Судья Калиниченко Н.А. № 33-3422/2024 (2-696/2024 – 1 инст.)
УИД 86RS0001-01-2024-000147-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июня 2024 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Яковлева Д.В.,
судей Бойко Д.А., Решетниковой О.В.,
при ведении протокола секретарем Чайка Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным решения о снятии с учета на получение субсидии и исключении из списков участников мероприятия, возложении обязанности восстановить в списке и выдать сертификат,
по апелляционной жалобе Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 февраля 2024 года,
Заслушав доклад судьи Яковлева Д.В., судебная коллегия,
установила:
(ФИО)1 обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и администрации Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Просила признать незаконным решение комиссии Департамента строительства и жилищно-коммунальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 сентября 2023 года в части снятия ее с учета на получение социальных выплат на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, возложить обязанность на ответчиков восстановить ее в очереди на получение социальных выплат, выдать жилищный сертификат для приобретения жилья в связи переселением.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что ее супруг Парахин А.В. был включен в Сводный список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов приравненных к районам Крайнего Севера. 19 апреля 2022 года он умер, а 12 сентября 2023 года она была снята с учета в связи с отсутствием у ее супруга регистрации по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в периоды с 15 июля 2008 года по 19 августа 2008 года и с 21 февраля 2012 года по 15 апреля 2013 года. Полагала данные сведения недостоверными, поскольку решением суда от 23 ноября 2023 года установлен факт общей продолжительности непрерывного проживания ее супруга в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Полагала оспариваемое решение нарушающим ее права и права членов ее семьи.
В возражениях на исковое заявление Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры пояснил, что решение об отказе в выдаче сертификата принято в связи с выявлением факта неправомерных действий должностных лиц администрации Нижневартовского района. Указал, что при постановке на учет в 2021 году супруг истицы не представил документы, подтверждающие его регистрацию по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в периоды с 16 июля 2008 года по 19 августа 2008 года и с 21 февраля 2012 года по 15 апреля 2013 года.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21 февраля 2024 года исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным решение Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, изложенное в письме от 12 сентября 2023 года №42-Исх-14862, об отказе в выдаче жилищного сертификата для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, (ФИО)1 и членов ее семьи,
На ответчиков возложена обязанность восстановить истицу с составом семьи из 2 человек, включая дочь (ФИО)6, в списке лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, и выдать в установленном порядке государственный жилищный сертификат для приобретения жилья в связи с переселением.
Постановлено взыскать с ответчиков в пользу истицы расходы по оплате государственной пошлины по 150 руб. с каждого.
В апелляционной жалобе Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры просит об отмене постановленного решения суда и отказе в удовлетворении заявленных требований. Не согласен с выводами суда о том, что для установления фактического местонахождения (ФИО)5 должны были быть учтены документы, не предусмотренные действующим Положением. Указывает, что факт проживания (ФИО)5 в спорные периоды в районах приравненных к Крайнему Северу был подтвержден решением суда уже после принятия решения о снятии истицы с учета. Считает, что удовлетворение требований истицы поставит ее в неравное положение по отношению к гражданам, которые действуя добросовестно, получали меры государственной поддержки в установленном законом порядке.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены телефонограммами 16 мая 2024 года.
Ходатайств об отложении слушания дела и документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не явившиеся в судебное заседание участники процесса не представили.
Информация о движении дела размещена на официальном сайте суда (адрес) – Югры.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что (ФИО)5 имел право состоять на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку проживал и работал в таковых до 1 января 1992 года, имеет необходимый 15-летний календарный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, жилья в других регионах Российской Федерации не имел. Суд исходил из того, что периоды с 21 февраля 2012 года по 15 апрель 2013 года должны были быть учтены по сведениям трудовой книжки и пенсионного учета, согласно которых (ФИО)5 работал и проживал, состоял на учете и оплачивал налоги по месту жительства и работы в Нижневартовском районе. Суд отметил, что (ФИО)5 при жизни представил всю требуемую информацию, и дополнительно у него никакие документы не запрашивались.
Данные выводы являются правильными.
Истица (ФИО)1 и (ФИО)5 состояли в браке с (дата) и являются родителями (ФИО)6 (дата) года рождения (т. 1 л.д. 186, 188).
(дата) (ФИО)5 была установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию (т. 1 л.д. 53).
31 июля 2021 года (ФИО)5 обратился к Главе Нижневартовского района с заявлением о включении его с составом семьи из двух человек в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в г. Екатеринбурге (т. 1 л.д. 44).
09 сентября 2021 года приказом Управления экологии, природопользования, земельных ресурсов, по жилищным вопросам и муниципальной собственности администрации Нижневартовского района (ФИО)5, вместе с членами семьи (ФИО)1 и (ФИО)6 поставлены на учет на получение социальной выплаты с целью переезда из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (т. 1 л.д. 87).
17 января 2022 года (ФИО)5 обратился в администрацию Нижневартовского района с заявлением о включении его в список граждан ведомственной программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2023 год (т. 1 л.д. 41).
(дата) (ФИО)5 умер (т. 1 л.д. 175).
13 февраля 2023 года приказом Управления экологии, природопользования, земельных ресурсов, по жилищным вопросам и муниципальной собственности Администрации Нижневартовского района (ФИО)5 снят с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в связи с смертью, но право (ФИО)1 и (ФИО)6 на получение социальной выплаты для приобретения жилья сохранено (т. 1 л.д.173-174).
31 мая 2023 года в адрес (ФИО)1 было направлено уведомление о включении в Сводный список с предложением до 13 июня 2023 года представить заявление и необходимые документы (т. 1 л.д. 161).
13 июня 2023 года (ФИО)1 обратилась к Главе Нижневартовского района с заявлением о выдаче ей государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в Свердловской области, с учетом наличия дочери (ФИО)6 (т. 1 л.д. 38).
12 сентября 2023 года Департаментом строительства и жилищно-коммунальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ФИО)1 и И.А. отказано в выдаче сертификата на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Причинами такого решения явилось отсутствие документов о проживании (ФИО)5 в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в период с 16 июля 2008 года по 19 августа 2008 года, с 21 февраля 2012 года по 15 апреля 2013 года (т. 1 л.д. 35).
Приказом Управления экологии, природопользования, земельных ресурсов, по жилищным вопросам и муниципальной собственности Администрации Нижневартовского района от 20 ноября 2023 года №182 (ФИО)1 с членом семьи (ФИО)6 снята с учета и исключена из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (т. 1 л.д. 217).
Вступившим в законную силу решением Нижневартовского районного суда от 23 ноября 2023 года установлен факт постоянного проживания (ФИО)5 в период с 15 июля 2008 года по 19 августа 2008 года, с 21 февраля 2012 года по 15 апреля 2013 года по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ – (адрес) пгт. (адрес) (адрес) (т. 1 л.д. 16-18).
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в силу статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Из содержания приведенной нормы права следует, что к критериям, при наличии которых гражданин имеет право на получение упомянутой меры социальной поддержки, отнесены: факт прибытия в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности ранее 1 января 1992 года, наличие стажа работы в указанных районах не менее пятнадцати календарных лет, отсутствие иных жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Всем указанным критериям (ФИО)5 соответствовал.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 20 августа 2021 года в собственности (ФИО)5 в период с 2010 по 2012 год находилась ? доля жилого помещения в пгт (адрес) – Югры, иных помещений у него в собственности не имелось (т. 1 л.д. 148).
Согласно представленной копии трудовой книжки, (ФИО)5 начал работу в Аганской нефтегазоразведочной экспедиции в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 13 сентября 1988 года. В дальнейшем с небольшими промежутками работал в различных организациях расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях вплоть до 23 июля 2021 года (т. 1 л.д. 132-139). При этом согласно справке о регистрации по месту жительства, впервые он был зарегистрирован в пгт (адрес) (дата) (т. 1 л.д. 58).
В соответствии со справкой ПАО НК «РуссНефть» от 23 июля 2021 года суммированный стаж работы (ФИО)5 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 28 лет 2 месяца и 21 день (т. 1 л.д. 130).
Как видно из материалов дела, указанные обстоятельства были признаны достаточными для возникновения у (ФИО)5 права на получение жилищной субсидии, а 09 сентября 2021 года он с членами семьи был поставлен на учет граждан имеющих право на получение социальных выплат за счет средств федерального бюджета для приобретения жилья (т. 1 л.д. 89). Не ставились указанные обстоятельства под сомнение и 13 февраля 2023 года при снятии (ФИО)5 с учета в связи со смертью и оставлении на таком учете истицы и ее дочери (т. 1 л.д. 157).
В качестве оснований снятия истицы и ее дочери с упомянутого учета указаны подпункт «г» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879, согласно которому граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет (т. 1 л.д. 216-217).
В ответе на заявление истицы ответчиком разъяснено, что причинами такого решения явилось непредставление (ФИО)5 документов поименованных в подпункте «ж» пункта 9 вышеуказанного Положения и отсутствие регистрации (ФИО)5 в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, в период с 16 июля 2008 года по 19 августа 2008 года и с 22 февраля 2012 года по 15 апреля 2013 года (т. 1 л.д. 36).
В силу подпункта «ж» пункта 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляет в исполнительный орган субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства, наряду с иными документами, документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 г. до 1 января 2015 г. (копия паспорта гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, либо выписка из домовой книги (копия поквартирной карточки), либо справка, содержащая сведения о регистрации по месту жительства, выданная территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции).
Как следует из представленных материалов учетного дела, (ФИО)5 указанные обязательства выполнил, а при постановке его на учет представил сведения о регистрации по месту жительства за период с 1988 года по 2021 год в виде справки, копий поквартирных карточек и копии паспорта (т. 1 л.д. 58-61, 105-109, 142, 144).
Учитывая изложенное, а также возникновение права на получение спорных мер социальной поддержки не в силу самого факта проживания, а в силу иных вышеуказанных обстоятельств, решение ответчика обоснованно было признано судом первой инстанции незаконным.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 июня 2024 года.
Председательствующий Яковлев Д.В.
Судьи коллегии Бойко Д.А.
Решетникова О.В.