УИД 11RS0001-01-2021-006165-77 Дело № 2а- 4377\21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
13 июля 2021 года город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Новиковой И.В.
при секретаре Крутикове П.П.,
с участием административного истца Шарова Дениса Николаевича, представителя административных ответчиков Шомысовой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Шарова Дениса Николаевича к ФКУ ИК -№... УФСИН России по РК, начальнику ФКУ ИК -№... УФСИР России по ПК, УСИН России по РК, ФСИН России о признании действий незаконными, признании приказа незаконным и возложении обязанности приостановить его действие,
установил:
Шаров Д.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми, ФСИН России, ФКУ ИК -№... УФСИН России по РК, начальнику колонии ФКУ ИК -№... УФСИН России по РК Васильеву В.В. о признании действий начальника колонии по изъятию нательного белья при выдворении в ШИЗО незаконными и несоответствующими УИК РФ, признании приказа начальника ИУ от 08.02.2018 №... незаконным и обязании приостановить его действие. Указав в обоснование, что действия должностного лица не соответствуют ст. 99, 82 УИК РФ и ограничивают его права.
Определением суда к участию в деле привлечены ФКУ ИК-№... УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по РК, ФСИН России, ФКУ ИК -№... УФСИН России по РК
Административный истец в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал в полном объеме.
Представитель административных ответчиков против удовлетворения административного иска, заявив о необоснованности требований, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на административный иск. Также заявил о пропуске срока на обращение Шарова Д.Н. в суд с административным иском.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
В соответствии со ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из требований положений п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Судом установлено, осужденный Шаров Д.Н. этапирован в ФКУ ИК-№... УФСИН России по Республике Коми для отбивания уголовного наказания в колонию строгого режима 07.06.2012 года.
Неоднократно водворялся в ШИЗО/ПКТ за нарушения порядка отбывания наказания.
Согласно справки о выдворениях, последний раз Шаров Д.Н. отбывал наказание в ШИЗО 03.11.2020 срок <данные изъяты>
25.11.2020 Шаров Д.Н. убыл в ФКУК ИК -№... УФСИН России по РК.
Согласно ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Статьей 11 УИК РФ установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч. 2); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (ч. 6).
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться, в том числе, меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок до 15 суток; (п. "в" ч. 1 ст.115 УИК РФ).
Исходя из ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В соответствии с ч. 3 ст.82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Статьей 119 УИК РФ предусмотрено, что правом применения перечисленных в статьи 115 данного Кодекса мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья (ч. 4 ст. 117 УИК РФ).
Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 №... (далее по Правила №...), осужденным запрещается брать с собой в ШИЗО имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, мыла, зубной щетки, зубной пасты (зубного порошка), туалетной бумаги, средств личной гигиены, тапочек, письменных и почтовых принадлежностей, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Индивидуальные средства гигиены, одноразовые бритвы и посуда для приема пищи (за исключением кружек) хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ШИЗО только на определенное распорядком дня время (п.152). При приеме осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры проводится обыск осужденных, санитарная обработка, также включающая в себя помывку, после чего осужденные переодеваются в одежду, закрепленную за этими помещениями (п. 159).
Согласно примечанию к приложению №... к Правилам №... количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу ИУ, утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей.
Требования правил ношения одежды установленного образца для осужденных, содержащихся в ШИЗО ФКУ ИК-№..., предусмотрены приложением №... к приказу начальника ФКУ ИК-№... от 30.10.2016 №..., которое предусматривает ношение одежды костюма х/б и выдается из подменного фонда ШИЗО на период отбывания дисциплинарного взыскания.
Кроме того, приказом начальника ФКУ ИК-№... издан приказ №... от 08.02.2018, в соответствии с которым определено количество предметов и личных вещей, которые могут иметь при себе осужденные в камере ШИЗО (приложение №...), из которого следует, что в перечень таких предметов и личных вещей, нательное белье не входит, при этом входит: мыло в мыльнице, печатные издания из библиотеки, туалетная бумага, очи, кроме солнцезащитных, полотенце установленного образца, иконы без стекла для нательного или карманного ношения, нательный крест (амулет), религиозная литературы, трусы, тапочки, костюм х/б установленного образца (с подменного фонда ШИЗО), кружка пластмассовая установленного образца.
Таким образом, анализ вышеизложенного свидетельствует о том, что ни п. 152 Правил №..., ни приказ №... начальника ФКУ ИК-№..., не содержат указания о том, что при водворении осужденного в ШИЗО ему должно быть выдано или оставлен при нем нательное белье. Напротив, из указанных пунктов требований следует, что осужденному выдается костюм х/б из подменного фонда ШИЗО.
Кроме того, Приказ от 08.02.2018 №... признан утратившим силу 26.02.2021 на основании приказа ФКУ – ИК УФСИН России по РК от 26.02.2021 №....
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколом к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2015 № 1611-О и от 26.04.2016 № 757-О разъяснено, что касается перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, то он допускается в исключительных случаях - в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении (ч. 2 ст. 81 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации), перечень которых не является исчерпывающим. Приведенная норма соотносится с принципами законности, гуманизма, демократизма, равенства перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных (ст. 8 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации), направлена на защиту законных интересов осужденных.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 20.03.2008 № 162-О-О следует, что Конституция Российской Федерации, относя принятие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "о"), наделила федерального законодателя полномочием предусматривать меры государственного принуждения в отношении лиц, совершивших преступления, осужденных и подвергаемых по приговору суда наказанию, существо которого, как следует из части первой статьи 43 УК Российской Федерации, состоит в предусмотренных данным Кодексом лишении или ограничении прав и свобод.
Устанавливая в рамках этих полномочий в законе меры уголовного наказания, федеральный законодатель определяет применительно к осужденным изъятия из прав и свобод в сравнении с остальными гражданами, обусловленные, в том числе особыми условиями исполнения или отбывания соответствующего вида наказания.
Применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности. В любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
При этом нарушения прав административного истца, в том числе предусмотренных ст. ст. 3 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст. 99 УИК РФ, судом не установлено, поскольку при водворении в ШИЗО Шаров Д.Н. был обеспечен всем перечнем личных вещей и предметов (включая одежду), которые разрешено иметь при себе осужденным в период отбывания такого взыскания, в том числе с соблюдением температурного режима.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании действий (бездействия), решения должностного лица, если установит, что оспариваемое действие (бездействие), решение нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании действий (бездействия), решения незаконным.
Такой необходимой совокупности по настоящему делу судом не установлено.
Также суд учитывает следующие, в силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что об оспариваемых действия должностного лица, Шарову Д.Н. стало известно 03.11.2020, при выдворении его в ШИЗО, что также не оспаривалось им в судебном заседании. Вместе с тем в суд за защитой своих прав он обратился лишь в 31.03.2021 года, с пропуском срока. При этом Шаров Д.Н. убыл из ИК-№... 25.11.2020 в ФКУ ИК-№..., в связи с чем, нарушение его права не является длящимся.
Согласно части 8 указанной статьи, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При этом данных, свидетельствующих об обстоятельствах, объективно препятствующих обжалованию действий должностного лица в суд в установленный законом срок, не представлено.
Учитывая нормы действующего законодательства, предоставляя возможность гражданам оспорить в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы, устанавливают ограничения, согласно которым в удовлетворении заявленных требований может быть отказано.
Так, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления может служить пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) (ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Шарова Дениса Николаевича к ФКУ ИК -№... УФСИН России по РК, начальнику ФКУ ИК -№... УФСИН России по РК, УСИН России по РК, ФСИН России о признании действии, выразившихся в изъятии нательного белья при выдворении в ШИЗО незаконными, признании приказа от 08.02.2018 незаконным и возложении обязанности приостановить его действие отказать в полном объеме.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 июля 2021 года.
Судья И.В. Новикова