Судья Краснов В.Б. Дело № 33-2086/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сажина А.В.,
судей Тебеньковой Л.Г., Пристром И.Г.,
при секретаре Чебыкиной Е.М.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрела в открытом в судебном заседании 11 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района «...» на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 28 ноября 2012 года, по которому
иск прокурора г. ... в интересах С. к Администрации муниципального района «...» о предоставлении жилого помещения вне очереди на условиях договора социального найма удовлетворен.
Обязана Администрация муниципального района «...» предоставить С. вне очереди жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, на одного человека, в г. ... Республики Коми, общей площадью не менее нормы предоставления, на условиях договора социального найма.
Заслушав доклад судьи Пристром И.Г., объяснения С., мнение прокурора Юдина А.В., полагавшего в удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. ... обратился в суд в интересах ФИО16 с иском к Администрации муниципального района «...» о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, на одного человека, в г. ... Республики Коми, общей площадью не менее нормы предоставления, на условиях договора социального найма. В обоснование иска указал, что истец, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен жильем и в соответствии с законом имеет право на получение жилого помещения.
Истец и помощник прокурора г. ... Касьянова М.Н. в судебном заседании иск поддержали.
Представитель Администрации муниципального района «...» с иском не согласилась.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района «...» не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.
В порядке требований ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, извещались судом апелляционной инстанции, однако, ответчик участия в судебном заседании не принимали.
Поскольку неявка лиц, участвующих в деле не является препятствием к рассмотрению дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика- администрация муниципального района «Сосногорск».
Участвующий в суде апелляционной инстанции ФИО17 в удовлетворении жалобы просил отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО18., <Дата обезличена> года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как отец истца - ... умер <Дата обезличена> года, мать истца - ... решением ... районного суда от <Дата обезличена> года лишена родительских прав.
Постановлением главы администрации муниципального образования «...» № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года опекуном над истцом назначена ...
Постановлением главы администрации муниципального района «...» № <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года, попечение ... прекращено по достижению ФИО19 совершеннолетия.
Постановлением от <Дата обезличена> года ФИО20. был поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договорам социального найма под № <Номер обезличен>, датой подачи заявления <Дата обезличена> года, жилое помещение за ним не закреплялось.
В настоящее время С. проживает по адресу: Республика Коми, г. ..., ул. ..., д. ..., кв. ..., по месту жительства ..., жилого помещения в собственности, на основании договора социального найма не имеет.
Разрешая заявленный иск, суд пришел к правильному выводу о том, что истец, имеет право на предоставление жилого помещения как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом не имеет закрепленного жилого помещения, в установленном законом порядке жильем не обеспечен, состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, суд правомерно удовлетворил требования прокурора г. ... и возложил обязанность по предоставлению истцу жилого помещения на администрацию муниципального района «...».
Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
С учетом правил приведенной статьи, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Дополнительная гарантия в получении жилого помещения лицам, имеющим закрепленные жилые помещения, установлена Законом Республики Коми от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма».
В пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона № 139-РЗ указано, что включение граждан в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону в соответствующий орган местного самоуправления: по месту выявления и первичного учета на территории Республики Коми или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, не имеющих закрепленного жилого помещения; по месту нахождения закрепленного жилого помещения, находящегося в собственности граждан, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, или по последнему месту проживания в семье опекуна (попечителя) - для граждан, имеющих закрепленное жилое помещение, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания.
Частью 1 ст.9 Закона Республики Коми от 22.11.2010г. №139-РЗ (в редакции Закона Республики Коми от 29.04.2011г. №32-РЗ) установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам на основании решений органов местного самоуправления по договорам социального найма жилых помещений, заключаемым в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, по норме, установленной соответствующим органом местного самоуправления.
Положения части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ в той мере, в какой они предусматривают предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 признаны несоответствующими Конституции Республики Коми как нарушающие конституционный принцип равенства прав и свобод граждан независимо от их места жительства, социального статуса и других обстоятельств, умаляют право указанной категории лиц на жилище.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Республики Коми от 11.07.2011 приведенный в части 1 статьи 9 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ порядок предоставления указанным лицам жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, противоречит прописанным в законе принципам деятельности органов государственной власти Республики Коми в вопросах передачи своих полномочий по социальной поддержке населения органам местного самоуправления и сохранения при этом уже достигнутого уровня социальной защиты граждан, в том числе и в области жилищных отношений. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не предполагает каких-либо произвольных изменений в ранее действующем правовом регулировании и в силу требований Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ исключает возможность снижения объема государственных гарантий в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан.
С учетом изложенной позиции Конституционного Суда Республики Коми, в целях обеспечения реализации социальных гарантий граждан, при определении размера площади предоставляемого жилья следует руководствоваться положениями Закона Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2011), в соответствии с которыми жилое помещение государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялось указанной категории граждан по договорам социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью 33 кв.м., как одиноким гражданам.
Таким образом, резолютивная часть решения суда первой инстанции подлежит уточнению в части размера предоставляемого жилья. С учетом приведенных выше требований закона следует определить, что администрация муниципального района «...» обязана предоставить С вне очереди жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, на одного человека, в г. ... Республики Коми, общей площадью не менее 33 кв.м.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 28 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района «...» - без удовлетворения, уточнив абзац 2 резолютивной части решения суда.
Абзац 2 резолютивной части решения суда изложить в следующей редакции:
«Обязать администрацию муниципального района «...» предоставить С вне очереди жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, на одного человека, в г. ... Республики Коми, общей площадью не менее 33 кв. м».
Председательствующий-
Судьи-