Дело № 2а-217/2020
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
02 октября 2020 года город Западная Двина
Западнодвинский межрайонный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Ковалёвой М.Л.,
при секретаре Коптеловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Тверской области к Назаровой Юлии Юрьевне о взыскании задолженности по страховым взносам и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 5 РїРѕ Тверской области обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Назаровой Р®.Р®. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ страховым взносам Рё единому налогу РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ для отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности.
Р’ обоснование заявленных требований административный истец указал, что Назарова Р®.Р®. состоит РЅР° учете РІ Межрайонной РФНС в„– 5 РїРѕ Тверской области, является плательщиком страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ. 12 февраля 2018 РіРѕРґР° административный ответчик прекратил деятельность РІ качестве индивидуального предпринимателя. РќР° основании главы 34 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации фиксированный размер страхового РІР·РЅРѕСЃР° РїРѕ обязательному пенсионному страхованию Р·Р° 2018 РіРѕРґ составляет 3160 рублей 12 копеек РёР· расчета: 26545 рублей/12 месяцев*1 месяц 12 дней. Фиксированный размер страхового РІР·РЅРѕСЃР° РїРѕ обязательному медицинскому страхованию Р·Р° 2018 РіРѕРґ составляет 695 рублей 24 копейки РёР· расчета: 5840 рублей/12 месяцев*1 месяц 12 дней.
РљСЂРѕРјРµ того, Назарова Р®.Р®. 20 октября 2017 РіРѕРґР° Рё 22 января 2018 РіРѕРґР° представила РІ налоговый орган налоговые декларации РїРѕ единому налогу РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ для отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности Р° 3-4 кварталы 2017 РіРѕРґР°. РЎСѓРјРјС‹ налога, подлежащие уплате РІ бюджет, РЅР° основании данных деклараций составляют 3883 рубля Рё 1547 рублей соответственно. РЎ учетом положений СЃС‚. 346.32 Налогового Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃСЂРѕРє уплаты единого налога РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ для отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности Р·Р° 3 квартал 2017 РіРѕРґР° – РЅРµ позднее 25 октября 2017 РіРѕРґР°, Р·Р° 4 квартал 2017 РіРѕРґР° – РЅРµ позднее 25 января 2018 РіРѕРґР°. Однако, административный ответчик обязанность налогоплательщика РїРѕ уплате единого налога РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ для отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности Рё страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ РЅР° обязательное пенсионное Рё обязательное медицинское страхование РІ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ установленные законодательством СЃСЂРѕРєРё РЅРµ исполнила, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем Рнспекцией РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. 75 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации начислены пени РІ общем размере 973 рубля 77 копеек, РёР· которых: пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ СЃСѓРјРјРµ 485 рублей 65 копеек, пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование РІ СЃСѓРјРјРµ 95 рублей 81 копейка, пени РїРѕ единому налогу РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ для отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности РІ СЃСѓРјРјРµ 392 рубля 31 копейка.
На основании положений ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации Назаровой Ю.Ю. направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов по состоянию на 15 ноября 2017 года № ХХ, по состоянию на 14 марта 2018 года № ХХ, по состоянию на 28 марта 2018 года № ХХ. Однако, налогоплательщик в установленный срок требование не исполнил.
Меры взыскания к административному ответчику на общую сумму задолженности налоговым органом не принимались. Срок для обращения в суд о взыскании задолженности пропущен по причине не укомплектованности правового отдела специалистами и наличием большого объема материалов, находящихся в производстве в период возникновения права на взыскание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 5 РїРѕ Тверской области РїСЂРѕСЃРёС‚ восстановить СЃСЂРѕРє подачи заявления Рѕ взыскании СЃ Назаровой Р®.Р®. задолженности РїРѕ единому налогу РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ для отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности Рё РїРѕ страховым взносам Рё взыскать СЃ Назаровой Р®.Р®. задолженность РїРѕ единому налогу РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ для отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности РІ СЃСѓРјРјРµ РІ СЃСѓРјРјРµ 5430 рублей; пени РїРѕ единому налогу РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ для отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности РІ СЃСѓРјРјРµ 392 рубля 31 копейка; задолженность РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ СЃСѓРјРјРµ 3160 рублей 12 копеек; пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ СЃСѓРјРјРµ 485 рублей 65 копеек; задолженность РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование РІ СЃСѓРјРјРµ 695 рублей 24 копейки; пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование РІ СЃСѓРјРјРµ 95 рублей 81 копейка.
Представитель административного истца Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 5 РїРѕ Тверской области РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ дате, месте Рё времени его проведения извещался надлежащим образом, РІ письменном ходатайстве РїСЂРѕСЃРёР» рассмотреть данное административное дело РІ его отсутствие, заявленные требования поддержал РІ полном объеме.
Административный ответчик Назарова Ю.Ю. в судебное заседание не явилась, о дате и времени его проведения извещалась надлежащим образом (заказной судебной корреспонденцией по месту регистрации), заказная корреспонденция возвратилась в суд с отметкой почтового отделения «истек срок хранения».
Поскольку явка административного ответчика Назаровой Ю.Ю. не была признана судом обязательной, и от неё не поступало заявлений об отложении судебного заседания и документов об уважительной причине неявки, то на основании части 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассматривалось в отсутствие сторон.
Рсследовав представленные материалы, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему выводу.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
На основании пункта 3 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 430 Кодекса).
В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.
В соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (статья 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.
Принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 данной статьи). При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Назаровой Ю.Ю. 17 ноября 2017 года направлялось требование № ХХ об уплате единого налога на вмененный доход за 3 квартал 2017 года и пени в срок до 05 декабря 2017 года; 15 марта 2018 года - требование № ХХ об уплате единого налога на вмененный доход за 4 квартал 2017 года и пени в срок до 03 апреля 2018 года; требование № ХХ об уплате страховых взносов и пени в срок до 17 апреля 2018 года.
Таким образом, установленный законом шестимесячный срок истекал по каждому из указанных требований в 2018 году.
РЎ настоящим административным РёСЃРєРѕРј Рѕ взыскании задолженности РїРѕ страховым взносам Рё единому налогу РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ для отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё N 5 РїРѕ Тверской области обратилась РІ СЃСѓРґ16 сентября 2020 РіРѕРґР°, то есть СЃ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј установленного законом шестимесячного СЃСЂРѕРєР°. РљСЂРѕРјРµ того, СЃ заявлением Рѕ выдаче судебного приказа Рѕ взыскании обязательных платежей Рё санкций налоговой орган РЅРµ обращался.
Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться объективные обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
Уважительных причин пропуска указанного срока налоговым органом не представлено. Не укомплектованность правового отдела специалистами, наличие большого объема материалов в качестве таковых рассматриваться не могут.
Доказательств того, что инспекция была лишена возможности своевременно обратиться в суд в виду наличия объективных (независящих от налогового органа) причин, которые могли быть расценены судом как уважительные, не представлено.
При этом, суд принимает во внимание, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке и сроки.
Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177 – 180, ч. 8 ст. 219, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Тверской области к Назаровой Юлии Юрьевне о взыскании задолженности по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 5430 (пять тысяч четыреста тридцать) рублей; пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 392 (триста девяносто два) рубля 31 копейка; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 3160 (три тысячи сто шестьдесят) рублей 12 копеек; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 485 (четыреста восемьдесят пять) рублей 65 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 695 (шестьсот девяносто пять) рублей 24 копейки; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 95 (девяносто пять) рублей 81 копейка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Западнодвинский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий М.Л. Ковалёва
Мотивированное решение суда изготовлено 06 октября 2020 года.
Председательствующий М.Л. Ковалёва
Дело № 2а-217/2020
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
02 октября 2020 года город Западная Двина
Западнодвинский межрайонный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Ковалёвой М.Л.,
при секретаре Коптеловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Тверской области к Назаровой Юлии Юрьевне о взыскании задолженности по страховым взносам и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 5 РїРѕ Тверской области обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Назаровой Р®.Р®. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ страховым взносам Рё единому налогу РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ для отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности.
Р’ обоснование заявленных требований административный истец указал, что Назарова Р®.Р®. состоит РЅР° учете РІ Межрайонной РФНС в„– 5 РїРѕ Тверской области, является плательщиком страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ. 12 февраля 2018 РіРѕРґР° административный ответчик прекратил деятельность РІ качестве индивидуального предпринимателя. РќР° основании главы 34 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации фиксированный размер страхового РІР·РЅРѕСЃР° РїРѕ обязательному пенсионному страхованию Р·Р° 2018 РіРѕРґ составляет 3160 рублей 12 копеек РёР· расчета: 26545 рублей/12 месяцев*1 месяц 12 дней. Фиксированный размер страхового РІР·РЅРѕСЃР° РїРѕ обязательному медицинскому страхованию Р·Р° 2018 РіРѕРґ составляет 695 рублей 24 копейки РёР· расчета: 5840 рублей/12 месяцев*1 месяц 12 дней.
РљСЂРѕРјРµ того, Назарова Р®.Р®. 20 октября 2017 РіРѕРґР° Рё 22 января 2018 РіРѕРґР° представила РІ налоговый орган налоговые декларации РїРѕ единому налогу РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ для отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности Р° 3-4 кварталы 2017 РіРѕРґР°. РЎСѓРјРјС‹ налога, подлежащие уплате РІ бюджет, РЅР° основании данных деклараций составляют 3883 рубля Рё 1547 рублей соответственно. РЎ учетом положений СЃС‚. 346.32 Налогового Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации СЃСЂРѕРє уплаты единого налога РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ для отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности Р·Р° 3 квартал 2017 РіРѕРґР° – РЅРµ позднее 25 октября 2017 РіРѕРґР°, Р·Р° 4 квартал 2017 РіРѕРґР° – РЅРµ позднее 25 января 2018 РіРѕРґР°. Однако, административный ответчик обязанность налогоплательщика РїРѕ уплате единого налога РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ для отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности Рё страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ РЅР° обязательное пенсионное Рё обязательное медицинское страхование РІ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ установленные законодательством СЃСЂРѕРєРё РЅРµ исполнила, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем Рнспекцией РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. 75 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации начислены пени РІ общем размере 973 рубля 77 копеек, РёР· которых: пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ СЃСѓРјРјРµ 485 рублей 65 копеек, пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование РІ СЃСѓРјРјРµ 95 рублей 81 копейка, пени РїРѕ единому налогу РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ для отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности РІ СЃСѓРјРјРµ 392 рубля 31 копейка.
На основании положений ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации Назаровой Ю.Ю. направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов по состоянию на 15 ноября 2017 года № ХХ, по состоянию на 14 марта 2018 года № ХХ, по состоянию на 28 марта 2018 года № ХХ. Однако, налогоплательщик в установленный срок требование не исполнил.
Меры взыскания к административному ответчику на общую сумму задолженности налоговым органом не принимались. Срок для обращения в суд о взыскании задолженности пропущен по причине не укомплектованности правового отдела специалистами и наличием большого объема материалов, находящихся в производстве в период возникновения права на взыскание в судебном порядке.
Руководствуясь положениями Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 5 РїРѕ Тверской области РїСЂРѕСЃРёС‚ восстановить СЃСЂРѕРє подачи заявления Рѕ взыскании СЃ Назаровой Р®.Р®. задолженности РїРѕ единому налогу РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ для отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности Рё РїРѕ страховым взносам Рё взыскать СЃ Назаровой Р®.Р®. задолженность РїРѕ единому налогу РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ для отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности РІ СЃСѓРјРјРµ РІ СЃСѓРјРјРµ 5430 рублей; пени РїРѕ единому налогу РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ для отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности РІ СЃСѓРјРјРµ 392 рубля 31 копейка; задолженность РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ СЃСѓРјРјРµ 3160 рублей 12 копеек; пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ СЃСѓРјРјРµ 485 рублей 65 копеек; задолженность РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование РІ СЃСѓРјРјРµ 695 рублей 24 копейки; пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное медицинское страхование РІ СЃСѓРјРјРµ 95 рублей 81 копейка.
Представитель административного истца Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 5 РїРѕ Тверской области РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ дате, месте Рё времени его проведения извещался надлежащим образом, РІ письменном ходатайстве РїСЂРѕСЃРёР» рассмотреть данное административное дело РІ его отсутствие, заявленные требования поддержал РІ полном объеме.
Административный ответчик Назарова Ю.Ю. в судебное заседание не явилась, о дате и времени его проведения извещалась надлежащим образом (заказной судебной корреспонденцией по месту регистрации), заказная корреспонденция возвратилась в суд с отметкой почтового отделения «истек срок хранения».
Поскольку явка административного ответчика Назаровой Ю.Ю. не была признана судом обязательной, и от неё не поступало заявлений об отложении судебного заседания и документов об уважительной причине неявки, то на основании части 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассматривалось в отсутствие сторон.
Рсследовав представленные материалы, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему выводу.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
На основании пункта 3 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 430 Кодекса).
В соответствии со статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.
В соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (статья 346.30 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса.
Принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 данной статьи). При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Таким образом, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Назаровой Ю.Ю. 17 ноября 2017 года направлялось требование № ХХ об уплате единого налога на вмененный доход за 3 квартал 2017 года и пени в срок до 05 декабря 2017 года; 15 марта 2018 года - требование № ХХ об уплате единого налога на вмененный доход за 4 квартал 2017 года и пени в срок до 03 апреля 2018 года; требование № ХХ об уплате страховых взносов и пени в срок до 17 апреля 2018 года.
Таким образом, установленный законом шестимесячный срок истекал по каждому из указанных требований в 2018 году.
РЎ настоящим административным РёСЃРєРѕРј Рѕ взыскании задолженности РїРѕ страховым взносам Рё единому налогу РЅР° вмененный РґРѕС…РѕРґ для отдельных РІРёРґРѕРІ деятельности РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё N 5 РїРѕ Тверской области обратилась РІ СЃСѓРґ16 сентября 2020 РіРѕРґР°, то есть СЃ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј установленного законом шестимесячного СЃСЂРѕРєР°. РљСЂРѕРјРµ того, СЃ заявлением Рѕ выдаче судебного приказа Рѕ взыскании обязательных платежей Рё санкций налоговой орган РЅРµ обращался.
Вопрос о том, является ли причина пропуска срока уважительной, суд решает в каждом конкретном случае. При этом, в качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться объективные обстоятельства, которые делают своевременное обращение в суд невозможным или крайне затруднительным. Обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от заявителя, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
Уважительных причин пропуска указанного срока налоговым органом не представлено. Не укомплектованность правового отдела специалистами, наличие большого объема материалов в качестве таковых рассматриваться не могут.
Доказательств того, что инспекция была лишена возможности своевременно обратиться в суд в виду наличия объективных (независящих от налогового органа) причин, которые могли быть расценены судом как уважительные, не представлено.
При этом, суд принимает во внимание, что у налогового органа имелось достаточно времени для оформления административного искового заявления в установленном законом порядке и сроки.
Согласно части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177 – 180, ч. 8 ст. 219, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Тверской области к Назаровой Юлии Юрьевне о взыскании задолженности по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 5430 (пять тысяч четыреста тридцать) рублей; пени по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 392 (триста девяносто два) рубля 31 копейка; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 3160 (три тысячи сто шестьдесят) рублей 12 копеек; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 485 (четыреста восемьдесят пять) рублей 65 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 695 (шестьсот девяносто пять) рублей 24 копейки; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 95 (девяносто пять) рублей 81 копейка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Западнодвинский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Председательствующий М.Л. Ковалёва
Мотивированное решение суда изготовлено 06 октября 2020 года.
Председательствующий М.Л. Ковалёва