№ 2а-460/2022
44RS0014-01-2022-000631-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2022 г п. Судиславль
Островский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего Рубликова И.Ю., при секретаре Крыловой О.В.,
с участием административного истца Черкасова В.А., представителя административного ответчика <адрес> Базарновой Н.С., представителя административного ответчика <адрес>, представляющей также интересы заинтересованного лица Избирательной комиссии Костромской области, Ахмеровой Э.Н., помощника прокурора Судиславского района Чепасова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата на должность Главы Судиславского муниципального района Костромской области Черкасов В.А. к Территориальной избирательной комиссии Судиславского района Костромской области об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата на должность главы администрации Судиславского муниципального района Костромской области и обязании принять решение о регистрации кандидатом на должность главы администрации Судиславского муниципального района <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Кандидат на должность Главы Судиславского муниципального района Костромской области Черкасов В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии <адрес>, в котором просил: отменить Постановление Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в регистрации кандидатом на должность главы администрации <адрес>, выдвинутому избирательным объединением Общероссийской общественное Конструктивно-экологическое движение «Кедр» и обязать Территориальную избирательную комиссию <адрес> повторно рассмотреть вопрос и принять решение о регистрации кандидатом на должность главы <адрес> Черкасов В.А..
Административное исковое заявление мотивировано тем, что им лично было собрано необходимое количество подписей в свою поддержку для выдвижения кандидатом на должность главы <адрес>, подписные листы заверены непосредственно им, подписи являются достоверными, поэтому оснований для признания всех подписей недействительными, по основания пп. «з» и «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» у Территориальной избирательной комиссии <адрес> не имелось. Из текста постановления Территориальной избирательной комиссии <адрес> не представляется возможным сделать вывод, какие действия, сведения, или какой объём этих сведений комиссия посчитала недостатком. Таким образом, считает обжалуемое Постановление не мотивированным, не обоснованным и незаконным.
В судебном заседании административный истец Черкасов В.А. административное исковое заявление поддержал в полном объёме по изложенным в нём основаниям. Просит административный иск удовлетворить в полном объёме. Считает возражения ответчика на административное исковое заявление также не обоснованными.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии <адрес> Базарнова Н.С. считает Постановление Территориальной избирательной комиссии <адрес> от 10 августа 2022 г. № «Об отказе в регистрации кандидатом на должность главы администрации <адрес> Черкасову В.А. законным и обоснованным, просит суд в удовлетворении административного иска Черкасову В.А. отказать в полном объёме.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии <адрес> Ахмерова Э.Н., представляющая также интересы заинтересованного лица Избирательной комиссии <адрес>, просит суд отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объёме, считая обжалуемое Постановление Территориальной избирательной комиссии законным и обоснованным.
Согласно заключению помощника прокурора <адрес> Чепасова Д.А., Постановление Территориальной избирательной комиссии <адрес> об отказе административному истцу Черкасову В.А. в регистрации кандидатом на должность главы администрации <адрес> законным и обоснованным, считает, что в удовлетворении заявленных административных исковых требований административному истцу следует отказать в полном объёме.
Заслушав административного истца, представителей административного ответчика и представителя заинтересованного лица, выслушав заключение помощника прокурора <адрес>, суд приходит к выводу, что заявленные требования административного ответчика не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 2 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 10 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Решением Собрания депутатов <адрес> от 22 июня 2022 г. №, на 11 сентября 2022 г. назначены выборы главы администрации <адрес>. Решение направлено в Территориальную избирательную комиссию <адрес> (л.д. №).
24 июля 2022 г. административный истец Черкасов В.А. подал заявление в Территориальную избирательную комиссию <адрес> (далее Территориальная избирательная комиссия или Избирательная комиссия) о том, что дал согласие баллотироваться кандидатом на должность главы <адрес> избирательному объединению Общероссийское общественное Конструктивно-экологическое движение России «Кедр» (л.д. №, 42).
01 августа 2022 г. административным Истцом в избирательную комиссию представлены документы для выдвижения кандидатом на должность главы Судиславского муниципального района <адрес>, в том числе подписные листы с 58 подписями избирателей, собранными в поддержку его выдвижения, при этом сборщиком подписей избирателей в подписных листах являлся сам кандидат Черкасов В.А. (л.д. №, 45-46, 55-95)
ДД.ММ.ГГГГ кандидат Черкасов В.А. Избирательной комиссией уведомлен о выявленных недостатках в оформлении документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом на должность главы <адрес>. Также он уведомлен о дате рассмотрения заседания Территориальной избирательной комиссии <адрес>, на котором будет рассматриваться вопрос связанный с регистрацией в кандидаты. (л.д. №).
В соответствии с пп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
Согласно подпункту «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного органа субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными.
Аналогичные требования изложены в положениях пунктах 8 и 9 части 2 ст. 79 Закона Костромской области от 19.10.2018 № 451-6-ЗКО (ред. от 24.05.2022) «Избирательный кодекс Костромской области» (принят Костромской областной Думой 18.10.2018)
На основании пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
При этом согласно пункту 18 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
В соответствии подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Согласно положениям п. 9 ч. 2 ст. 81 Закона Костромской области от 19.10.2018 № 451-6-ЗКО «Избирательный кодекс Костромской области» основаниями отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В ходе проверки представленных подписных листов, представленных кандидатом Черкасовым В.А., как следует из протокола заседания рабочей группы Территориальной избирательной комиссии <адрес> от 08 августа 2022 г. (л.д. 52-54), ведомости проверки подписных листов и итогового протокола подписных листов от 08 августа 2022 г. (л.д. № 98-100, 101), все 58 подписей признаны недействительными, недостоверных подписей не выявлено. Во всех подписных листах выявлены нарушения: положений пп. «з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объёме; сведения о кандидате, внесённые в подписной лист, не соответствуют действительности (в строке со словами работающего отсутствует полное наименование места работы кандидата; указаны недостоверные сведения о наличии у кандидата статуса депутата Совета депутатов Судиславского сельского поселения Судиславского муниципального района; указано «…исполняющий обязанности на непостоянной основе», тогда как представленная при выдвижении справка, свидетельствующая о наличии статуса депутата Собрания депутатов Судиславского муниципального района Костромской области осуществляющего полномочия на непостоянной основе), а также нарушения положений пп. «и» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - форма подписного листа не соответствует требованиям закона (информация о субъекте выдвижения изменена, а именно указано «выдвинут избирательным объединением», однако в подстрочнике содержится указание по заполнению подстрочника «выдвинут от избирательного объединения»). Кандидату и доверенному лицу разъяснено право на подачу письменных возражений, в случае несогласия с выводами о признании подписей недостоверными и (или) недействительными.
Рабочей группой Территориальной избирательной комиссии были оценены и проанализированы все представленные 24 июня 2022 г. кандидатом в депутаты документы на выдвижение кандидатом в депутаты (л.д. № 36-37, 38, 39-44), и документы для регистрации (подписные листы, заявления, возражения (л.д. № 45-109).
Как следует из материалов дела, согласно ведомости проверки подписных листов, итогового протокола проверки подписных, протокола заседания рабочей группы Избирательной комиссии, которой были рассмотрены возражения кандидата, из количества заявленных и представленных подписей -58, все были проверены, недостоверных не установлено, все 58 подписей признаны недействительными. (л.д. № 98-100, 101, 103-104, 106-108)
На основании представленных кандидатом документов, Постановлением Территориальной избирательной комиссии <адрес> от 10 августа 2022 г. №, административному истцу Черкасову В.А. отказано в регистрации кандидатом на должность главы <адрес>, выдвинутому избирательным объединением Общероссийской общественное Конструктивно-экологическое движение России «Кедр» на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статей 44, 44.1, пункта 9 части 2 статьи 81 Избирательного кодекса Костромской области в связи с представлением недостаточного количества достоверных подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата.
Административный истец Черкасов В.А не согласился с решением Территориальной избирательной комиссии и 15 августа 2022 г. обратился с жалобой в Избирательную комиссию Костромской области об отмене постановления Территориальной избирательной комиссии от 10 августа 2022 г. №. Постановлением Избирательной комиссии Костромской области от 19 августа 2022 г. №212, жалоба Черкасова В.А. оставлена без удовлетворения (л.д. №171-174).
Исходя из изложенного, по мнению суда, решение (постановление) Территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации административному истцу кандидатом на должность главы администрации Судиславского муниципального района было принято уполномоченным на то органом, в установленные законом сроки, мотивировано и обосновано, соответствует требованиям избирательного законодательства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11 мая 2012 г. № 658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, предусмотренного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Таким образом, является обоснованным вывод Территориальной избирательной комиссии о том, что в связи указанием не в полном объёме сведений о кандидате, внесение не соответствующих действительности сведений, указание недостоверных сведений, изменение информации о субъекте выдвижения в депутаты, в своей совокупности являются основанием для признания всех подписей недействительными.
Доводы административного истца, как изложенные в административном исковом заявлении, так и приведённые им при рассмотрении административного иска, опровергаются представленными в материалы дела Территориальной избирательной комиссии доказательствами.
Из системного толкования пунктов 6.1 и 6.4, подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ следует, что регистрация кандидата осуществляется при наличии необходимого количества достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения. Поскольку все подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Черкасова В.А. признаны недействительными на основании подпунктов «з», «и» пункта 6.4 статьи 38 указанного Федерального закона, следовательно, достоверные подписи, необходимые для его регистрации, отсутствовали.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Постановление Территориальной избирательной комиссии <адрес> от 10 августа 2022 г. № «Об отказе в регистрации кандидатом на должность главы администрации <адрес>» является законным и обоснованным, у Территориальной избирательной комиссии имелись все основания для отказа в регистрации кандидата, а административному истцу Черкасову В.А. в удовлетворении административного иска следует отказать в полном объёме.
Нарушений требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, иных законов в области избирательного законодательства, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 241, 243-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административному истцу Черкасов В.А. в удовлетворении административного иска об отмене Постановления Территориальной избирательной комиссии <адрес> от 10 августа 2022 г. № «Об отказе в регистрации кандидатом на должность главы администрации <адрес>» и <адрес> Судиславского муниципального района <адрес> Черкасов В.А., отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Островский районный суд Костромской области в течение пяти дней со дня принятия решения суда.
Председательствующий И.Ю. Рубликов
Решение в окончательной форме изготовлено 29 августа 2022 г.
Председательствующий И.Ю. Рубликов