Решение по делу № 2-373/2015 от 28.07.2015

Дело № 2-373/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Холмогоры

27 августа 2015 года

Холмогорский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Поддубняк Г.А.

при секретаре Ворониной Г.С.,

с участием прокурора Добрыниной И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Холмогоры 26-27 августа 2015 года гражданское дело по иску Т.С. к Собранию депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» о восстановлении в должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», взыскании заработной платы за дни вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

установил:

Т.С. обратился в суд с иском к Собранию депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» о признании приказа председателя Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ и решения Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ. незаконными; восстановлении его в должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» с ДД.ММ.ГГГГ; о взыскании с Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» заработной платы за дни вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе; о взыскании компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ истец Т.С. представил уточнение к исковому заявлению о привлечении соответчиком Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район»: просит взыскать с Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» заработную плату за дни вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе (л.д.4).

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечена к участию в деле в качестве соответчика Контрольно-счетная палата муниципального образования «Холмогорский муниципальный район».

ДД.ММ.ГГГГ истец Т.С. дополнил исковые требования и просит суд обязать Собрание депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» и ГАУ АО «Издательский дом «Холмогорская жизнь» опровергнуть сведения, порочащие его честь и достоинство, распространенные в газете «Холмогорская жизнь» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.235).

В судебном заседании истец Т.С. исковые требования с учетом уточнения, поддержал, пояснив суду, что работал с ДД.ММ.ГГГГ в должности председателя Контрольно-счётной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район». В соответствии с п.6 ст.5 Положения о Контрольно-счётной палате муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», работодателем для него является Собрание депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в лице председателя. ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа председателя Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ был уволен с работы по <данные изъяты> Трудового кодекса Российской Федерации, что считает незаконным, поскольку решение принято не уполномоченным органом. Кроме того, работая в должности председателя контрольно-счетного органа, являясь должностным лицом контрольно-счетной палаты, подлежит государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной защите судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов и иными нормативными актами Российской Федерации, в связи с чем, представительный орган не имел права расторгать с ним трудовой договор по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ. Просит признать решение Собрания депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, приказ председателя Собрания депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» о прекращении трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, восстановить его в должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», взыскать заработную плату за дни вынужденного прогула, компенсацию морального вреда, обязать Собрание депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» и ГАУ АО «Издательский дом «Холмогорская жизнь» опровергнуть сведения, порочащие его честь и достоинство, распространенные в газете «Холмогорская жизнь» от ДД.ММ.ГГГГ №27.

Представитель ответчика – председатель Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Т. исковые требования не признала и пояснила суду, что на основании ст. 36.1 Устава МО «Холмогорский муниципальный район», Контрольно-счетная палата МО «Холмогорский муниципальный район» образуется Собранием депутатов МО «Холмогорский муниципальный район», которое является уполномоченным органом юридического лица, имеет право управления деятельностью контрольно-счетного органа в части утверждения Положения о Контрольно-счетной палате МО «Холмогорский муниципальный район»; Регламента контрольно-счетного органа; утверждения структуры и штатной численности, назначения на должность и досрочного освобождения от должности председателя Контрольно-счетной палаты МО «Холмогорский муниципальный район». Полномочия по ведению трудовых отношений с председателем Контрольно-счетной палаты МО «Холмогорский муниципальный район» возложены на председателя Собрания депутатов. Т.С. занимал должность председателя Контрольно-счетной палаты МО «Холмогорский муниципальный район» и являлся муниципальным служащим, согласно Областному закону от 27 сентября 2006 года №222-12-ОЗ, а не замещал муниципальную должность, о чем свидетельствует трудовой договор с работником, поэтому увольнение истца с должности председателя контрольно-счетного органа осуществлено по решению представительного органа местного самоуправления МО «Холмогорский муниципальный район» считает законным. При принятии решения об увольнении истца с должности, Собранием депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» были учтены факты признания работы Контрольно-счетной палаты за <данные изъяты> года неудовлетворительной, председателю Т.С. было выражено недоверие за неисполнение должностных обязанностей, его работа призвалась неудовлетворительной.

Представитель ответчика – председатель Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» К.А. иск считает необоснованным, поскольку полномочия по ведению трудовых отношений с председателем Контрольно-счётной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» возложены на председателя муниципального учреждения Собрание депутатов МО «Холмогорский муниципальный район», решение об увольнении истца с должности принято Собранием депутатов муниципального образования.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, Т.С. принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ на срок 6 лет по основному месту работы председателем Контрольно-счётной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в соответствии с решением Собрания депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ. №. Данное обстоятельство подтверждается трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между муниципальным учреждением Собранием депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» в лице председателя Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» П.А. и Т.С. (л.д.29-31, 28).

Решением Собрания депутатов муниципального образования "Холмогорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о прекращении трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ муниципального учреждения Собрание депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» с председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Т.С. по пункту <данные изъяты> Трудового кодекса Российской Федерации (л.д.33).

Приказом председателя Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, прекращено ДД.ММ.ГГГГ действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о прекращении трудового договора, п. <данные изъяты> Трудового кодекса Российской Федерации (л.д.32).

С истцом был произведен окончательный расчет, в том числе была выплачена компенсация в соответствии со статьей 279 Трудового кодекса Российской Федерации в размере трехкратного среднего месячного денежного содержания.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации, помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается по следующим основаниям: в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 4 статьи 8 этого же Федерального закона должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений названного Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (с последующими изменениями) реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации утверждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и данного Реестра.

Учитывая, что организация государственной гражданской службы относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Федеральный закон от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» предусмотрел возможность отнесения должностей председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации или муниципальным должностям на основании с законом субъекта Российской Федерации или нормативного правового акта представительного органа муниципального образования.

Из объяснений представителя ответчика Т. следует, что в настоящее время отсутствует областной закон, в соответствии с которым должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования Архангельской области на основании решения представительного органа муниципального образования Архангельской области могла быть отнесена к муниципальным должностям. Должность председателя Контрольно-счетной палаты МО «Холмогорский муниципальный район» относится к должностям муниципальной службы.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, на муниципальных служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", контрольно-счетный орган муниципального образования составляет структуру органов местного самоуправления, наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), иных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 38 указанного Федерального закона от 6.10.2003 г. №131-ФЗ, контрольно-счетный орган муниципального образования образуется представительным органом муниципального образования, порядок организации и деятельности контрольного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим законом, Бюджетным кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, муниципальными нормативными актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации и контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетны соответственно законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации или представительному органу муниципального образования (далее также - законодательные (представительные) органы).

В соответствии со статьями 6 и 8 указанного Федерального закона, председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации назначаются на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и являются должностными лицами контрольно-счетных органов.

Главой IV Устава муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (далее – Устав) определено, что Собрание депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» является органом местного самоуправления, представительным органом муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», определена его компетенция (л.д.35-49).

Согласно ст. 36.1 Устава, Контрольно-счетная палата муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» образуется Собранием депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» и подотчетна ему.

Полномочия, состав и порядок деятельности Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» устанавливаются Положением о контрольно-счетной палате, утверждаемым Собранием депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (л.д.49).

Согласно ст. 5 Положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», утвержденному решением Собрания депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями) (далее - Положение) (л.д.19-26), председатель Контрольно-счетной палаты назначается на должность Собранием депутатов Холмогорского муниципального района.

Представителем нанимателя (работодателем) для председателя Контрольно-счетной палаты является председатель Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район».

Трудовой договор с председателем Контрольно-счетной палаты заключается председателем Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» (п.6).

Согласно ст.7 п.5 Положения, председатель Контрольно-счетной палаты досрочно освобождается от должности на основании решения Собрания депутатов Холмогорского муниципального района в случаях, предусмотренных статьей 19 Федерального закона от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае: 1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; 2) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе; 3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона; 4) применения административного наказания в виде дисквалификации.

Вместе с тем, из положений частей 1 и 5 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФЗ следует, что председатели, заместители председателя, аудиторы и инспекторы контрольно-счетных органов являются должностными лицами контрольно-счетных органов и досрочно освобождаются от должности на основании решения законодательного (представительного) органа в случае: 1) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении его; 2) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда; 3) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; 4) подачи письменного заявления об отставке; 5) нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на него должностных полномочий или злоупотребления должностными полномочиями, если за решение о досрочном освобождении такого должностного лица проголосует большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа; 6) достижения установленного законом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с федеральным законом предельного возраста пребывания в должности; 7) выявления обстоятельств, предусмотренных частями 4 - 6 статьи 7 настоящего Федерального закона.

Таким образом, положения статьи 8 части 5 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" содержат закрытый перечень случаев, в соответствии с которыми должностное лицо контрольно-счетного органа, замещающее государственную должность субъекта Российской Федерации или муниципальную должность, досрочно освобождается от должности, то есть предоставляют гарантии статуса должностных лиц контрольно-счетных органов, в том числе при их досрочном увольнении.

В силу вышеприведенных положений частей 1, 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" досрочное освобождение Т.С. от должности председателя Контрольно-счетной палаты МО «Холмогорский муниципальный район» могло быть только на основании соответствующего решения представительного органа власти - Совета депутатов МО «Холмогорский муниципальный район».

Как следует из материалов дела, Решением Собрания депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, принят к сведению отчет Председателя Контрольно-счетной палаты о деятельности Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» за 2013 год; работа Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» за 2013 год признана неудовлетворительной; Председателю Контрольно-счетной палаты выражено недоверие (л.д.221).

Решением Собрания депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ, принят к сведению отчет об исполнении бюджета МО «Холмогорский муниципальный район» за ДД.ММ.ГГГГ года; работа Председателя Контрольно-счетной палаты о деятельности Контрольно-счетной палаты МО «Холмогорский муниципальный район» на 2014 год по пунктам 1.2, 1.5, 1.7, 1.9, пунктов 15.1, 15.2, 15.11 статьи 15 регламента Контрольно-счетной палаты МО «Холмогорский муниципальный район», статьи 8 Положения о Контрольно-счетной палаты МО «Холмогорский муниципальный район», признана неудовлетворительной (л.д.208).

Из объяснений истца Т.С. следует, что о принятии и наличии данных решений он знал, данные решения им не обжаловались.

В судебном заседании свидетели П.А., Б.Т., Б.А., К.В., В.Е., П.Л., являющиеся депутатами Собрания депутатов МО «Холмогорский муниципальный район», допрошенные по ходатайству истца, пояснили суду, что при принятии решения на Собрании депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора с Т.С., как с председателем контрольно-счетного органа, из присутствующих на собрании 15 депутатов из 19 избранных, проголосовали единогласно, при этом были учтены факты нарушения им во время работы в должности статьи 264.4 Бюджетного кодекса РФ, ст. 28 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Холмогорский муниципальный район», нарушений пунктов 1.3, 1.5, 1.7, 1.9, 15.1, 15.2, 15.11 статьи 15 Регламента Контрольно-счетной палаты, статьи 8 Положения о Контрольно-счетной палате, с учетом того обстоятельства, что за 2013 год работа Контрольно-счетной палаты, её председателя, признавалась неудовлетворительной и председателю Контрольно-счетной палаты Т.С. депутатами было выражено недоверие.

Из объяснений свидетеля С.М. в судебном заседании, работающего начальником финансового экономического управления администрации МО «Холмогорский муниципальный район», следует, что депутатами на Собраниях депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» в ДД.ММ.ГГГГ неоднократно обсуждалась работа Контрольно-счетной палаты, её председателя, за нарушения бюджетного законодательства, отчеты о ходе исполнения бюджета предоставлялись с нарушением сроков, работа за ДД.ММ.ГГГГ признавалась неудовлетворительной.

У суда нет оснований не доверять показаниям данных свидетелей, поскольку их показания последовательны, доказательств их заинтересованности в исходе дела суду не представлено.

Показания свидетелей подтверждаются и протоколами Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.211-220); от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.186-205).

В статье 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Согласно положения ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Из конституционного принципа разделения государственной власти на самостоятельные ветви вытекает необходимость гарантий нормального функционирования каждой и них, в том числе от несанкционированного вмешательства в их деятельность.

Учитывая положения вышеназванного Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетен представительному органу муниципального образования; председатель контрольно-счетного органа назначается на должность представительным органом муниципального образования и является должностным лицом контрольно-счетного органа.

Таким образом, суд не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, в том числе оценивать деятельность контрольно-счетного органа муниципального образования, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.

В этой связи, суд не вправе оценивать целесообразность принятого депутатами решения и соответственно давать оценку проделанной контрольно-счетным органом работы.

В соответствии с ч. 3 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что, поскольку в силу п. п. 2, 4, 6, 8, 11 ст. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется представительным органом муниципального образования, подотчетен ему, наименование, его полномочия, состав и порядок деятельности устанавливаются в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, может обладать правами юридического лица, представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, Собрание депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», как представительный орган муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», был вправе разрешать вопрос досрочного расторжения трудового договора с лицом, назначенным на должность председателя Контрольно-счетной палаты МО «Холмогорский муниципальный район» по основаниям, предусмотренных ст.8 ч.5 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и в отношении него не могут быть применимы положения ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», что свидетельствовало бы о снижении того уровня гарантий статуса должностных лиц контрольно-счетных органов, установленных Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ.

