории земель – земли населённых пунктов, разрешенное использование - прочие земли. В ГКН отсутствуют сведения о зоне с особыми условиями использования территории. Следовательно, оспариваемое распоряжение является незаконным и необоснованным.

Представитель административного ответчика по доверенности Пешняева А.С. административный иск не признала, представила письменный отзыв на требование истицы, дополнение к нему и суду пояснила, что Леухина Н.В. в соответствие с п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ вправе была получить в собственность бесплатно земельный участок, на котором расположен жилой дом, возведенный до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанной нормой предусмотрена возможность предоставления уполномоченным органом отдельным категориям граждан земельных участков в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Законом Республики Бурятия от 16.10.2002 г. № 115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» предусмотрено предоставление земельных участков гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до ДД.ММ.ГГГГ, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, находящиеся в населенных пунктах вне зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных ст. 1.2.1 названного закона.

Однако в соответствие с заключением Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, расположен в охранной зоне военного объекта.

Согласно п. 9 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ № 405 от 05.05.2014 г., граница охранной зоны военного объекта, на которых хранятся боеприпасы, ракеты, взрывчатые, радиоактивные, отравляющие, химические и биологически опасные вещества, устанавливается на территории, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного объекта, на расстоянии, не превышающем 400 метров, и на расстоянии, не превышающем 100 метров, для прочих военных объектов.

В соответствие с ситуационным планом испрашиваемый земельный участок расположен в пределах охранной зоны военного объекта на расстоянии <данные изъяты> м. от внешнего ограждения воинской части , где расположен арсенал Главного ракетного управления, то есть на расстоянии менее чем <данные изъяты> м.

Таким образом, истице не может быть предоставлен земельный участок, в связи с чем уполномоченный орган обосновано и законно принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Выслушав названных лиц, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление Леухиной Н.В. подлежащим оставлению без удовлетворения, исходя из следующего.

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании действий органов местного самоуправления, должностных лиц.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании действий органов местного самоуправления, наделенных публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Требование Леухиной Н.В., заявленное в суд, подлежит рассмотрению в порядке главы 22 КАС РФ, поскольку вопрос предварительного согласования предоставления земельного участка является промежуточным, одним из этапов проводимой процедуры предоставления земельного участка. Данным решением земельный участок в собственность не предоставлялся, также этим решением не было отказано в предоставлении земельного участка в собственность заявительнице.

Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что Леухина Н.В. обратилась в КУИиЗ г. Улан-
Удэ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов для размещения индивидуального жилого дома.

Распоряжением КУИиЗ г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ, полномочия которого по принятию оспариваемого распоряжения судом проверены и сторонами не оспариваются, Леухиной Н.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в <адрес>.

Основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно является нахождение испрашиваемого земельного участка в охранной зоне военного объекта, что приводит к невозможности разрешенного использования индивидуального жилого дома на таком земельном участке.

Суд, проверив основание отказа КУИиЗ г. Улан-Удэ в предварительном согласовании предоставления Леухиной Н.В. земельного участка, приходит к выводу, что имелось основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, исходя из следующего.

В силу п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренным п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

По требованиям, предъявляемым к образуемым и измененным земельным участкам, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости ( ст. 11.9 Земельного кодекса РФ).

В данном случае образование земельного участка приведет к невозможности использования жилого дома, возведенного на земельном участке, расположенном в зоне с особыми условиями использования территорий - охранной зоне военного объекта, в силу запрета, предусмотренного Законом Республики Бурятия от 16.10.2002 г. № 115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», в соответствие с положениями которого Леухина Н.В. намерена была получить земельный участок в собственность бесплатно. Данным Законом предусмотрена возможность предоставления гражданам земельных участков, находящихся в населенных пунктах вне зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных ст. 1.2.1 названного закона.

Согласно п. 4 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны, предусмотренные Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405, об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.

Указанным Положением установлены запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель, дано определение "охранной зоны военного объекта" как территории, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (п. 2 Положения).

Также установлено Положением, что граница охранной зоны военного объекта, на которых хранятся боеприпасы, ракеты, взрывчатые, радиоактивные, отравляющие, химические и биологически опасные вещества, устанавливается на территории, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного объекта, на расстоянии, не превышающем 400 метров (п. 9 Положения), кроме этого, установлено, что на территории «охранной зоны военного объекта» запрещено проживание и нахождение физических лиц (п. 10 Положения).

Согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ, изложенном в письме заместителю председателя КУИиЗ г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок расположен в охранной зоне военного объекта.

В результате исследования указанного заключения на предмет соответствия фактическим обстоятельствам судом установлено, что в соответствие с ситуационным планом испрашиваемый земельный участок расположен на расстоянии <данные изъяты> м. от внешнего ограждения воинской части , где расположен арсенал Главного ракетного управления, то есть на расстоянии менее чем <данные изъяты> м.

Указанное обстоятельство не оспаривает административный истец, который указал в иске, что испрашиваемый земельный участок находится в двухстах метрах от границы военных складов, земельный участок военных складов отмежеван и участку присвоен кадастровый .

Действительно, ДД.ММ.ГГГГ в г. Улан-Удэ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером площадью 10751918 руб. как ранее учтенный, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - прочие земли, на котором расположена войсковая часть

Постановлением Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с п. 5 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, утверждённого постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (дейст. на день вынесения постановления РБ) были утверждены границы запретной зоны при складе хранения ракет и артиллерийских боеприпасов войсковой части .

Таким образом, были установлены границы запретной зоны военного объекта в виде склада хранения ракет и артиллерийских боеприпасов войсковой части на земельном участке, поставленном на кадастровый учет.

Впоследствии Правительством Республики Бурятия в связи с утверждением постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405 нового Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации и в целях приведения отдельных нормативных правовых актов в соответствие с действующими федеральными нормативными правовыми актами Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ признаны утратившими силу отдельные нормативные правовые акта Правительства РБ, в том числе, вышеназванное постановление Правительства РБ от 30.112009 г. № 443 об установлении границ запретной зоны.

Однако признание утратившими силу отдельных нормативных и правовых актом Правительства РБ не исключают установление зон с особыми условиями использования территорий, в частности, охранных зон военных объектов в соответствие с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Суд не принимает доводы представителя истца о том, что в настоящее время на указанном земельном участке фактически не установлена и в кадастровом паспорте земельного участка не отражена охранная зона военного объекта, а командир войсковой части Маркин Р. подтвердил нахождение земельного участка за пределами охранной зоны, в связи с чем отсутствуют ограничения и запреты для приобретения земельного участка в собственность, поскольку при наличии военного объекта не исключается осуществление мероприятий в будущем, после предусмотренного в постановлении Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 г. N 405 срока установления зон с особыми условиями использования территорий – до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанный срок не является пресекательным и не препятствует установлению запретных зон по его истечении.

Согласие командира войсковой Маркина Р. о предварительном согласовании земельного участка не может быть принято судом, поскольку согласие не обеспечивает условия безопасности истицы, населения и государства в целом, противоречит указанному постановлению правительства РФ.

Таким образом, суд принимает заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ о нахождении земельного участка в охранной зоне военного объекта и приходит к выводу о том, что распоряжение административного ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставления Лухиной Н.В. земельного участка по тому основанию, что образование земельного участка приведет к невозможности разрешенного использования жилого, является законным и обоснованным.

Довод ответчика о применении в данном случае принципа равенства всех перед законом суд не принимает, поскольку обстоятельства приобретения в собственность земельных участков иными лицами не являлись предметом исследования судом по данному делу и в предмет доказывания не входили.

Суд, выяснив основания для принятия оспариваемого решения, как того требует п. 9 ст. 226 КАС РФ, приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца на получение соответствующего решения.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными.

Поскольку распоряжение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящего в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов принято в соответствии с действующим законодательством, не нарушает права и законные интересы административного истца, то его требования следует оставить без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Леухиной Н. В. к Комитету по управлению и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья: А.Д. Бунаева

2а-3686/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Леухина Н. В.
Леухина Нина Васильевна
Ответчики
МУ Комитет по управлению имуществом и землепользованию
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Бунаева А.Д.
Дело на странице суда
oktiabrsky.bur.sudrf.ru
03.07.2018Регистрация административного искового заявления
03.07.2018Передача материалов судье
04.07.2018Решение вопроса о принятии к производству
04.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2018Подготовка дела (собеседование)
12.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2018Судебное заседание
27.07.2018Судебное заседание
03.08.2018Судебное заседание
08.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2018Дело оформлено
16.11.2018Дело передано в архив
15.05.2020Регистрация административного искового заявления
15.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Подготовка дела (собеседование)
15.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2020Дело оформлено
15.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее