Дело № 2-2483/2023
УИД № 34RS0006-01-2023-002299-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 22 ноября 2023 года
Советский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Матюхиной О.В.,
при секретаре Бронниковой Ю.М.,
с участием:
представителя истца Елфимовой В.С. – Громова С.К.,
представителя ответчика Администрации Волгограда – Белко Е.А. действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица Администрации Советского района г. Волгограда – Федяниной П.А., действующей на основании доверенности,
помощника прокурора Советского района г. Волгограда – Шевцивий Е.Ф., действующей на основании удостоверения,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Елфимовой Виктории Сергеевны к Администрации Волгограда, Департаменту городского хозяйства Администрации г. Волгограда об обязании принять меры по отлову животных без владельцев, взыскании морального вреда,
установил:
Елфимова В.С. обратилась в суд с данным иском, в обоснование которого указала, что дата года около 16.00 часов во время прогулки около дома 3а по ул. Авиаторской в г. Волгограде на нее напал бездомный кот. Он несколько раз укусил ее за правую ногу, и руку. Она была вынуждена обратиться в травмпункт Поликлиники № 4, а затем проходила стационарное лечение в больнице № 7. Ей ставились болезненные уколы от столбняка, бешенства. Просит суд: 1. обязать ответчика принять меры по отлову и стерилизации бездомных котов на территории иные данные, с последующим чипированием, с водворением их в приюты для животных, для последующего обследования; 2. взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, обеспечила явку представителя.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации Волгограда в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ответчика Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Администрации Советского района г. Волгограда в судебном заседании в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица МБУ «Северное» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Комитета Ветеринарии Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Пунктом 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года N 1 разъяснено, что поскольку потерпевший в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях испытывает физические или нравственные страдания, факт причинения ему морального вреда предполагается.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина", установленная указанной нормой презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия своей вины должны представить сами ответчики.
В судебном заседании установлено, что дата года около 16.00 часов во время прогулки около дома адрес на нее напал бездомный кот. Он несколько раз укусил ее за правую ногу, и руку.
В связи с укусами и болями в районе укусов, дата истец обратилась в травмпункт Поликлиники № 4, где во время введения вакцины от столбняка, ее состояние ухудшилось, и она была госпитализирована в ГУЗ «Клиническая больница скорой медицинской помощи № 7», где ей также были поставлены прививки от бешенства.
Указанное подтверждается медицинской документацией, имеющейся в материалах дела.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Елфимова В.С. испытала физические и нравственные страдания в связи с укусами ее безнадзорным котом, в связи с чем ее требования о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению в размере 30000 рублей. Данную сумму суд считает соразмерной нарушенному праву.
Безнадзорные животные являются объектом гражданских прав, в соответствии с п. 1 ст. 231 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления, следовательно, определение судьбы безнадзорных животных, предполагающее установление порядка отлова, содержания и использования, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно п. 2 ст. 2 которого, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии с п. 82 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 498-ФЗ) деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом; животное без владельца определено как животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (статья 3).
На основании ст. 17 Федерального закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев.
В силу ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (ст. 8 Федерального закона № 498-ФЗ).
Пунктом 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
В соответствии ч. 2 ст. 16.1 данного закона органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района вправе решать вопросы, указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст. 19 настоящего закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансферов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Согласно п. 49 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляем данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Законом Волгоградской области от 15 июля 2013 г. № 94-ОД «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области в области обращения с животными в части отлова и содержания животных без владельцев» органам местного самоуправления переданы полномочия по обращению с животными без владельцам, предусмотренные ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ст. 18 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018 г. «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:
1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;
3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;
5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Волгоградской области, утвержден приказом Комитета ветеринарии Волгоградской области от 27.12.2019 года № 600а.
Пунктом 2.1. Приказа № 600а установлено, что отлов животных без владельцев организуется уполномоченным органом или юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 2.3. Приказа № 600а отлов животных без владельцев, проявляющих немотивированную агрессивность к людям, производится в первоочередном порядке.
На основании п. 4.5. Приказа №600а животные, проявляющие немотивированную агрессивность, подлежат индивидуальному содержанию.
Пунктом 4.3. Приказа №600а предусмотрено, что возврат не проявляющих немотивированной агрессии животных без владельцев на прежние места обитания осуществляется после завершения в приюте для животных мероприятий по стерилизации, маркированию, карантинированию, лечению вакцинации. Таким образом, возврат в прежние места обитания животных без владельцев, проявляющих агрессию к людям, законодательством не предусмотрен.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Администрация Волгограда, и считает возможным удовлетворить требования истца об обязании ответчика принять меры по отлову и стерилизации животных – котов без владельцев на территории иные данные, с последующим чипированием и помещением в приют для животных.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК ФР, суд
решил:
Иск Елфимовой Виктории Сергеевны к Администрации Волгограда, Департаменту городского хозяйства Администрации г. Волгограда об обязании принять меры по отлову животных без владельцев, взыскании морального вреда – удовлетворить в части.
Обязать Администрацию Волгограда принять меры по отлову и стерилизации животных – котов без владельцев на территории иные данные, с последующим чипированием и помещением в приют для животных.
Взыскать с Администрации Волгограда в пользу Елфимовой Виктории Сергеевны компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.
В удовлетворении остальной части иск Елфимовой Виктории Сергеевны – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Советский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дна изготовления его полного текста.
Судья О.В. Матюхина