УИН: 45RS0024-01-2021-001177-71
Дело № 5-15/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Щучье Курганской области,
ул. Советская, 11 17 января 2022 года
Судья Щучанского районного суда Курганской области Лушникова Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в отношении Долгополова С.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, индивидуального предпринимателя,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ с 12 часов 20 минут до 12 часов 25 минут при осмотре кафе «Берлога» в рамках выездного обследования на основании задания начальника Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области о проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом установлено, что Долгополов С.Е., находясь в кафе «Берлога» по адресу: <адрес>, 108 км. автодороги Иртыш, в период угрозы распространения на территории Курганской области заболевания, представляющего опасность для окружающих, не выполнил требования пункт 4.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 15 (далее - Санитарные правила), статей 11, 29, 39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а именно, находился без санитарно-гигиенической маски.
Долгополов С.Е. на рассмотрение дела в суде не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, с правонарушением согласился, просил переквалифицировать его действия на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Такие правила поведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. №417 (далее - Правила).
Указанные Правила предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 41, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи II Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Постановлением Губернатора Курганской области от 16 марта 2020 года № 12 «О введении режима повышенной готовности» в связи с угрозой распространения на территории Курганской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также возможным аномальным понижением температуры наружного воздуха и в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4-1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории Курганской области введен режим повышенной готовности для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно подпункту 3 пункта 6 Постановления Губернатора Курганской области от 16 марта 2020 года № 12 «О введении режима повышенной готовности» граждане обязаны обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, общественном транспорте, такси, при нахождении на территории объектов всех видов транспорта общего пользования (аэропортов, вокзалов и других объектов), в местах приобретения товаров, услуг, на парковках, в лифтах.
Граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417, а также за нарушение обязательных и дополнительных обязательных правил поведения, устанавливаемых органами власти субъектов Российской Федерации при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Норма об ответственности за нарушение иных правил в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в периоды повышенной готовности и чрезвычайной ситуации - часть 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является специальной относительно статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежит применению в случаях нарушения лицом законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Указанное в протоколе об административном правонарушении нарушение требований статей 11, 29, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 4.4. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекцией (COVID-19)», пункта 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16 октября 2020 года № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом», которое вменено Долгополову С.Е. в качестве основания для привлечения его к административной ответственности, в действительности определяет правила поведения в условиях режима повышенной готовности и к законодательству о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отнесено быть не может.
Принятые в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации СП 3.1.3597-20 устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации (пункт 1.1.), а также включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4.1).
Поименованные в пункте 4.4 санитарных правил, пункте 1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16 октября 2020 года № 31 мероприятия, направленные на «разрыв» механизма передачи инфекции, к которым отнесены: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров, в силу прямого указания осуществляются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выполнение которых обеспечивается путем установления обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.
Учитывая изложенное, указанные санитарные правила в отношении граждан и организаций не имеют прямого действия.
Сведений о нарушении иных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий Долгополовым С.Е., неисполнение которых влечет ответственность по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в протоколе об административном правонарушении не приведено.
Между тем для квалификации действий по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), необходимо установить, что допущенное действие (бездействие) состояло либо в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, либо в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
С учетом вышеизложенного следует сделать вывод о том, что условий, необходимых для квалификации действий Долгополова С.Е. по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года, разъяснено, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос № 17).
Привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6,3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (вопрос № 22).
В соответствии с абзацем 2 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
На основании изложенного прихожу к выводу о необходимости переквалификации действий Долгополова С.Е., с части 2 статьи 6.3 КоАП РФ на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и вина Долгополова С.Е. в его совершении подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №; фототаблицей; актом выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
Определяя вид и размер наказания, исхожу из следующего.
Согласно части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Оснований считать данное правонарушение малозначительным не имеется.
В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываю характер совершенного Долгополовым С.Е. административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела не установлено.
Оснований для назначения наказания в виде предупреждения не имеется, так как правонарушение совершено Долгополовым С.Е. в период введения режима повышенной готовности, что влечет возникновение угрозы жизни и здоровью людей, в связи с чем имеет повышенную степень общественной опасности.
В результате прихожу к выводу, что в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений необходимо назначить Долгополову С.Е. административное наказание в виде административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать Долгополова С.Е. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 (одной тысячи) рублей.
Штраф должен быть внесен в течение 60 дней с момента вступления постановления в законную силу на реквизиты: ИНН 4501113122, КПП 450101001, ОГРН 1054500005966,
Получатель: Управление федерального казначейства по Курганской области
Наименование: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области
Дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 16 марта 2005 года
Место нахождения: ул. Куйбышева, 46, г. Курган, 640020
Фактический адрес: ул. Куйбышева, 46, г. Курган, 640020
Банк получателя: Отделение Курган БИК 043735001, р/счет 40101810065770110002, Код ОКТМО 37644101, КБК 14111601061010003140, УИН 14104450029600012440.
Назначение платежа – административный штраф по ст. 20.6.1 КоАП РФ.
В случае уплаты штрафа в шестидесятидневный срок копию квитанции предъявить в Щучанский районный суд Курганской области.
При отсутствии документа об уплате штрафа постановление будет направлено для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
Разъяснить Долгополову С.Е., что неуплата административного штрафа в установленный срок влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.В. Лушникова