Дело № 2-499/2022 Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Некрасовское 27 октября 2022 года
Некрасовский районный суд Ярославской области в составе судьи Шиховой Е.Ю., при секретаре Лисенковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО2, ФИО1 о возложении обязанности обеспечить охрану объекта (территории), финансирования охраны объекта (территории),
у с та н о в и л:
ФИО обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО2 ФИО1 о возложении обязанности обеспечить охрану объекта (территории) по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; обеспечить финансирование охраны указанного объекта (территории).
В обоснование требований в иске указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что в соответствии с паспортом безопасности объекту, расположенному по адресу: <адрес> присвоена 2 категория опасности.
Согласно указанному паспорту безопасности, согласованному в ДД.ММ.ГГГГ, образовательное учреждение должно выполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ мероприятия, предусмотренные подпунктами «а, б, в, г, д, е, ж, з» пункта 20, подпунктами «а, б, в, г» пункта 23, в срок до ДД.ММ.ГГГГ - подпунктами «а, б, в, г» пункта 22, подпунктами «а, б, в, г, д, е, ж, з, к, л, м, н» пункта 24, подпунктами «а, б, в, г, д» пункта 25, подпунктами «а, б» пункта 26, на постоянной основе выполнять мероприятия, предусмотренные подпунктами «а, б, в, г, д, е, ж, з, и» пункта 19, подпунктами «а, б, в, г, д, е» пункта 21 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объекта.
До настоящего времени подпункт «б» пункта 25 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, предусматривающий обеспечение охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, несмотря на продолжительный период времени с момента согласования паспорта безопасности, не выполнен.
Невыполнение мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, в полном объеме на протяжении длительного периода времени создает угрозу безопасности антитеррористической защищенности объекта.
Согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 1.4 Устава ФИО1 учредителем и собственником имущества ФИО1 является ФИО5 муниципальный район. Функции и полномочия Учредителя от имени ФИО5 муниципального района осуществляет ФИО2
В соответствии с п. 5.2 Устава к компетенции Учредителя относится, в том числе, содержание Учреждения, выделение средств на приобретение имущества Учреждения, осуществление контроля за деятельностью Учреждения, осуществление иных функций и полномочий, предусмотренных действующим законодательством.
Исходя из требований законодательства обязанность по обеспечению охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, лежит на ФИО1 и ФИО2.
Невыполнение мероприятий, предусмотренных вышеуказанными требованиями, в полном объеме на протяжении длительного периода времени создает угрозу безопасности антитеррористической защищенности объекта, жизни и здоровью людей, прежде всего несовершеннолетних - учащихся школы, а также педагогов и иных лиц.
В судебном заседании ФИО ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила, что ранее в адрес ФИО1 выносились представления, в ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ, и были получены ответы о том, что невозможно исполнить данный пункт ввиду отсутствия финансирования, в связи с чем ответчиком была привлечена ФИО2, которая осуществляет функции и полномочия учредителя, и к ним заявлены требования о финансировании указанных мероприятий.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 ФИО4 исковые требования признал, пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ писали заявку, а на ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ в проект бюджета была включена эта сумма. Ранее ФИО1 собирала денежные средства с родителей, потом это было запрещено. Охрана в соответствии с требованиями не организована в настоящее время, эту функцию выполняют гардеробщицы. Категория объекта - 2, не изменилась.
В судебное заседание ответчик ФИО2 не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, из представленных возражений следует, что требование истца о возложении на ФИО2 обязанности обеспечения финансирования вступает в противоречие с положениями бюджетного законодательства, а также принципа разделения властей. ФИО2 являющаяся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, не вправе самостоятельно распоряжаться денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете. Перераспределение бюджетных средств не входит в компетенцию суда. Решение Думы ФИО5 муниципального района «О бюджете ФИО5 муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ» не содержит в себе лимитов бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий по охране объекта (территории), в связи с чем выделение денежных средств в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ не представляется возможным.
В судебное заседание третье лицо ФИО6 не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, возражений не представило.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма (п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Согласно п. 7 ст. 2., подп. а п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, основанная на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма, которые заключаются в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
На основании абз. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, во исполнение пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ, утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
В силу п. 26 Требований в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 24 и 25 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.Согласно подпункта «б» пункта 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В судебном заседании установлено и подтверждается представленными материалами проверки прокуратуры <адрес> по соблюдению об законодательства антитеррористической защищенности, что в соответствии с паспортом безопасности объекту, расположенному по адресу: <адрес> присвоена 2 категория опасности.
Из указанного паспорта безопасности, согласованного в ДД.ММ.ГГГГ, следует, что образовательное учреждение ФИО1 должно выполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ мероприятия, в том числе предусмотренные подпунктом «б» пункта 25 требований дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006.
Однако, до настоящего времени подпункт «б» пункта 25 Требований, предусматривающий обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, несмотря на продолжительный период времени с момента согласования паспорта безопасности, не выполнен.
Таким образом, невыполнение мероприятий, предусмотренных вышеуказанными требованиями в полном объеме на протяжении длительного периода времени создает угрозу безопасности антитеррористической защищенности объекта жизни и здоровью людей, прежде всего несовершеннолетних - учащихся школы, а также педагогов и иных лиц.
Исходя из указанных выше требований законодательства обязанность по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, лежит на ФИО1 Невыполнение мероприятий, предусмотренных вышеуказанными требованиями в полном объеме на протяжении длительного периода времени создает угрозу безопасности антитеррористической защищенности объекта, жизни и здоровью людей, прежде всего несовершеннолетних - учащихся ФИО1, а также педагогов и иных лиц.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ФИО к ФИО1 и обязывает ответчика обеспечить охрану объекта (территории) по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся в том числе: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в профилактике терроризма и экстремизма; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
Согласно статье 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
На основании ч. 1, 3 ст. 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся: составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
Местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований (ст.ст. 10, 11 Бюджетного кодекса РФ).
В силу ч. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 1 статьи 24 Устава ФИО5 муниципального района, утвержденного решением Собрания представителей ФИО5 муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении относится к исключительной компетенции органа муниципального образования.
Исходя из положений ст. 12 Конституции РФ о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс РФ предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (статьи 10, 14, 15, 28, 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ), который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней). Перераспределение бюджетных средств не входит в компетенцию суда.
Таким образом, в силу вышеизложенных норм, установленных по делу обстоятельств, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований ФИО к ФИО2.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования ФИО в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать ФИО1 (ИНН №, ОГРН № обеспечить охрану объекта (территории) по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу;
В удовлетворении иска ФИО в защиту интересов неопределенного круга лиц в остальной части отказать.
На решение в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме может быть подана жалоба в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Некрасовский районный суд.
Судья Е.Ю. Шихова