Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2018 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Бунаевой А.Д., при секретаре Цыдендамбаевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Леухиной Н. В. к Комитету по управлению и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд с административным иском, Леухина Н.В. просит признать незаконным распоряжение Комитета по управлению и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ (далее КУИиЗ г. Улан-Удэ) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ №.
Административный иск мотивирован тем, что распоряжением КУИиЗ г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, соответственно, отказано в дальнейшем в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Основанием для отказа является то, что согласно пп. 1 п. 8 ст. 39.15, пп.3 п.16 ст. 11.10, п.4 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, в соответствие с п. «д» ч.2 ст. 1 Закона Республики Бурятия «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся вне зон с особыми условиями использования территорий.
Согласно разъяснению КУИиЗ г. Улан-Удэ по заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ испрашиваемый земельный участок расположен в охраной зоне военного объекта.
Истица полагает, что отказ не соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельствам. При обращении в КУИиЗ г. Улан-Удэ она представила полный пакет документов, необходимых для бесплатного предоставления земельного участка: технический паспорт на дом, возведенный в ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, домовую книгу о владении домом до ДД.ММ.ГГГГ., справку Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ об оплате налогов за пользование земельным участком, схему расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м на кадастровом плане территории № по <адрес>.
Испрашиваемый земельный участок расположен в <адрес>, не находится в охраной зоне военного объекта, находится в двухстах метрах от границы отмежеванного земельного участка военных складов с кадастровым номером №, между испрашиваемым земельным участком и границей отмежеванного земельного участка военных складов пролегает <адрес>, где узаконены дома и земельные участки. Полагает, что в отношении испрашиваемого земельного участка, отсутствует ограничение либо запрет, установленный постановлением Правительства РФ № 405 от 05.05.2014 г. Часть земельных участков на <адрес> узаконена на основании решения КУИиЗ г. Улан-Удэ, поэтому в данных спорных правоотношениях следует применять принцип равенства всех перед законом.
В судебное заседание административный истец Леухина Н.В. не явилась, будучи извещенной о рассмотрении дела.
Представитель административного истца по доверенности Тонких Л.П. административный иск поддержала, представила письменные доводы, дала суду пояснения аналогичные содержанию иска, дополнив, что пунктом 15 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что нормы, предусмотренные п. 10-14 настоящего постановления, в том числе, о запрете проживания физических лиц на территории охраной зоны военного объекта, применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственном кадастре недвижимости.
Согласно п. 21 названного постановления Правительства РФ такие сведения вносятся на основании решения межведомственной комиссии об установлении вышеназванных зон и (п.23): а) в установленном порядке направляет в орган, осуществляющий кадастровой учет, в том числе и об установлении охранной зоны военного объекта, б) в 30-дневный срок обеспечивает подготовку документов для включения указанных сведений в схему территориального планирования РФ в области обороны страны и безопасности государства. Следовательно, не позднее ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст. 56 Земельного кодекса РФ охранные зоны подлежат регистрации в случаях и в порядке установленных федеральными законами. Собственники земельных участков вносят сведения в ЕГРП. По сведениям из публичной кадастровой карты РБ на ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 03:24:000000:156 поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как ранее учтенный, категории земель – земли населённых пунктов, разрешенное использование - прочие земли. В ГКН отсутствуют сведения о зоне с особыми условиями использования территории. Следовательно, оспариваемое распоряжение является незаконным и необоснованным.
Представитель административного ответчика по доверенности Пешняева А.С. административный иск не признала, представила письменный отзыв на требование истицы, дополнение к нему и суду пояснила, что Леухина Н.В. в соответствие с п. 7 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ вправе была получить в собственность бесплатно земельный участок, на котором расположен жилой дом, возведенный до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанной нормой предусмотрена возможность предоставления уполномоченным органом отдельным категориям граждан земельных участков в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Бурятия от 16.10.2002 г. № 115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» предусмотрено предоставление земельных участков гражданам, имеющим в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, созданными до ДД.ММ.ГГГГ, права на которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, находящиеся в населенных пунктах вне зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных ст. 1.2.1 названного закона.
Однако в соответствие с заключением Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, расположен в охранной зоне военного объекта.
Согласно п. 9 Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ № 405 от 05.05.2014 г., граница охранной зоны военного объекта, на которых хранятся боеприпасы, ракеты, взрывчатые, радиоактивные, отравляющие, химические и биологически опасные вещества, устанавливается на территории, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного объекта, на расстоянии, не превышающем 400 метров, и на расстоянии, не превышающем 100 метров, для прочих военных объектов.
В соответствие с ситуационным планом испрашиваемый земельный участок расположен в пределах охранной зоны военного объекта на расстоянии <данные изъяты> м. от внешнего ограждения воинской части №, где расположен № арсенал Главного ракетного управления, то есть на расстоянии менее чем <данные изъяты> м.
Таким образом, истице не может быть предоставлен земельный участок, в связи с чем уполномоченный орган обосновано и законно принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Выслушав названных лиц, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление Леухиной Н.В. подлежащим оставлению без удовлетворения, исходя из следующего.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном названным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании действий органов местного самоуправления, должностных лиц.
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании действий органов местного самоуправления, наделенных публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Требование Леухиной Н.В., заявленное в суд, подлежит рассмотрению в порядке главы 22 КАС РФ, поскольку вопрос предварительного согласования предоставления земельного участка является промежуточным, одним из этапов проводимой процедуры предоставления земельного участка. Данным решением земельный участок в собственность не предоставлялся, также этим решением не было отказано в предоставлении земельного участка в собственность заявительнице.
Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что Леухина Н.В. обратилась в КУИиЗ г. Улан-
Удэ с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов для размещения индивидуального жилого дома.
Распоряжением КУИиЗ г. Улан-Удэ № от ДД.ММ.ГГГГ, полномочия которого по принятию оспариваемого распоряжения судом проверены и сторонами не оспариваются, Леухиной Н.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в <адрес>.
Основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно является нахождение испрашиваемого земельного участка в охранной зоне военного объекта, что приводит к невозможности разрешенного использования индивидуального жилого дома на таком земельном участке.
Суд, проверив основание отказа КУИиЗ г. Улан-Удэ в предварительном согласовании предоставления Леухиной Н.В. земельного участка, приходит к выводу, что имелось основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, исходя из следующего.
В силу п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренным п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
По требованиям, предъявляемым к образуемым и измененным земельным участкам, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости ( ст. 11.9 Земельного кодекса РФ).
В данном случае образование земельного участка приведет к невозможности использования жилого дома, возведенного на земельном участке, расположенном в зоне с особыми условиями использования территорий - охранной зоне военного объекта, в силу запрета, предусмотренного Законом Республики Бурятия от 16.10.2002 г. № 115-III «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», в соответствие с положениями которого Леухина Н.В. намерена была получить земельный участок в собственность бесплатно. Данным Законом предусмотрена возможность предоставления гражданам земельных участков, находящихся в населенных пунктах вне зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, свободные от прав третьих лиц, при наличии документов, установленных ст. 1.2.1 названного закона.
Согласно п. 4 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся зоны, предусмотренные Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405, об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны.
Указанным Положением установлены запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель, дано определение "охранной зоны военного объекта" как территории, в границах которой принимаются особые меры по обеспечению безопасного функционирования и защите военного объекта, включающие меры по обеспечению безопасного хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (п. 2 Положения).
Также установлено Положением, что граница охранной зоны военного объекта, на которых хранятся боеприпасы, ракеты, взрывчатые, радиоактивные, отравляющие, химические и биологически опасные вещества, устанавливается на территории, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного объекта, на расстоянии, не превышающем 400 метров (п. 9 Положения), кроме этого, установлено, что на территории «охранной зоны военного объекта» запрещено проживание и нахождение физических лиц (п. 10 Положения).
Согласно заключению Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ, изложенном в письме заместителю председателя КУИиЗ г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок расположен в охранной зоне военного объекта.
В результате исследования указанного заключения на предмет соответствия фактическим обстоятельствам судом установлено, что в соответствие с ситуационным планом испрашиваемый земельный участок расположен на расстоянии <данные изъяты> м. от внешнего ограждения воинской части №, где расположен № арсенал Главного ракетного управления, то есть на расстоянии менее чем <данные изъяты> м.
Указанное обстоятельство не оспаривает административный истец, который указал в иске, что испрашиваемый земельный участок находится в двухстах метрах от границы военных складов, земельный участок военных складов отмежеван и участку присвоен кадастровый №.
Действительно, ДД.ММ.ГГГГ в г. Улан-Удэ на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью 10751918 руб. как ранее учтенный, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - прочие земли, на котором расположена войсковая часть №
Постановлением Республики Бурятия № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с п. 5 Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, утверждённого постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (дейст. на день вынесения постановления РБ) были утверждены границы запретной зоны при складе хранения ракет и артиллерийских боеприпасов войсковой части №.
Таким образом, были установлены границы запретной зоны военного объекта в виде склада хранения ракет и артиллерийских боеприпасов войсковой части № на земельном участке, поставленном на кадастровый учет.
Впоследствии Правительством Республики Бурятия в связи с утверждением постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405 нового Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации и в целях приведения отдельных нормативных правовых актов в соответствие с действующими федеральными нормативными правовыми актами Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № признаны утратившими силу отдельные нормативные правовые акта Правительства РБ, в том числе, вышеназванное постановление Правительства РБ от 30.112009 г. № 443 об установлении границ запретной зоны.
Однако признание утратившими силу отдельных нормативных и правовых актом Правительства РБ не исключают установление зон с особыми условиями использования территорий, в частности, охранных зон военных объектов в соответствие с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Суд не принимает доводы представителя истца о том, что в настоящее время на указанном земельном участке фактически не установлена и в кадастровом паспорте земельного участка не отражена охранная зона военного объекта, а командир войсковой части № Маркин Р. подтвердил нахождение земельного участка за пределами охранной зоны, в связи с чем отсутствуют ограничения и запреты для приобретения земельного участка в собственность, поскольку при наличии военного объекта не исключается осуществление мероприятий в будущем, после предусмотренного в постановлении Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 г. N 405 срока установления зон с особыми условиями использования территорий – до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанный срок не является пресекательным и не препятствует установлению запретных зон по его истечении.
Согласие командира войсковой № Маркина Р. о предварительном согласовании земельного участка не может быть принято судом, поскольку согласие не обеспечивает условия безопасности истицы, населения и государства в целом, противоречит указанному постановлению правительства РФ.
Таким образом, суд принимает заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ о нахождении земельного участка в охранной зоне военного объекта и приходит к выводу о том, что распоряжение административного ответчика об отказе в предварительном согласовании предоставления Лухиной Н.В. земельного участка по тому основанию, что образование земельного участка приведет к невозможности разрешенного использования жилого, является законным и обоснованным.
Довод ответчика о применении в данном случае принципа равенства всех перед законом суд не принимает, поскольку обстоятельства приобретения в собственность земельных участков иными лицами не являлись предметом исследования судом по данному делу и в предмет доказывания не входили.
Суд, выяснив основания для принятия оспариваемого решения, как того требует п. 9 ст. 226 КАС РФ, приходит к выводу о том, что оспариваемое распоряжение соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца на получение соответствующего решения.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными.
Поскольку распоряжение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящего в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов принято в соответствии с действующим законодательством, не нарушает права и законные интересы административного истца, то его требования следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Леухиной Н. В. к Комитету по управлению и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным распоряжения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.
Судья: А.Д. Бунаева