Дело №а-2174/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
15 декабря 2020 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи - Лемешко А.С.,
при секретаре – Луниной И.П.,
представителя истца – Товаченко А.В.,
представителя ответчика – Дыбец А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Корзик Л.В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, заинтересованное лица Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя о признании незаконными решения, возложении обязанности осуществить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Истец Корзик Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просит признать решение, оформленное письмом за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя незаконными, обязать ответчика предоставить истцу в собственность без проведения торгов бесплатно земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ Севастопольского городского Совета истцу было дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га., расположенного по <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Однако во время действия на территории города Севастополя законодательства Украины она не успела завершить оформление прав на вышеуказанный земельный участок. В результате подписания 18.03.2014 договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, а так же принятия 20.03.2014 Государственной Думой РФ Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», г. Севастополь стал субъектом Российской Федерации со статусом города федерального значения, на территории которого действует законодательство Российской Федерации с 18.03.2014. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» завершение оформления прав на земельные участки, начатое до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что земельный участок, указанный в решении № от ДД.ММ.ГГГГ Севастопольского городского Совета во время действия на территории города Севастополя законодательства Украины сформирован не был, административный истец с целью его формирования обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. На основании данного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в отношении указанного земельного участка был осуществлён государственный кадастровый учёт с присвоением ему кадастрового номера №. Истец обратилась с заявлением в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предоставлении ей земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополя без проведения торгов бесплатно. В результате рассмотрения заявления Корзик Л.В. административным ответчиком было принято решение, оформленное письмом за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность без проведения торгов бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. Также в адрес истца административным ответчиком была направлена копия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, которым было отменено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №. Данные решения Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя истец считает незаконными, нарушающими ее законные права и интересы.
В судебное заседание административный истец Корзик Л.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим способом. Представитель административного истца в судебном заседании поддержал исковые требования истца в полном объёме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика возражал против удовлетворения исковых требований в полном объёме, указывая, что в районе расположения указанного земельного участка находится объект культурного наследия регионального значения «Место расположения главной линии обороны в 1854-1855 гг. на Корабельной стороне. Мемориальная стенка между 1-м и 3-м бастионами», в связи с чем, предоставление истцу спорного земельного участка не представляется возможным.
Третье лицо Управление охраны объектов культурного наследия города Севастополя своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечил, о дне и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, письменных возражений не направил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Явка заинтересованного лица не была признана судом обязательной, а потому, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Обжалуемые решения вынесены ответчиком ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление подано истцом ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.
В судебном заседании установлено, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ Севастопольского городского совета истцу Корзик Л.В. было дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га., расположенного по <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). Однако во время действия на территории города Севастополя законодательства Украины истец не успела завершить оформление прав на вышеуказанный земельный участок.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» завершение оформления прав на земельные участки, начатое до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Так как земельный участок, указанный в решении № от ДД.ММ.ГГГГ Севастопольского городского совета во время действия на территории города Севастополя законодательства Украины сформирован не был, административный истец с целью его формирования обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.
На основании данного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в отношении указанного земельного участка был осуществлён государственный кадастровый учёт с присвоением ему кадастрового номера №
Истец обратилась с заявлением в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предоставлении Корзик Л.В. земельного участка с кадастровым номером № находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополя без проведения торгов бесплатно.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение, оформленное письмом за исх. № № об отказе истцу в предоставлении в собственность без проведения торгов бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №
Также распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № было отменено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» закреплено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Указанной нормой конституционного закона урегулирован вопрос действия и признания на территории Российской Федерации правоустанавливающих документов на имущество без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения.
В соответствии с частью 6 статьи 12 Закона города Севастополя № 46-ЗС основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Из текста оспариваемых административным истцом решений усматривается, что основанием для их принятия явилось расположение испрашиваемого земельного участка в зоне объекта культурного наследия регионального значения «Место расположения главной линии обороны в ДД.ММ.ГГГГ гг. <адрес>. Мемориальная стенка между <адрес>», утверждённого постановлением Правительства Севастополя от 07.06.2018 №362-ПП «Об утверждении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения» (далее – Постановление от 07.06.2018 №362-ПП). Также Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя сослался на расположение испрашиваемого земельного участка в зоне неопределённого функционального назначения, в охранной зоне памятников истории, архитектуры и градостроительства.
Указанное обстоятельство стало для административного ответчика основанием для отказа в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность на основании ч. 6 ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».
Из текста распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что основанием для его принятия стало письмо от ДД.ММ.ГГГГ № Управления охраны объектов культурного наследия города Севастополя и протокол заседания рабочей группы для решения проблемных вопросов, возникающих в процессе подготовки заключений, связанных с формированием земельных участков на территории города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №.
П. 1 ст. 11 ЗК РФ указывает, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Согласно п. 2 данной статьи подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утверждённых документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства.
В п. 16 ст. 11 ЗК РФ содержится перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Суд, исследовав распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, приходит к выводу, что ни одно из оснований, указанных в п. 16 ст. 11 ЗК РФ и вышеуказанном Законе города Севастополя указано в нём не было.
Из Протокола № усматривается, что рабочая группа пришла к выводу о том, что в соответствии с графическим материалом границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Место расположения главной линии обороны в ДД.ММ.ГГГГ гг. <адрес>. Мемориальная стенка между <адрес>», расположенного по адресу: <адрес>, испрашиваемый земельный участок расположен в границах охранной зоны объекта культурного значения. Согласно п. 2.1 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № часть земельного участка расположена в охранной зоне, режим использования которой указан в п. №. На данной части земельного участка, в т.ч. запрещается строительство объектов капитального строительства.
При этом, согласно п. № вышеуказанного постановления часть земельного участка расположена в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объекта культурного наследия. В соответствии с п№ в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в т.ч. разрешается строительство зданий и сооружений высотой не более <данные изъяты> м. от планировочной отметки земли до конька крыши, не препятствующих визуальному восприятию объекта культурного наследия, по проектам, имеющим в составе раздел «Мероприятия по обеспечению сохранности объекта культурного наследия», согласованным с органом охраны культурного наследия. Объёмно-пространственное решение и архитектурное оформление объектов необходимо определить из условий, исключающих создание фона, неблагоприятного для визуального восприятия памятника.
Исследовав в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что ссылка административного ответчика на Протокол № как на основание для отмены распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № и отказа в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность, является необоснованной и неправомерной, так как данный документ не содержит в себе выводов и доказательств невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка Корзик Л.В. и последующей передачи ей в собственность.
Также суд считает необходимым отметить, что в процессе разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка административным истцом ДД.ММ.ГГГГ было получено градостроительное заключение № Управления градостроительства и архитектуры СГГА, согласно которому испрашиваемый земельный участок находится в неопределённой зоне, примыкающей к существующей зоне малоэтажной жилой застройки. Учитывая, что испрашиваемый земельный участок расположен смежно с территорией малоэтажной жилой застройки, УГиА согласовывает материалы Корзик Л.В. по предоставлению земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома и хозпостроек и сооружений по адресу: <адрес>.
В части требований об обязании административного ответчика предоставить Корзик Л.В. в собственность без проведения торгов бесплатно земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., суд считает их не подлежащими удовлетворению поскольку такие полномочия относятся к исключительной компетенции административного ответчика.
Суд считает, что надлежащим способом зашиты прав административного истца, нарушенных незаконным отказом административного ответчика, будет понуждение к повторному рассмотрению заявления истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Иск Корзик Л.В. – удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ.
Признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в предоставлении Корзик Л.В. земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность без проведения торгов бесплатно оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Корзик Л.В. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность без проведения торгов бесплатно.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нахимовский районный суд города Севастополя.
Решение в окончательной форме принято 21 декабря 2020 года.
Судья Нахимовского районного
суда города Севастополя А.С. Лемешко