УИД 16RS0043-01-2023-002026-87
Дело № 2-3259/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 июня 2024 года Нижнекамский городской суд Республики Татарстан Российской Федерации в составе: председательствующего судьи А.П.Окишева, при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания А.А.Мухановым, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галины Анатольевны Кочневой к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, НО «Государственный жилищный фонд при Раисе РТ» о признании незаконным и отмене отказа в согласовании справки о выполнении условий программы по работе и проживанию в сельской местности по месту постановке на учет, обязании согласовать данную справку,
УСТАНОВИЛ:
Г.А.Кочнева обратилась в суд с иском к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, НО «Государственный жилищный фонд при Раисе РТ» о признании незаконным и отмене отказа в согласовании справки о выполнении условий программы по работе и проживанию в сельской местности по месту постановке на учет, обязании согласовать данную справку.
В обоснование исковых требований указано, что 12 ноября 2009 года между НО «ГЖФ при Президенте РТ» и истцом был заключен договор ... целевого денежного займа как участника программы «Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов проживающих в сельской местности РТ» и взаимодействия по погашению взаимных обязательств.
Согласно п. 1.1. договора займодавец предоставляет заемщику заем в размере 472727,26 рублей сроком на 5 лет. Заем предоставляется для целевого использования – приобретения в собственность жилого дома, находящегося по адресу: ..., стоимостью 1581424,47 рублей.
В обеспечение исполнения обязательств заемщика по настоящего договору и в соответствии со ст. 64.2 м п. 1 ст. 77 ФЗ «Об ипотеке» жилой дом, указанный в п. 1.4. настоящего договора, находится в залоге у займодавца с момента государственной регистрации права собственности на жилое помещение заемщиком на себя до полного возврата займа.
Сумма займа погашается заемщиком в следующем порядке: сумма займа в размере 78767,36 рублей погашается ежемесячно в размере 1312руб. 78 коп. с начислением и оплатой процентов за пользование займом из расчета 5% годовых не позднее 28 числа, начиная с ....
В соответствии с п. 2.1.2 договора обязательства по возврату суммы займа в размере 393960 руб. погашаются займодавцем в случае личного проживания заемщика в указанном п.1.4. договора жилом помещении в течении 5 лет с момента государственной регистрации права собственности на жилое помещение в территориальном УФРС по РТ.
Для принятия решения НО «Государственный жилищный фонд при Раисе РТ» о погашении суммы займа в размере 393960 руб. необходима справка выдаваемая Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан подтверждающая выполнение Г.А.ФИО3 условий программы «Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов проживающих в сельской местности РТ».
По обращению истца в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан ей был дан ответ об отказе в подтверждении вышеуказанного обстоятельства, так как не было установлено обстоятельств подтверждающих стаж работы истца не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности.
Истец считает такой отказ незаконным, так как она с 01 января 2006 года по 01 апреля 2010 года проработала бухгалтером в муниципальном образовании «Афанасовское сельское поселение», с 01 апреля 2010 года до 01 сентября 2010 года работала заведующим клубом в ..., с 01 сентября 2010 года методистом клубного учреждения в сельском доме культуры до 31 декабря 2010 года, с 31 декабря 2010 года работала на должности методиста в МБУ «Районный дом культуры» до 08 мая 2013 года. При сложении стажа со всех мест работы его продолжительность превышает 5 лет.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан не включает в пятилетний стаж период ее работы с 01 января 2006 года по 01 апреля 2010 года бухгалтером в муниципальном образовании «Афанасовское сельское поселение», так как муниципальное образовании «Афанасовское сельское поселение» не является организацией агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности.
Истец считает, что муниципальное образовании «Афанасовское сельское поселение» является организацией социальной сферы в сельской местности, так как осуществляет социальную функцию, о чем прямо закреплено в его Уставе.
На основании изложенного истец просит признать незаконным и отменить отказ в согласовании справки о выполнении условий программы по работе и проживанию в сельской местности по месту постановке на учет, обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан согласовать данную справку.
В судебном заседании истец и ее представитель на заявленных требованиях настаивали по основаниям указанным в иске.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, в судебное заседание не явился, направил отзыв в котором просил в удовлетворении иска отказать, указал, что с 2003 года в Республике Татарстан реализуется Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 года .... Согласно Программе было предусмотрено финансирование строительства инженерных сетей, объектов соцкультбыта, здравоохранения, жилья и др. С 2006 года в рамках указанной Программы стали проводиться мероприятия по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, работающих в сельской местности (Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от ... ... «Об утверждении Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в ... на 2013-2025 годы»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ... ... утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года». Постановлением Правительства Российской Федерации от ... ... «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от ... ...» действие программы продлено до 2013 года.
Указанной Программой предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Основными условиями для предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по Программе являются: постоянное личное проживание в сельской местности и работа члена молодой семьи в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
Истец не имеет стажа в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы не менее 5 лет.
Предположение истца о том, период работы с ... по ... бухгалтером в муниципальном образовании «Афанасовское сельское поселение» подлежит включение в пятилетний стаж, как работа в организации социальной сферы ошибочен, так как исполнительный комитет сельского поселения не является организацией социальной сферы.
Представитель НО «Государственный жилищный фонд при Раисе РТ» в судебное заседание не явился, направил отзыв, в котором указал, что рассмотрение дела подлежит прекращению, так как ранее Нижнекамским городским судом по делу ... по иску ФИО1, ФИО2 к НО «Государственный жилищный фонд при Раисе Республики Татарстан», МКУ «Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан», Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан о прекращении обременения в виде ипотеки, взыскании компенсации морального вреда было вынесено решение, которым в удовлетворении требований истцов было отказано, по аналогичным основаниям.
Представитель Исполнительного комитета Афанасовского сельского поселения Нижнекамского муниципального района в судебное заседание не явился. Ранее представил справку в которой указано, что Исполнительный комитет Афанасовского сельского поселения Нижнекамского муниципального района осуществляет, в том числе и социальную функцию.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены.
Суд, выслушав истца и ее представителя, изучив материалы дела приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" утверждена федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года" (далее также - федеральная целевая программа), целями которой являются: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности.
В рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" предусмотрены мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе (раздел III федеральной целевой программы).
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ... N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" (приложение N 16 к названному постановлению Правительства Российской Федерации), установлены порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Приложением N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение).
Пунктом 2 Типового положения установлено, что социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам, молодым семьям и молодым специалистам только 1 раз (пункт 3 Типового положения).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности, постоянное проживание в сельской местности (подпункт "а" пункта 4); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункт "в" пункта 4).
Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям и молодым специалистам установлен разделом III Типового положения.
Согласно подпункту "а" пункта 26 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных этим разделом, имеет молодая семья при условии соблюдения в совокупности следующих условий: работы члена молодой семьи, возраст которого не превышает 35 лет, или изъявления желания работать по трудовому договору (основное место работы) не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; постоянного проживания или изъявления желания постоянно проживать в сельской местности; признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличия у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 Типового положения.
Под организациями агропромышленного комплекса согласно пункту 27 Типового положения понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, признанные таковыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; под организациями социальной сферы в сельской местности - организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), работающие в сельской местности и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.
Из материалов дела следует, что ... между НО «ГЖФ при Президенте РТ» и истцом был заключен договор ... целевого денежного займа участнику программы «Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов проживающих в сельской местности РТ» и взаимодействия по погашению взаимных обязательств.
Согласно п. 1.1. договора займодавец предоставляет заемщику заем в размере 472727,26 рублей сроком на 5 лет. Заем предоставляется для целевого использования – приобретения в собственность жилого дома, находящегося по адресу: ..., стоимостью 1581424,47 рублей.
В обеспечение исполнения обязательств заемщика по настоящего договору и в соответствии со ст. 64.2 м п. 1 ст. 77 ФЗ «Об ипотеке» жилой дом, указанный в п. 1.4. настоящего договора, находится в залоге у займодавца с момента государственной регистрации права собственности на жилое помещение заемщиком на себя до полного возврата займа.
Сумма займа погашается заемщиком в следующем порядке: сумма займа в размере 78767,36 рублей погашается ежемесячно в размере 1312руб. 78 коп. с начислением и оплатой процентов за пользование займом из расчета 5% годовых не позднее 28 числа, начиная с ....
В соответствии с п. 2.1.2 договора обязательства по возврату суммы займа в размере 393960 руб. погашаются займодавцем в случае личного проживания заемщика в указанном п.1.4. договора жилом помещении в течении 5 лет с момента государственной регистрации права собственности на жилое помещение в территориальном УФРС по РТ.
Согласно записям в трудовой книжке, Г.А.ФИО3 с ... принята на работу бухгалтером в МО «Афанасовское сельское поселение», ... переведена бухгалтером в Исполнительный комитет Афанасовского сельского поселения Нижнекамского муниципального района где и проработала до ..., ... была переведена на должность заведующей клубом ..., ... переведена в сельский Дом культуры с Б. Афанасово на должность методиста, ... была уволена в порядке перевода в МБУ «Районный дом культуры» на должность методиста, где проработала до ....
Из ответа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан от 02 марта 2023 года ... следует, что у истца отсутствует пятилетний стаж в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности, в связи с чем в согласовании справки отказано.
Из отзыва Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан следует, что не включен в пятилетний стаж период работы бухгалтером с 01 января 2006 года по 01 апреля 2010 года в МО «Афанасовское сельское поселение», Исполнительном комитете Афанасовского сельского поселения Нижнекамского муниципального района.
Согласно статье 44 Устава Муниципального образования Афанасовское сельское поселение Нижнекамского муниципального района исполнительный комитет поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Поселения, в полномочия которого входят организация и управление муниципальным образованием в том числе и в социальной сфере.
Таким образом, Исполнительный комитет сельского поселения будучи исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления не является организацией агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности и не входит перечень организаций перечисленных в пункте 27 Типового положения, что исключает возможность включения периода работы истца в должности бухгалтера в период с 01 января 2006 года по 01 апреля 2010 года в МО «Афанасовское сельское поселение», Исполнительном комитете Афанасовского сельского поселения Нижнекамского муниципального района в стаж дающий право на получение социальных выплат установленных "Социальное развитие села до 2013 года".
При установленных обстоятельствах требования истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Галины Анатольевны Кочневой к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан о признании незаконным и отмене отказа в согласовании справки о выполнении условий программы по работе и проживанию в сельской местности по месту постановке на учет, обязании согласовать данную справку оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.
Полный текст решения изготовлен 25 июня 2024 года.
Судья А.П.Окишев