Дело № 2-494/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Иловля «25» июня 2020 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Елисеевой Т.Г.,
при секретаре Халецкой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Кондрашовская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области и администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы,
установил:
прокурор Иловлинского района в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Кондрашовская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области (далее – МБОУ Кондрашовская СОШ) и администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании образовательного учреждения.
В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка деятельности МБОУ Кондрашовская СОШ в части исполнения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также СП 59.13330.2012 при входе в здание МБОУ Кондрашовская СОШ для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, чем нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области обеспечить финансирование для приобретения информационной мнемосхемы (схемы движения) для здания МБОУ Кондрашовская СОШ, а также обязать МБОУ Кондрашовская СОШ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на установку в здании МБОУ Кондрашовская СОШ, расположенном по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с.Кондраши, ул.Молодежная, д.30, информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании.
Представитель истца, извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие прокурора Иловлинского района Волгоградской области, исковые требования просил удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, извещённый в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В представленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, признав исковые требования в полном объёме, просил установить срок исполнения решения суда 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ч.5 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает рассмотреть дело при данной явке.
Представитель ответчика – МБОУ Кондрашовская СОШ, извещённый в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ суд полагает рассмотреть дело в отсутствие представителя образовательного учреждения.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
К объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
В силу пункта 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2011 года №605. Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Таким образом, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
При этом из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 мая 2010 г. №689-0-0 следует, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
При разрешении спора судом установлено, что в ходе проведённой прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проверки в нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Свода правил, в здании МБОУ Кондрашовская СОШ, расположенном по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с.Кондраши, ул.Молодежная, д.30, отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению (л.д.8).
В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, прокурором района в адрес главы администрации Иловлинского муниципального района 31 января 2020 года было внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов (л.д. 9-12).
По результатам рассмотрения представления прокурора, глава Иловлинского муниципального района 03 марта 2020 года сообщил о принятии мер, направленных на защиту прав инвалидов. В связи с допущенными нарушениями руководитель МБОУ Кондрашовская СОШ привлечена к ответственности (л.д.13-14).
Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства, не устранены, в здании МБОУ Кондрашовская СОШ, расположенном по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с.Кондраши, ул.Молодежная, д.30, не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению.
Указанные нарушения не соответствуют требованиям федерального законодательства и существенным образом нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Сводом правил «СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-101-2001», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчика МБОУ Кондрашовская СОШ обязанности по принятию мер, направленных на установку в здании МБОУ Кондрашовская СОШ информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании.
Как следует из Устава МБОУ Кондрашовская СОШ, данное образовательное учреждение является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование Иловлинский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Из вышесказанного следует, что финансирование приобретения информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании МБОУ Кондрашовская СОШ, является обязанностью администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, в связи с чем, иск прокурора в этой части также подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда 6 месяцев с учётом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ. Указанный срок исполнения решения, с учётом характера допущенного ответчиками нарушения, социальной значимости исполнения решения суда и периода времени до вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для исполнения. Предоставление более длительного срока исполнения решения суда отдалит его исполнение, что приведёт к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению прав, законных интересов маломобильных групп населения.
Доказательств наличия объективных препятствий исполнения решения суда, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суду представлено не было.
При этом суд исходит из того, что ответчики не приняли необходимых мер по устранению нарушений требований действующего законодательства о безопасности зданий в части отсутствия информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в зданиях.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
Прокурор и администрация Иловлинского муниципального района в силу положений п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.
В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В Налоговом кодексе РФ отсутствует определение «государственные органы, органы местного самоуправления».
В ч.1 ст.130 Гражданского кодекса РФ предусматривается, что учреждением признаётся организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Таким образом, ответчик МБОУ Кондрашовская СОШ также освобождено от уплаты государственной пошлины по настоящему гражданскому делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Иловлинского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Кондрашовская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области и администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы, удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кондрашовская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании МБОУ Кондрашовская СОШ, расположенном по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с.Кондраши, ул.Молодежная, д.30.
Обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу принять меры, направленные на финансирование приобретения информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для МБОУ Кондрашовская СОШ.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 30 июня 2020 года.
Судья Т.Г.Елисеева