Среди оснований досрочного прекращения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в контрольно-счетных органах, предусматривается нарушение требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на данных лиц полномочий или злоупотребление должностными полномочиями (п. 5 ч. 5 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований").

Поскольку представительным органом муниципального образования факты нарушений требований законодательства Российской Федерации председателем контрольно-счетного органа Т.С. были установлены, работа контрольно-счетного органа признавалась неудовлетворительной, Собрание депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» вправе был в соответствии с пунктом 5 частью 5 статьи 8 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» досрочно освободить истца от должности на основании закона, с учета гарантий статуса должностных лиц контрольно-счетных органов, замещающих муниципальную должность.

Как следует из Конституции Российской Федерации, ее статей 3 (часть 2), 12, 32 (части 1 и 2), 130 и 131, местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации, оно является необходимой составной частью единого механизма народовластия и обладает самостоятельностью в пределах своих полномочий, обеспечивает права и обязанности граждан, связанные с их участием непосредственно, а также через выборные и другие органы местного самоуправления в самостоятельном решении вопросов местного значения.

Основанием учреждения местного самоуправления как формы осуществления народом своей власти в городских, сельских поселениях и на других территориях (статья 131, часть 1, Конституции Российской Федерации) является воля населения этих территорий, выраженная непосредственно или через образованные им выборные (представительные) органы местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации не исключает введение федеральным законодателем - в целях поддержания конституционного режима законности при осуществлении местного самоуправления и защиты прав граждан, в том числе права на осуществление местного самоуправления, от возможных злоупотреблений своими полномочиями со стороны органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления - адекватных мер ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, включая досрочное прекращение их полномочий.

Признание Собранием депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» неудовлетворительной работы Контрольно-счетной палаты МО «Холмогорский муниципальный район», её председателя Т.С., выражение ему недоверия, с очевидностью свидетельствует о фактическом нарушении требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на контрольно-счетный орган полномочий по осуществлению контроля за исполнением местного бюджета, за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, по проведению экспертизы проектов местного бюджета, по информации о ходе исполнения местного бюджета, по проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, по проведению мероприятий в пределах полномочий, направленных на противодействие коррупции, других полномочий, что существенно затрудняет либо делает невозможным реализацию полномочий иных органов местного самоуправления, органов государственной власти, осуществление гражданами прав, свобод и несение ими обязанностей в сфере местного самоуправления, то есть нарушает нормативно установленный порядок осуществления функций местного самоуправления.

Принятие решения представительным органом муниципального образования о прекращении трудового договора с председателем контрольно-счетного органа в указанном случае выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге - и перед населением, гарантируя восстановление установленного законом порядка осуществления местного самоуправления на территории муниципального образования, подотчетность представительному органу муниципального образования, обеспечивая баланс полномочий представительного органа муниципального образования и контрольно-счетного органа муниципального образования в системе местного самоуправления.

При этом действующее законодательство закрепляет ряд гарантий самостоятельности должностного лица контрольно-счетного органа муниципального образования при решении вопроса о досрочном освобождении от должности.

Так, из положений п.5 ч. 5 ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" следует условие, что за принятие решения о досрочном освобождении должностного лица за нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на него должностных полномочий или злоупотребление должностными полномочиями, должно проголосовать большинство от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа.

Согласно п.2 ст. 23 Устава МО «Холмогорский муниципальный район», Собрание депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» состоит из 19 депутатов (л.д.35).

Как установлено судом процедура расторжения трудового договора с истцом была соблюдена, поскольку досрочное освобождение должностного лица контрольно-счетного органа, замещающего муниципальную должность, возможно только на основании решения представительного органа, за решение о досрочном освобождении истца ДД.ММ.ГГГГ на Собрании депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» проголосовало большинство от установленного числа депутатов представительного органа МО «Холмогорский муниципальный район» (из 19 депутатов присутствовало на собрании 15, проголосовали единогласно) (Протокол от 27.06.2014г. л.д.211).

Из разъяснений в п.61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует, что, если при разрешении спора о восстановлении на работе суд признает, что работодатель имел основание для расторжения трудового договора, но в приказе указал неправильную либо не соответствующую закону формулировку основания и (или) причины увольнения, суд в силу части пятой статьи 394 Кодекса обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи Кодекса или иного федерального закона, исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения.

