Дело № 12-469/2021
РЕШЕНРР•
15 июля 2021 года г. Тверь
Судья Московского районного суда города Твери Н.В. Акбарова,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Щербакова В.Ю., действующего в интересах Сотника Н.В. на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области Манжаровой О.А. № от 15.04.2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Сотника Н.В.
установил:
постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области Манжаровой О.А. № от 15.04.2021 Сотник Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель Щербаков В.Ю., действующий в интересах Сотника Н.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и прекратить производство по делу.
Р’ обоснование РґРѕРІРѕРґРѕРІ жалобы указывает, что Сотник Рќ.Р’. является индивидуальным предпринимателем (ОГРНРРџ 312695224400055, РРќРќ 691174108079) Рё включен РІ Единый реестр субъектов малого Рё среднего предпринимательства; категория субъекта: микропредприятие (РєРѕРїРёСЏ выписки).
При проведении проверки соблюдения земельного законодательства, в рамках которой были установлены основания для составления протокола об административном правонарушении и вынесения обжалуемого постановления об административном правонарушении, административным органом нарушены требования статьи 26.2 Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В частности, согласно ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 проверки в отношении индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно.
В соответствии с обжалуемым Постановлением административное обследование земельного участка, послужившее основанием для последующего привлечения к административной ответственности, проведено 28.05.2020, то есть в период срока действия моратория, установленного ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008, что свидетельствует о нарушении административным органом указанных требований законодательства. Согласно ч. 2 ст. 26.2 Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 проведение проверки с нарушением требований указанной статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008.
Кроме того, в жалобе отмечено, что при производстве по делу об административном правонарушении в рамках обжалуемого Постановления нарушены положения КоАП РФ.
Ссылаясь на ст. 28.5 КоАП РФ, указано, что в рассматриваемой ситуации акт проверки составлен 03.02.2021, протокол об административном правонарушении составлен 10.03.2021, то есть более чем через месяц после выявления нарушения.
Ссылаясь на ст. 29.6 КоАП РФ, указано, что в рассматриваемой ситуации протокол об административном правонарушении составлен 10.03.2021, а Постановление о назначении административного наказания вынесено 15.04.2021, то есть за пределами установленного срока.
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. ст. 30.1, 30.2, 30.7 КоАП РФ, заявитель просит отменить Постановление от 15.04.2021 № № и прекратить производство по делу.
23.06.2021 года представителем Щербаковым В.Ю. представлены письменные дополнения к жалобе, в которых указано, что в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не были направлены надлежащим образом извещения и иные документы, связанные как с проведением проверки, так и с принятием процессуальных решений.
В частности, Сотник Н.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (копия паспорта Сотника Н.В.). Вместе с тем все извещения и документы, в том числе протокол об административном правонарушении, извещение о составлении данного протокола, направлялись административным органом по другому адресу: <адрес>
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений С‡. 1 СЃС‚. 1.6 РљРѕРђРџ Р Р¤, СЃС‚. 26.2 РљРѕРђРџ Р Р¤, РЅРµ допускается использование доказательств РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, полученных СЃ нарушением закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
Па смыслу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу пли законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дела об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Ссылаясь на ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, указано, что из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 10.03.2021 года в отсутствие Сотника Н.В., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо его представителя. При этом Сотник Н.В. извещался должностным лицам путем направления извещения по адресу: <адрес>
Указанное извещение было возвращено в Управление Россельхознадзора па Тверской области с отметкой о невручении адресату в связи с истечением срока хранения.
Вместе с тем, из приложенной копии паспорта на имя Сотника Н.В. следует, что Сотник Н.В. с 18.11.2020 зарегистрирован по адресу: <адрес> куда извещение Управлением не направлялось.
Указанное свидетельствует о том, что извещение Сотника Н.В. о составлении протокола об административном правонарушении является ненадлежащим.
Рзложенное свидетельствует Рѕ том, что РІ С…РѕРґРµ производства РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении административным органом РЅРµ были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого Рє административной ответственности, предусмотренных СЃС‚. 28.2, СЃС‚. 25.1, СЃС‚. 25.4 РљРѕРђРџ Р Р¤, что повлекла нарушение права Сотника Рќ.Р’. РЅР° защиту.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые; влекут признание данного протокола недопустимым доказательством.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, с учетом положений названной выше нормы, правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отсутствие объективных данных, подтверждающих получение Сотником Н.В. извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу, не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Сотника Н.В. в его отсутствие. Допущенное нарушение требований КоАП РФ является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого постановления.
С учетом изложенного, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении Сотника Н.В. не может быть признано законным и подлежит отмене. Производства по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесены состоявшиеся по делу постановления.
Сотник Н.В., его представитель Щербаков В.Ю., надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, о чем свидетельствует почтовая корреспонденция, сведения об извещении, направленные электронной почтой, СМС-извещение.
Управление Россельхознадзора по Тверской области извещено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы.
Управлением представлены письменные возражения РЅР° жалобу, РІ соответствии СЃ которыми Управление РїСЂРѕСЃРёС‚ РІ удовлетворении жалобы отказать. РџРѕ доводам жалобы отмечает, что деятельность Сотника Рќ.Р’. согласно выписке РёР· ЕГРРРџ РЅРµ связана СЃ сельскохозяйственным производством. Сотник Рќ.Р’. РЅРµ использует земельный участок РІ предпринимательской деятельности РїРѕ его целевому назначению для сельскохозяйственного производства. Внеплановая выездная проверка проведена РІ отношении Сотника Рќ.Р’. как гражданина. Ссылаясь РЅР° положения Рї. 8 СЃС‚. 71.1 Земельного кодекса Р Р¤, указано, что процессуальных нарушений должностными лицами Управления РЅРµ допущено.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
На основании задания на проведение административных обследований объектов земельных отношений от 07.05.2020 № проведено административное обследование земельного участка № расположенном в районе д. Дмитрово Берновского с/п Старицкого района Тверской области, в результате которого выявлен факт зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью на всей площади участка.
Должностным лицом установлено, что 02.02.2021 в ходе проведения внеплановой выездной проверки на основании Приказа Управления от 26.12.2020 № установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения (вид угодий - пашня) с кадастровым номером № площадью 10,5 га, расположенном в районе д. Дмитрово Берновского с/п Старицкого района Тверской области, с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства (пашня), принадлежащем на праве собственности Сотнику Н.В., выявлен факт зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью (березняк, ивняк, бодяк полевой, пырей ползучий) на всей площади участка. Признаки сельскохозяйственной деятельности отсутствуют, чем нарушены требования ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, за что предусмотрена административная ответственность, установленная ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
10.03.2021 в отношении Сотника Н.В. составлен протокол об административном правонарушении. Факт совершения Сотником Н.В. нарушения подтвержден: актом проверки, протоколом, фототаблицами.
С учетом изложенного, судом определено рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных.
Рсследовав материалы дела, РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, дополнения Рє жалобе, возражения Управления Россельхознадзора РїРѕ жалобе, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему выводу.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление поделуоб административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяетделов полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Статья 26.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования и охраны земель, имеющих определенное целевое назначение.
Пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Как следует из материалов административного дела, 02.02.2021 в 12 часов 45 минут в ходе проведения внеплановой выездной проверки на земельном участке сельскохозяйственного назначения (вид сельскохозяйственных угодий - пашня) с кадастровым номером № площадью 10,5 га, расположенном в районе д. Дмитрово Берновского с/п Старицкого района Тверской области, принадлежащем на праве собственности Сотнику Н.В., выявлен факт зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью (березняк, ивняк, бодяк полевой, пырей ползучий) на всей площади участка. Признаки сельскохозяйственной деятельности отсутствуют, чем нарушены требования ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанное нарушение послужило основанием для составления в отношении Сотника Н.В. протокола об административном правонарушении № от 10.03.2021.
15.04.2021 было вынесено постановление № о привлечении Сотника Н.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В качестве доказательств совершения правонарушения должностное лицо, в числе доказательств признало протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, составленный в отношении Сотника Н.В. от 10.03.2021.
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основополагающим процессуальным документом, фиксирующим событие административного правонарушения, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Доводы дополнений к жалобе о ненадлежащем извещении Сотника Н.В. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, заслуживают внимания.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений С‡. 1 СЃС‚. 1.6 РљРѕРђРџ Р Р¤ обеспечение законности РїСЂРё применении мер административного принуждения предполагает РЅРµ только наличие законных оснований для применения административного наказания, РЅРѕ Рё соблюдение установленного законом РїРѕСЂСЏРґРєР° привлечения лица Рє административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Рти данные устанавливаются протоколом РѕР± административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, Р° также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Так, из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 10.03.2021 года в отсутствие Сотника Н.В., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо его представителя
При этом, согласно материалам дела, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении Сотник Н.В. извещался должностным лицом путем направления извещения по адресу: <адрес>
Указанное извещение было возвращено в Управление Россельхознадзора по Тверской области, с отметкой о невручении адресату в связи с истечением срока хранения.
