Дело № 5-187/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Йошкар-Ола 15 апреля 2020 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Орлова С.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
Морозову Е.Г., <иные данные>, в браке не состоящей, несовершеннолетних детей на иждивении не имеющей, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
Морозова Е.Г. нарушила постановление главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл №309 от 03 апреля 2020 года об изоляции и непрерывном медицинском наблюдении в период с 03 апреля до 08 апреля 2020 года по месту пребывания по адресу: <адрес> - покинула указанное место изоляции, что обнаружено сотрудниками полиции 04 апреля 2020 года в 12 часов 00 минут.
В судебное заседание Морозова Е.Г. не явилась, извещена надлежащим образом, 14 апреля 2020 года представила суду заявление о рассмотрении протокола об административном правонарушении в её отсутствие. При составлении протокола об административном правонарушении с протоколом согласилась. Вместе с тем в представленных суду письменных объяснениях просила не применять к ней меры административной ответственности. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ после очередного отпуска она на самолете прилетела из <адрес> в г. Йошкар-Олу. В связи с этим по распоряжению работодателя ей был предоставлен удаленный доступ к рабочему месту из дома. ДД.ММ.ГГГГ по её инициативе, поскольку дистанционный способ работы был невозможен, медицинские работники на дому взяли у неё анализы на наличие коронавирусной инфекции и сообщили, что если в течение суток они ей не позвонят и не приедут, значит анализ отрицательный и результат можно будет получить на следующей неделе у врача-инфекциониста. После забора анализа 03 апреля 2020 года ни из поликлиники, ни из Роспотребнадзора ей не позвонили, следовательно, она поняла, что анализ у нее отрицательный, что впоследствии было подтверждено документальной справкой. 04 апреля 2020 года около 11 часов она отлучилась из дома на 40 минут, поехала на личном автомобиле кормить собак, находящихся на даче в садоводческом товариществе «Малиновка», при этом она ни с кем не контактировала, не разговаривала, в общественном месте не находилась, была только в салоне автомобиля. Считает, что постановление главного санитарного врача о проведении медицинского осмотра и изоляции ей не должны были вручать, так как не было на то законных оснований, а именно она не находилась за рубежом, не контактировала с лицом, зараженным инфекцией.
Представитель административного органа о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен, явка которого в судебное заседание не признана судьей обязательной.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, письменные объяснения Морозовой Е.Г., судья приходит к следующему.
Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает в том числе ответственность за невыполнение в установленный срок выданного в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Указанная норма введена в действие Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 01 апреля 2020 года №99-ФЗ и с указанной даты вступила в законную силу.
Из представленных материалов следует, что 03 апреля 2020 года главным государственным санитарным врачом по Республике Марий Эл Булатовой С.И. в связи с информацией о контакте с гражданами из неблагополучной по новой коронавирусной инфекции территории гражданки РФ и наличии угрозы распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, среди населения Республики Марий Эл выдано постановление №309 на основании санитарно-эпидемиологических правил «Санитарная охрана территории Российской Федерации. СП 3.4.2318-08», постановлений Главного государственного санитарного врача РФ от 24.01.2020 №2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 31.03.2020 №3 «О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях недопущения распространения COVID-2019», Постановления Правительства РФ от 31.01.2020 №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих», статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В названном постановлении от 03.04.2020 №309 главным государственным санитарным врачом по <адрес> Эл постановлено: принять меры по изоляции в отношении гражданки РФ Морозову Е.Г. (ДД.ММ.ГГГГ.) с непрерывным медицинским наблюдением с момента получения настоящего постановления до 08 апреля 2020 года и лабораторным обследованием на коронавирус 2019- nCoV (на 10-й день медицинского наблюдения – 03 апреля 2020 года); местом изоляции и медицинского наблюдения определить место пребывания: <адрес>; при проведении изоляционных мероприятий Морозовой Е.Г. не покидать квартиру, в том числе не посещать работу, учебу, магазины, аптеки, никакие общественные места и массовые скопления людей, не пользоваться общественным транспортом, не контактировать с третьими лицами, также соблюдать санитарно-эпидемиологический режим; на время изоляции Морозову Е.Г. отстранить от работы (в период медицинского наблюдения с 03.04.2020 по 07.04.2020).
Ответственность за выполнение постановления №309 от 03.04.2020 возложена, в том числе на Морозову Е.Г.
Согласно материалам дела, письменным объяснениям Морозовой Е.Г. от 04.04.2020 данное постановление от 03.04.2020 №309 вручено ей 03 апреля 2020 года.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон №52-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 2 Закона № 52-ФЗ установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 10 Закона №52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 года № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция как заболевание, представляющие опасность для окружающих.
Согласно пункту 6 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 №2 руководителям территориальных органов Роспотребнадзора поручено организовать контроль за выявлением случаев заболевания людей с подозрением на новую коронавирусную инфекцию, их изоляцией и лабораторным обследованием; за организацией и проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (подпункт 6.2).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.01.2020 №3 руководителям территориальных органов Роспотребнадзора постановлено давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства - больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием (подпункт 3.2).
На основании подпункта «б» части 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 03.07.2019) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Пунктами 1, 1.5 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях недопущения распространения COVID-2019» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано принять меры по введению режима повышенной готовности
Согласно п.п. «в» п. 1 Указа Президента Российской Федерации № 239 от 02 апреля 2020 года «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ) высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации постановлено обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств. Ограничительные и иные мероприятия могут реализовываться в различные периоды времени в пределах общего срока, установленного пунктом 1 настоящего Указа.
Из п. 1 Указа следует, что на территории Российской Федерации установлены с 4 по 30 апреля 2020 года включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Указом Главы Республики Марий Эл № 39 от 17 марта 2020 года в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), веден до 30 апреля 2020 г. включительно на территории Республики Марий Эл режим повышенной готовности.
Из содержания изложенных норм закона, нормативных правовых актов следует, что граждане обязаны соблюдать постановления, предписания осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, в том числе о нахождении в режиме изоляции на дому.
Морозова Е.Г. ознакомившись с постановлением главного санитарного врача в Республике Марий Эл №309 от 04 апреля 2020 года, получив разъяснения медицинских работников об обязательном соблюдении режима изоляции в период времени указанный в постановлении в силу сложившейся эпидемиологической обстановки в Российской Федерации, получившей широкую огласку в средствах массовой информации, не могла не знать о необходимости выполнения противоэпидемических мероприятий.
Доводы Морозовой Е.Г. об отсутствии законных оснований выдачи ей постановления №309 от 03.04.2020 с учетом изложенных обстоятельств являются несостоятельными.
Вина Морозовой Е.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении в установленный срок с 03 по 07 апреля 2020 года выданного при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, законного постановления должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 04.04.2020; постановлением главного государственного санитарного врача о Республике Марий Эл №309 от 03.04.2020; рапортом сотрудника полиции от 04.04.2020; письменными объяснениями Морозовой Е.Г. от 04.04.2020, которой были разъяснены положения ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, не отрицавшей факт получения ею постановления №309 от 03.04.2020 в указанную дату и отсутствия по месту жительства 04.04.2020 с 11 часов в течение 40-45 минут; объяснениями свидетеля ФИО4 от 04.04.2020, проживающего совместно с Морозовой Е.Г. по адресу: <адрес>135, и пояснившего, что 04 апреля 2020 года около 11 часов 30 минут Морозова Е.Г. оделась, вышла из квартиры и уехала в <адрес>
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях Морозовой Е.Г. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Санкция ч.2 ст.6.3 КоАП РФ предусматривает наказание для граждан в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
При назначении административного наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства суд учитывает совершение административного правонарушения впервые.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание характер правонарушения, личность Морозовой Е.Г., её имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств считаю возможным назначить Морозовой Е.Г. административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
Данный вид наказания будет соответствовать требованиям ст. 3.1 КоАП РФ, обеспечит предупреждение совершения новых правонарушений как Морозовой Е.Г., так и другими лицами.
Оснований для применения к Морозовой Е.Г. положений ст. 2.9 КоАП РФ не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ,
постановил:
Признать Морозову Е.Г. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки по следующим реквизитам:
Управление Федерального Казначейства по Республике Марий Эл (ОП №2 УМВД России по г. Йошкар-Оле)
Отделение – НБ Республики Марий Эл
р/с 401018109220200 16001, ИНН 1200001187,
КПП 121501001, КБК 18811601061010009140, Код ОКТМО 88701000,
УИН 18880412200010007801.
Наименование платежа: штраф.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.Г. Орлова