В случае доказанности того, что неправильная формулировка основания и (или) причины увольнения препятствовала поступлению работника на другую работу, суд в соответствии с частью восьмой статьи 394 Кодекса взыскивает в его пользу средний заработок за все время вынужденного прогула.

Согласно части 5 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания формулировки основания и (или) причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, обязан изменить ее и указать в решении основание и причину увольнения в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.

По смыслу вышеуказанных правовых норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации обязанность суда по изменению формулировки основания увольнения наступает в случае, если при рассмотрении дела будет установлено, что работодатель имел в виду конкретное основание для увольнения работника, а в приказе об увольнении указал неправильную или не соответствующую закону формулировку причины увольнения. Формулировка основания увольнения изменяется исходя из фактических обстоятельств, послуживших основанием для увольнения.

Поскольку у представительного органа имелись основания для увольнения истца в соответствии с п.5 ч.5 ст.8 Федерального закона от 02.07.2011 №6-ФЗ, в ходе рассмотрения дела ответчик настаивал на увольнения, действия работодателя при увольнении истца свидетельствуют о том, что он был уволен именно в связи с нарушением требований законодательства Российской Федерации, и за решение о досрочном освобождении председателя контрольно-счетного органа проголосовало большинство от установленного числа представительного органа, поэтому суд обязан на основании ч. 5 ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации изменить формулировку основания увольнения истца.

Доказательств того, что формулировка и причина увольнения препятствовала поступлению истца на другую работу, суду не представлено, в связи с чем, оснований для взыскания в соответствии с частью восьмой статьи 394 Трудового Кодекса Российской Федерации в его пользу среднего заработка за все время вынужденного прогула, не имеется.

При таких обстоятельствах, исковые требования истца Т.С. о признании незаконными приказа № от ДД.ММ.ГГГГ года, решения Собрания депутатов МО «Холмогорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ и в силу ст. 394 ТК РФ производные требования о восстановлении истца в должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» с ДД.ММ.ГГГГ, оплате вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения судом решения и компенсации морального вреда, не подлежат удовлетворению.

Не находит суд и оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности опровергнуть сведения, порочащие его честь и достоинство, распространенные в газете «Холмогорская жизнь» от ДД.ММ.ГГГГ, в которой имеется статья под названием «Снова уволен» (л.д.236), в силу следующего.

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Свобода выражения мнений и убеждений, свобода массовой информации составляют основы развития современного общества и демократического государства.

Вместе с тем осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.

В соответствии со ст. 152 п.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.

По смыслу указанной нормы опровержению подлежат лишь те сведения, которые являются одновременно не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство или деловую репутацию гражданина.

Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 7 Постановления Пленума №3 от 24.02.2005 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", обстоятельствами, имеющими в силу ст. 152 ГК РФ значение для дела, которые должны быть определены судьей при принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству, а также в ходе судебного разбирательства, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом. Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сечи Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лиц.

Согласно п. 9 указанного Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации, в силу п. 1 ст. 152 ГК РФ обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.

Проанализировав показания сторон, материалы дела, фактические обстоятельства, с учетом положений ст. 152 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 года №3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц», оценив представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования не подлежат удовлетворению, поскольку истцом не представлено доказательств совершения ответчиком действий, являющихся основанием для применения положений ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Т.С. к Собранию депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район», Контрольно-счетной палате муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» о признании незаконными приказа председателя Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» № от ДД.ММ.ГГГГ и решения Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ; восстановлении в должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» с ДД.ММ.ГГГГ; взыскании заработной платы за дни вынужденного прогула; компенсации морального вреда; возложении обязанности опровергнуть сведения, порочащие честь и достоинство, распространенные в газете «Холмогорская жизнь» от ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Изменить формулировку увольнения Т.С. с должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район».

Считать Т.С. уволенным с должности председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» с ДД.ММ.ГГГГ по пункту 5 части 5 статьи 8 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №6-ФЗ от «Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (за нарушения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении возложенных на него должностных полномочий) на основании решения Собрания депутатов муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Холмогорский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья:

Г.А. Поддубняк

Мотивированное решение вынесено 2 сентября 2015 года.

2-373/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Третьяков С.Ю.
Ответчики
Контрольно-счетная палата муниципального образования "Холмогорский муниципальный район"
Собрание депутатов муниципального образования "Холмогорский муниципальный район"
Суд
Холмогорский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
holmsud.arh.sudrf.ru
28.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
28.07.2015Передача материалов судье
29.07.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.08.2015Предварительное судебное заседание
26.08.2015Судебное заседание
27.08.2015Судебное заседание
02.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее