Решение по делу № 2-494/2020 от 05.06.2020

                                        Дело № 2-494/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Иловля                                                             «25» июня 2020 года

Иловлинский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Елисеевой Т.Г.,

при секретаре Халецкой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Кондрашовская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области и администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы,

    установил:

прокурор Иловлинского района в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Кондрашовская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области (далее – МБОУ Кондрашовская СОШ) и администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании образовательного учреждения.

В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка деятельности МБОУ Кондрашовская СОШ в части исполнения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также СП 59.13330.2012 при входе в здание МБОУ Кондрашовская СОШ для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, чем нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области обеспечить финансирование для приобретения информационной мнемосхемы (схемы движения) для здания МБОУ Кондрашовская СОШ, а также обязать МБОУ Кондрашовская СОШ в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на установку в здании МБОУ Кондрашовская СОШ, расположенном по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с.Кондраши, ул.Молодежная, д.30, информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании.

Представитель истца, извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие прокурора Иловлинского района Волгоградской области, исковые требования просил удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, извещённый в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В представленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, признав исковые требования в полном объёме, просил установить срок исполнения решения суда 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ч.5 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает рассмотреть дело при данной явке.

Представитель ответчика – МБОУ Кондрашовская СОШ, извещённый в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ суд полагает рассмотреть дело в отсутствие представителя образовательного учреждения.

Суд, исследовав письменные доказательства по делу, считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и проживания.

В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

К объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

В силу пункта 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:

1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2011 года №605. Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.

Таким образом, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

При этом из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 мая 2010 г. №689-0-0 следует, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

При разрешении спора судом установлено, что в ходе проведённой прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проверки в нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Свода правил, в здании МБОУ Кондрашовская СОШ, расположенном по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с.Кондраши, ул.Молодежная, д.30, отсутствует информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению (л.д.8).

В связи с выявленными в ходе проверки нарушениями, прокурором района в адрес главы администрации Иловлинского муниципального района 31 января 2020 года было внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов (л.д. 9-12).

По результатам рассмотрения представления прокурора, глава Иловлинского муниципального района 03 марта 2020 года сообщил о принятии мер, направленных на защиту прав инвалидов. В связи с допущенными нарушениями руководитель МБОУ Кондрашовская СОШ привлечена к ответственности (л.д.13-14).

Вместе с тем, до настоящего времени выявленные нарушения требований законодательства, не устранены, в здании МБОУ Кондрашовская СОШ, расположенном по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с.Кондраши, ул.Молодежная, д.30, не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению.

Указанные нарушения не соответствуют требованиям федерального законодательства и существенным образом нарушают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Сводом правил «СП 59.13330.2012 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-101-2001», суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчика МБОУ Кондрашовская СОШ обязанности по принятию мер, направленных на установку в здании МБОУ Кондрашовская СОШ информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании.

Как следует из Устава МБОУ Кондрашовская СОШ, данное образовательное учреждение является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование Иловлинский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области.

Из вышесказанного следует, что финансирование приобретения информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании МБОУ Кондрашовская СОШ, является обязанностью администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, в связи с чем, иск прокурора в этой части также подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда 6 месяцев с учётом конкретных обстоятельств дела, особенностью условий для проведения работ. Указанный срок исполнения решения, с учётом характера допущенного ответчиками нарушения, социальной значимости исполнения решения суда и периода времени до вступления решения в законную силу, является разумным и достаточным для исполнения. Предоставление более длительного срока исполнения решения суда отдалит его исполнение, что приведёт к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение решения суда, а, следовательно, и к нарушению прав, законных интересов маломобильных групп населения.

Доказательств наличия объективных препятствий исполнения решения суда, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суду представлено не было.

При этом суд исходит из того, что ответчики не приняли необходимых мер по устранению нарушений требований действующего законодательства о безопасности зданий в части отсутствия информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения), отображающей информацию о помещениях в зданиях.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Прокурор и администрация Иловлинского муниципального района в силу положений п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины.

В силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В Налоговом кодексе РФ отсутствует определение «государственные органы, органы местного самоуправления».

В ч.1 ст.130 Гражданского кодекса РФ предусматривается, что учреждением признаётся организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Таким образом, ответчик МБОУ Кондрашовская СОШ также освобождено от уплаты государственной пошлины по настоящему гражданскому делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Иловлинского района в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Кондрашовская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области и администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы, удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кондрашовская средняя общеобразовательная школа Иловлинского муниципального района Волгоградской области в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, принять меры, направленные на установку информационной мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях в здании МБОУ Кондрашовская СОШ, расположенном по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, с.Кондраши, ул.Молодежная, д.30.

Обязать администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу принять меры, направленные на финансирование приобретения информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для МБОУ Кондрашовская СОШ.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 30 июня 2020 года.

Судья                                                                                Т.Г.Елисеева

2-494/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Иловлинского района Волгоградской области
Ответчики
МБОУ Кондрашовская СОШ
Администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области
Суд
Иловлинский районный суд Волгоградской области
Судья
Елисеева Татьяна Геннадьевна
Дело на сайте суда
ilov.vol.sudrf.ru
06.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2020Передача материалов судье
10.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.06.2020Судебное заседание
16.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее