Судья Меньших О.Е. Дело №2-2317/2024
УИД 54RS0002-01-2024-002771-61
Докладчик Зуева С.М. № 33-10548/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Дроня Ю.И.,
Судей: Зуевой С.М., Быковой И.В.
При секретаре: Митрофановой К.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 05 ноября 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» в лице Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» на решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Исковое заявление Новосибирского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие АО «ФПК» (ИНН №) по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившиеся в неоснащении транспортных средств – вагонов пассажирских №№, с плановым годом списания - 2033, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Возложить на АО «ФПК» (ИНН №) в срок не позднее одного года с даты вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности путем оснащения транспортных средств – вагонов пассажирских №№, №, с плановым годом списания - 2033, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в соответствии с паспортом обеспечения транспортной безопасности; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Взыскать с АО «ФПК» (ИНН 7708709686) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зуевой С.М., объяснения представителя АО «ФПК» - Кудлай Е.С., объяснения представителя Новосибирской транспортной прокуратуры Сафинова И.С., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Новосибирский транспортный прокурор в интересах прав и свобод неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» о возложении обязанности совершить действия.
Иск мотивирован тем, что проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в Западно-Сибирском филиале АО «Федеральная пассажирская компания», в ходе которой установлено, что транспортные средства (пассажирские вагоны), с плановым годом списания (2033), не оснащены техническими средствами видеонаблюдения, что влияет на транспортную безопасность от актов незаконного вмешательства.
В связи с выявленными нарушениями закона начальнику вагонного участка Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого меры по их устранению не приняты.
Новосибирский транспортный прокурор просил:
- Признать незаконным бездействие АО «Федеральная пассажирская компания» по несоблюдению требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, выразившееся в неоснащении транспортных средств - вагонов пассажирских с плановым годом списания - 2033 №№, № техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
- Обязать АО «Федеральная пассажирская компания» устранить выявленные нарушения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности путем оснащения транспортных средств - вагонов пассажирских с плановым годом списания – 2033: №№, № техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а именно средствами видеонаблюдения; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
ДД.ММ.ГГГГ Железнодорожным районным судом <адрес> постановлено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания» в лице Западно-Сибирского филиала АО «ФПК» и в апелляционной жалобе его представитель Е.С.Кудлай просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права; в удовлетворении требований Новосибирского транспортного прокурора отказать (л.д.111-112).
В обоснование жалобы указывает, что в решении суда является неисполнимым.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1653.
Исковые требования основаны на подпункте 1 пункта 7 данных Требований, предусматривающего обеспечение транспортной безопасности, которые не содержат требования об обеспечении вагонов средствами видеонаблюдения в соответствии с паспортом обеспечения транспортной безопасности.
Обязанность по размещению средств видеонаблюдения в местах, указанных в уточнённом исковом заявлении, не содержится в каких-либо нормативных документах, соответственно, возложение обязанности на АО «ФПК» произвести действия в той формулировке, которая указана в решении, неправомерно и противоречит нормам права.
Исполнение ответчиком решения суда не повлечёт надлежащее исполнение Требований, что приведёт к дальнейшему наложению на АО «ФПК» различных санкций за неисполнение Требований.
Судом первой инстанции не учтено, что компанией принимаются все возможные меры по исполнению требований законодательства, а исполнение решения суда в указанный срок невозможно по объективным причинам.
Выполнение работ по установлению видеокамер в вагонах является сложным и многоэтапным процессом, требующим значительных финансовых затрат и временных затрат.
В настоящее время АО «ФПК» проводятся процедуры по заключению очередного договора на проведение работ по оснащению вагонов системами видеонаблюдения. Оснастить все вагоны системами видеонаблюдения единовременно не представляется возможным ввиду необходимости обеспечения беспрерывности перевозочного процесса с учётом необходимости осуществления воинских перевозок.
Рассмотрев дело в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Согласно пунктам 7 и 9 ст.1, ч.1 ст.4, Федерального закона от 9 февраля 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю); субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
АО «Федеральная пассажирская компания» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров, багажа, и грузобагажа железнодорожным транспортом в поездах общего пользования в поездах дальнего следования по территории РФ и в международном сообщении.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона «О транспортной безопасности», требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта устанавливаются Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 10 октября 2020 № 1653 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, п.7 которых предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в дальнем следовании обязаны оснастить транспортные средствами видеонаблюдения в кабине транспортного средства и на путях прохода в салон (кабину) транспортного средства (локомотива); в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами оповещения и связи, в том числе, между членами экипажа транспортного средства (локомотивной и поездной бригадами), а также диспетчерскими центрами управления движением транспортных средств; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных.
Как установлено, судом первой инстанции и следует из материалов дела, Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в Западно-Сибирском филиале АО «Федеральная пассажирская компания» и установлено, что вагоны пассажирские №№, №, с плановым годом списания – 2033, - не оборудованы необходимыми техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Разрешая заявленные Новосибирским транспортным прокурором исковые требования, исследовав и оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями вышеуказанных норм Федерального закона от 09 февраля 2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требованиями по обеспечению транспортной безопасности утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 № 1653, установив, что в нарушение законодательства перечисленные вагоны не оборудованы средствами видеонаблюдения в пассажирском салоне транспортного средства (вагоне), переходных тамбурах и технических помещениях; средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток и доступа к данным в соответствии с порядком доступа и передачи данных, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, возложив обязанность на ответчика устранить выявленные нарушения в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что формулировка решения суда не соответствует установленным нормативным документом требованиям, поскольку содержит перечень действий, которые заявитель должен совершить за пределами требований законодательства, правильных выводов суда не опровергают, сводятся к переоценке выводов суда и неправильному толкованию норм права.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, законодатель предусмотрел конкретные требования, в рамках которых субъект транспортной инфраструктуры обязан провести конкретные мероприятия по обеспечению транспортной безопасности. При этом, в нарушение Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 октября 2020 г. №1653, указанные в иске вагоны эксплуатируются ответчиком без средств видеонаблюдения, что приводит к фактической незащищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства, как следствие, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей. Чрезвычайных и неопределимых обстоятельств, объективно препятствующих ответчику исполнить требования действующего законодательства, не установлено.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2019 г. № 61-О, основополагающим конституционным принципом является исполнимость судебного решения, при этом защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется. При этом суды должны использовать в каждом конкретном случае нарушения прав, соответствующих способ их восстановления или компенсации, учитывающий их специфику (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 15 января 2002 г. № 1-П).
При определении срока исполнения решения суда, суд первой инстанции учел, что согласно абзацу 8 п.6 Требования по обеспечению транспортной безопасности..., мероприятия предусмотренные паспортом транспортного средства подлежали исполнению не позднее одного года со дня вступления в силу данного документа.
Поскольку Требования... вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, то мероприятия по реализации мер безопасности подлежали исполнению не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, ответчиком Требования не исполнены по настоящее время. В этой связи, установленный судом срок исполнения решения суда не позднее одного года с даты его вступления в законную силу является разумным и обоснованным с учетом возложения такой обязанности только по обеспечению средствами видеонаблюдения, средствами обработки, накопления, хранения видеоинформации не менее 30 суток.
Ссылки в апелляционной жалобе на объективно существующие значительные временные и финансовые затраты, связанные со сложным и многоэтапным процессом, - проведением мероприятий по выполнению работ по установлению видеокамер в вагонах, - несостоятельны, поскольку ответчик не лишён права на обращение в суд за отсрочкой или рассрочкой исполнения решения суда, в случае наличия к тому оснований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно применил положения материального права, в том числе, действующие Требования по обеспечению транспортной безопасности, верно распределил бремя доказывания, оценил представленные доказательства в их совокупности, в связи с чем пришел к обоснованным выводам о необходимости удовлетворения иска.
Судебная коллегия не усматривает оснований для признания выводов суда незаконными, поскольку они отвечают требованиям законодательства по обеспечению транспортной безопасности, регулирующего спорные правоотношения, имеющие значение для дела обстоятельства определены судом верно и доводы жалобы, фактически направленные на иное толкование норм права, не могут служить основаниями, предусмотренными ст.330 ГПК РФ к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пределах доводов жалобы оставить без изменения, а апелляционную жалобу Акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (650035, Притомский проспект, здание 2, город Кемерово, Кемеровский городской округ, Кемеровская область – Кузбасс).
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме «__25 » октября 2024 года.