Вместе с тем, из приложенной копии паспорта на имя Сотника Н.В. следует, что с 18.11.2020 он зарегистрирован по адресу: <адрес>, и как установлено извещение по данному адресу Управлением не направлялось.
Таким образом, извещение Сотника Н.В. на составление протокола об административном правонарушении на 10.03.2021 года, нельзя признать надлежащим.
Рзложенное свидетельствует Рѕ том, что РІ С…РѕРґРµ производства РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении административным органом РЅРµ были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого Рє административной ответственности, предусмотренных СЃС‚. 28.2, СЃС‚. 25.1, СЃС‚. 25.4 РљРѕРђРџ Р Р¤, что повлекло нарушение права Сотника Рќ.Р’. РЅР° защиту.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые влекут признание данного протокола недопустимым доказательством.
По смыслу положений ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после рассмотрения дела по существу. Данное дело по существу было рассмотрено 15.04.2021, что исключает возможность возвращения протокола об административном правонарушении для устранения недостатков (надлежащего извещения).
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом установленных обстоятельств, указанных выше правовых норм, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Сотника Н.В. от 15.04.2021 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В оценке доводов рассматриваемой жалобы, не связанных с обстоятельствами, о которых подробно сказано выше, суд с учетом принятого решения об отмене обжалуемого постановления должностного лица и прекращении производства по делу в отношении Сотника Н.В., целесообразности не видит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу представителя Щербакова В.Ю., действующего в интересах Сотника Н.В., удовлетворить.
Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области Манжаровой О.А. № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Сотника Н.В. - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Сотника Н.В. состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение десяти суток с момента вручения либо получения его копии.
Судья Н.В. Акбарова
Дело № 12-469/2021
РЕШЕНРР•
15 июля 2021 года г. Тверь
Судья Московского районного суда города Твери Н.В. Акбарова,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Щербакова В.Ю., действующего в интересах Сотника Н.В. на постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области Манжаровой О.А. № от 15.04.2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Сотника Н.В.
установил:
постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области Манжаровой О.А. № от 15.04.2021 Сотник Н.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель Щербаков В.Ю., действующий в интересах Сотника Н.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и прекратить производство по делу.
Р’ обоснование РґРѕРІРѕРґРѕРІ жалобы указывает, что Сотник Рќ.Р’. является индивидуальным предпринимателем (ОГРНРРџ 312695224400055, РРќРќ 691174108079) Рё включен РІ Единый реестр субъектов малого Рё среднего предпринимательства; категория субъекта: микропредприятие (РєРѕРїРёСЏ выписки).
При проведении проверки соблюдения земельного законодательства, в рамках которой были установлены основания для составления протокола об административном правонарушении и вынесения обжалуемого постановления об административном правонарушении, административным органом нарушены требования статьи 26.2 Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В частности, согласно ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 проверки в отношении индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно.
В соответствии с обжалуемым Постановлением административное обследование земельного участка, послужившее основанием для последующего привлечения к административной ответственности, проведено 28.05.2020, то есть в период срока действия моратория, установленного ч. 1.1 ст. 26.2 Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008, что свидетельствует о нарушении административным органом указанных требований законодательства. Согласно ч. 2 ст. 26.2 Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 проведение проверки с нарушением требований указанной статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008.
Кроме того, в жалобе отмечено, что при производстве по делу об административном правонарушении в рамках обжалуемого Постановления нарушены положения КоАП РФ.
Ссылаясь на ст. 28.5 КоАП РФ, указано, что в рассматриваемой ситуации акт проверки составлен 03.02.2021, протокол об административном правонарушении составлен 10.03.2021, то есть более чем через месяц после выявления нарушения.
Ссылаясь на ст. 29.6 КоАП РФ, указано, что в рассматриваемой ситуации протокол об административном правонарушении составлен 10.03.2021, а Постановление о назначении административного наказания вынесено 15.04.2021, то есть за пределами установленного срока.
На основании вышеизложенного, в соответствии со ст. ст. 30.1, 30.2, 30.7 КоАП РФ, заявитель просит отменить Постановление от 15.04.2021 № № и прекратить производство по делу.
23.06.2021 года представителем Щербаковым В.Ю. представлены письменные дополнения к жалобе, в которых указано, что в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не были направлены надлежащим образом извещения и иные документы, связанные как с проведением проверки, так и с принятием процессуальных решений.
В частности, Сотник Н.В. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (копия паспорта Сотника Н.В.). Вместе с тем все извещения и документы, в том числе протокол об административном правонарушении, извещение о составлении данного протокола, направлялись административным органом по другому адресу: <адрес>
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений С‡. 1 СЃС‚. 1.6 РљРѕРђРџ Р Р¤, СЃС‚. 26.2 РљРѕРђРџ Р Р¤, РЅРµ допускается использование доказательств РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, полученных СЃ нарушением закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
Па смыслу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу пли законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дела об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Ссылаясь на ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, указано, что из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 10.03.2021 года в отсутствие Сотника Н.В., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо его представителя. При этом Сотник Н.В. извещался должностным лицам путем направления извещения по адресу: <адрес>
Указанное извещение было возвращено в Управление Россельхознадзора па Тверской области с отметкой о невручении адресату в связи с истечением срока хранения.
Вместе с тем, из приложенной копии паспорта на имя Сотника Н.В. следует, что Сотник Н.В. с 18.11.2020 зарегистрирован по адресу: <адрес> куда извещение Управлением не направлялось.
Указанное свидетельствует о том, что извещение Сотника Н.В. о составлении протокола об административном правонарушении является ненадлежащим.
Рзложенное свидетельствует Рѕ том, что РІ С…РѕРґРµ производства РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении административным органом РЅРµ были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого Рє административной ответственности, предусмотренных СЃС‚. 28.2, СЃС‚. 25.1, СЃС‚. 25.4 РљРѕРђРџ Р Р¤, что повлекла нарушение права Сотника Рќ.Р’. РЅР° защиту.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые; влекут признание данного протокола недопустимым доказательством.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, с учетом положений названной выше нормы, правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отсутствие объективных данных, подтверждающих получение Сотником Н.В. извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу, не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении в отношении Сотника Н.В. в его отсутствие. Допущенное нарушение требований КоАП РФ является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого постановления.
С учетом изложенного, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ в отношении Сотника Н.В. не может быть признано законным и подлежит отмене. Производства по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесены состоявшиеся по делу постановления.
Сотник Н.В., его представитель Щербаков В.Ю., надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, о чем свидетельствует почтовая корреспонденция, сведения об извещении, направленные электронной почтой, СМС-извещение.
Управление Россельхознадзора по Тверской области извещено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы.
Управлением представлены письменные возражения РЅР° жалобу, РІ соответствии СЃ которыми Управление РїСЂРѕСЃРёС‚ РІ удовлетворении жалобы отказать. РџРѕ доводам жалобы отмечает, что деятельность Сотника Рќ.Р’. согласно выписке РёР· ЕГРРРџ РЅРµ связана СЃ сельскохозяйственным производством. Сотник Рќ.Р’. РЅРµ использует земельный участок РІ предпринимательской деятельности РїРѕ его целевому назначению для сельскохозяйственного производства. Внеплановая выездная проверка проведена РІ отношении Сотника Рќ.Р’. как гражданина. Ссылаясь РЅР° положения Рї. 8 СЃС‚. 71.1 Земельного кодекса Р Р¤, указано, что процессуальных нарушений должностными лицами Управления РЅРµ допущено.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
На основании задания на проведение административных обследований объектов земельных отношений от 07.05.2020 № проведено административное обследование земельного участка № расположенном в районе д. Дмитрово Берновского с/п Старицкого района Тверской области, в результате которого выявлен факт зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью на всей площади участка.
Должностным лицом установлено, что 02.02.2021 в ходе проведения внеплановой выездной проверки на основании Приказа Управления от 26.12.2020 № установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения (вид угодий - пашня) с кадастровым номером № площадью 10,5 га, расположенном в районе д. Дмитрово Берновского с/п Старицкого района Тверской области, с разрешенным видом использования – для сельскохозяйственного производства (пашня), принадлежащем на праве собственности Сотнику Н.В., выявлен факт зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью (березняк, ивняк, бодяк полевой, пырей ползучий) на всей площади участка. Признаки сельскохозяйственной деятельности отсутствуют, чем нарушены требования ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, за что предусмотрена административная ответственность, установленная ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
10.03.2021 в отношении Сотника Н.В. составлен протокол об административном правонарушении. Факт совершения Сотником Н.В. нарушения подтвержден: актом проверки, протоколом, фототаблицами.
С учетом изложенного, судом определено рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных.
Рсследовав материалы дела, РґРѕРІРѕРґС‹ жалобы, дополнения Рє жалобе, возражения Управления Россельхознадзора РїРѕ жалобе, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему выводу.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление поделуоб административном правонарушении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяетделов полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
Статья 26.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования и охраны земель, имеющих определенное целевое назначение.
Пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Как следует из материалов административного дела, 02.02.2021 в 12 часов 45 минут в ходе проведения внеплановой выездной проверки на земельном участке сельскохозяйственного назначения (вид сельскохозяйственных угодий - пашня) с кадастровым номером № площадью 10,5 га, расположенном в районе д. Дмитрово Берновского с/п Старицкого района Тверской области, принадлежащем на праве собственности Сотнику Н.В., выявлен факт зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью (березняк, ивняк, бодяк полевой, пырей ползучий) на всей площади участка. Признаки сельскохозяйственной деятельности отсутствуют, чем нарушены требования ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанное нарушение послужило основанием для составления в отношении Сотника Н.В. протокола об административном правонарушении № от 10.03.2021.
15.04.2021 было вынесено постановление № о привлечении Сотника Н.В. к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
В качестве доказательств совершения правонарушения должностное лицо, в числе доказательств признало протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, составленный в отношении Сотника Н.В. от 10.03.2021.
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основополагающим процессуальным документом, фиксирующим событие административного правонарушения, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Доводы дополнений к жалобе о ненадлежащем извещении Сотника Н.В. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, заслуживают внимания.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений С‡. 1 СЃС‚. 1.6 РљРѕРђРџ Р Р¤ обеспечение законности РїСЂРё применении мер административного принуждения предполагает РЅРµ только наличие законных оснований для применения административного наказания, РЅРѕ Рё соблюдение установленного законом РїРѕСЂСЏРґРєР° привлечения лица Рє административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Рти данные устанавливаются протоколом РѕР± административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, Р° также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1 и 3 ст. 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Так, из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он был составлен 10.03.2021 года в отсутствие Сотника Н.В., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо его представителя
При этом, согласно материалам дела, о месте и времени составления протокола об административном правонарушении Сотник Н.В. извещался должностным лицом путем направления извещения по адресу: <адрес>
Указанное извещение было возвращено в Управление Россельхознадзора по Тверской области, с отметкой о невручении адресату в связи с истечением срока хранения.
Вместе с тем, из приложенной копии паспорта на имя Сотника Н.В. следует, что с 18.11.2020 он зарегистрирован по адресу: <адрес>, и как установлено извещение по данному адресу Управлением не направлялось.
Таким образом, извещение Сотника Н.В. на составление протокола об административном правонарушении на 10.03.2021 года, нельзя признать надлежащим.
Рзложенное свидетельствует Рѕ том, что РІ С…РѕРґРµ производства РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении административным органом РЅРµ были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого Рє административной ответственности, предусмотренных СЃС‚. 28.2, СЃС‚. 25.1, СЃС‚. 25.4 РљРѕРђРџ Р Р¤, что повлекло нарушение права Сотника Рќ.Р’. РЅР° защиту.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, которые влекут признание данного протокола недопустимым доказательством.
По смыслу положений ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ стадия подготовки дела к рассмотрению не может быть возобновлена после рассмотрения дела по существу. Данное дело по существу было рассмотрено 15.04.2021, что исключает возможность возвращения протокола об административном правонарушении для устранения недостатков (надлежащего извещения).
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом установленных обстоятельств, указанных выше правовых норм, постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Сотника Н.В. от 15.04.2021 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В оценке доводов рассматриваемой жалобы, не связанных с обстоятельствами, о которых подробно сказано выше, суд с учетом принятого решения об отмене обжалуемого постановления должностного лица и прекращении производства по делу в отношении Сотника Н.В., целесообразности не видит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу представителя Щербакова В.Ю., действующего в интересах Сотника Н.В., удовлетворить.
Постановление начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области Манжаровой О.А. № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении Сотника Н.В. - отменить.
Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Сотника Н.В. состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Московский районный суд г. Твери в течение десяти суток с момента вручения либо получения его копии.
Судья Н.В. Акбарова