Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 октября 2017 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.С.,
при секретаре Очировой Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шафеевыой Сании Усмановны, Карповой Светланы Петровны к администрации МО «Город Астрахань», ФКУ администрации МО «Город Астрахань» о взыскании выкупной цены доли земельного участка и жилого помещения,
установил:
Истцы обратились в суд с иском к администрации МО «Город Астрахань» о взыскании выкупной цены доли земельного участка и жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками <адрес> результатам рассмотрения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом литер А, расположенный по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом вошел в региональную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе, с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства Астраханской области в 2013-2017 годах». Администрацией МО « Город Астрахань» 10.08.2015 вынесено постановление « Об изъятии для муниципальных нужд МО « <адрес>» долей земельного участка и дома литера «А, » по <адрес> Но до настоящего времени МО «Город Астрахань» не заключило с истцами соглашение о выкупе жилого помещения и доли земельного участка.
Истцы самостоятельно оценили стоимость изымаемого имущества и просят суд обязать администрацию МО «Город Астрахань» выплатить за счет средств казны МО «Город Астрахань» Карповой С.П., Шафеевой С.У. стоимость выкупной рыночной квартиры по 1 744 000 рублей каждому.
В судебном заседании представитель истцов Баткаева Д.Ф. исковые требования поддержала в полном объёме.
Представитель администрации МО «Город Астрахань» Данилова Ю.Р. в иске просила отказать.
Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии со п. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
В соответствии с п. 4 ст. 32 ЖК РФ собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
В судебном заседании установлено, что Шафеевой С.У. и Карповой С.П. принадлежит на праве общей долевой собственности квартира, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
По результатам рассмотрения межведомственной комиссии от 08.05.2008 жилой дом, расположенный по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Администрацией МО « Город Астрахань» 10.08.2015 вынесено постановление « Об изъятии для муниципальных нужд МО « Город Астрахань» долей земельного участка и жилых помещений многоквартирного дома литера «А а» по <адрес> Согласно ч. 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится в том числе, выкуп земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд.
В силу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5-9 настоящей статьи.
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Из содержания приведенных норм права и правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума ВС №14 от 02.07.2009 г., следует, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится в рамках определенной процедуры, которая в данном случае, как установлено проверкой, соблюдена не была.
Непригодность жилых помещений в доме для постоянного проживания установлена заключением межведомственной комиссией в 2013, то есть более 3 лет назад. Администрацией МО «Город Астрахань» каких-либо мер по соблюдению прав собственников помещений в доме не принято, собственники (пользователи) других помещений в данном доме защитили свои права в судебном порядке.
Согласно ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, пп. «з» п. 20 Постановления от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», выкупная цена изымаемого жилого помещения включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно отчета, представленного истцами, стоимость принадлежащего истцам имущества составила 3 488 000 рублей.
Не согласившись с результатами оценки, ответчик ходатайствовал о проведении судебной оценочной экспертизы. Согласно экспертного заключения ООО «Нижневолжское агентство оценки» рыночная стоимость объекта составляет 3 060 000 рублей.
Между тем, до настоящего времени с истцами не заключено соглашение, которое в силу п. 3.3 Постановления администрации МО «Город Астрахань» от 10.08.2015 г. является обязательным. Исходя из пояснений представителя ответчика, заключение соглашение планируется при поступлении в бюджет денежных средств. Однако с данной позицией ответчика суд согласиться не может, поскольку отсутствие денежных средств бюджете не является безусловным основанием для неисполнения принятых на себя обязательств.
В силу п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 №14 нормы, содержащиеся в ст. 32 ЖК РФ, в развитие положений ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных, муниципальных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения. Обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения должно исполняться в разумные сроки. В такие сроки должна быть определена рыночная стоимость жилья и земельного участка и должно быть заключено соглашение о выкупной цене имущества.
Анализ представленной по делу совокупности позволяет суду сделать вывод о том, что требования истцов законные, обоснованные и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию сумма в размере 3 500 рулей, потраченная истцами на проведение судебной экспертизы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Взыскать с администрации муниципального образования «Город Астрахань» за счет средств казны МО «Город Астрахань» в пользу Шафеевой Сании Усмановны, Карповой Светланы Петровны денежные средства - стоимость выкупной рыночной цены доли земельного участка и квартиры, расположенных по адресу: <адрес> литер А в размере 1 530 000 рублей каждому и по 1750 рублей каждому в счет расходов на проведение экспертизы.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.
Судья: