Дело № 2-26/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2018 года с. Богучаны Красноярского края
Богучанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Казак А.Н.,
с участием представителя ответчиков Усольцева А.А., действующего на основании доверенности № 14 от 01 января 2017 года,
при секретаре Рукосуевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозовой С.А. к государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиалу № 9 и государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании возмещения стоимости автобусных и авиабилетов
У С Т А Н О В И Л :
Морозова С.А. обратилась в суд с иском к ГУ КРО ФСС РФ филиалу № 9 и ГУ КРО ФСС РФ об обязании возмещения стоимости автобусных и авиабилетов в размере 46 240 рублей.
Требования мотивировала тем, что ее сын <данные изъяты> года рождения страдает тяжелым заболеванием, имеет диагноз <данные изъяты>.
19.07.2017 года ФГАУ «НЦДЗ» г. Москвы ее сыну выслан вызов и Протокол заседания комисиии на стационарное лечение по ВМП с 08.08.2017 года, которые она перенаправила в КГБУЗ «Кежемская РБ» для получения квоты и талонов на получение медицинской помощи. Получив в указанном учреждении талоны для прохождения высококвалифицированной медицинской помощи в ФГАУ «НЦДЗ» г. Москвы и медицинскую справку за № 080 от 02.08.2017 года, согласно которой ее сын нуждается в авиаперелете. Перевозить ребенка железнодорожным транспортом не представилось возможным в силу короткого промежутка времени между выдачей направления и датой госпитализации. Кроме того, при госпитализации в ФГАУ «НЦДЗ» г. Москвы необходимы медицинские справки срок действия которых составляет три дня и при проезде железнодорожным транспортном данные справки потеряли бы свою актуальность. 03.08.2017 года она обратилась в филиал № 9 ГУ КРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении ей талонов на проезд к месту лечения и обратно авиатранспортном, на которое ей был дан ответ с отказом в удовлетворении ее требований и предложением оформления талонов на проезд железнодорожным и автомобильным транспортом. Данный ответ был доставлен ей в период прохождения лечения сына в ФГАУ «НЦДЗ» г. Москвы, т.к. она была вынуждена заранее приобрести билеты на авиатранспорт за свой счет иначе бы ребенок не смог получить высокотехнологичную медицинскую помощь в ФГАУ «НЦДЗ» г. Москвы, а в случае предоставления ей бесплатных билетов, приобретенные ею билеты она бы сдала авиаперевозчику. При этом между населенным пунктом, в котором она с сыном проживает и г. Москва отсутствует железнодорожное сообщение. Общая стоимость проезда к месту проведения лечения автобусным и авиатранспортом составила 46 240 рублей. При этом общая стоимость проезда к месту проведения лечения автобусным и железнодорожным транспортом составила бы 41 878,30 рублей. Однако, в связи с тем, что временной промежуток между вызовом и госпитализацией был мал, приобрести билеты по более низкой цене, ей не представилось возможным, т.к. авиакомпании применяют систему динамического ценообразования – чем ближе дата вылета ко времени приобретения билетов, тем дороже стоимость перелета.
Истец, надлежащим образом уведомленный о месте и времени судебного заседания по рассмотрению дела, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах в соответствии с частью 5 ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ответчиков Усольцев А.А., действующий на основании доверенности № 14 от 01 января 2017 года, явившийся в судебное заседание, предъявленные истцом к ответчикам исковые требования не признал в полном объеме, просил отказать истцу в удовлетворении его исковых требований, по сущекству рассматриваемого судом вопроса пояснив, что набор социальных услуг льготным категориям граждан представляется в натуральном выражении, при этом заболевание ребенка истца не относится к заболеваниям, предусматривающим обязательное обеспечение проезда к месту лечения на авиационном транспорте.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ответчиков, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1.1 ип. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно- курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица (часть 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ).
Согласно п. 4.1. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328 организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом.
В силу п. 4.2 Порядка для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться:
железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);
авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга;
водным транспортом (третьей категории);
автомобильным транспортом (общего пользования).
Одновременно с получением в территориальных органах Фонда, органах социальной защиты населения или уполномоченном органе санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее - специальные талоны) или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление). При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта (п. 4.3 Порядка).
Как следует установлено в судебном заседании, Морозова С.А. является матерью <данные изъяты> года рождения, признанного в установленном законом порядке органами МСЭ ребенком инвалидом.
Согласно заключения протокола заседания Комиссии по отбору больных на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России № 7 от 23.01.2017 года <данные изъяты> года, имеющему диагноз детский церебральный паралич: спастическая диплегия, показана госпитализация для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, дата планируемой госпитализации 20.02.2017 года. (л.д. 8).
23.01.2017 года ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России <данные изъяты> имеющему диагноз детский церебральный паралич: спастическая диплегия, выдан вызов на стационарное лечение в отделение общей педиатрии с датой госпитализации 20.02.2017 года. (л.д. 9).
03.08.2017 года Морозова С.А. обратилась в филиал № 9 ГУ КРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении ей талонов на проезд к месту стационарного лечения по направлению Министерства здравоохранения Красноярского края от 21.07.2017 года № 71/03-1711189 в ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, расположенном в г. Москва ее ребенку <данные изъяты> и сопровождающему Морозовой С.А. на 07.08.2017 года, с предполагаемым сроком лечения с 08.08.2017 года. При этом в данном заявлении Морозова указала, что просит выдать талоны только на авиатранспорт, приложив у азанному заявлению справку, выданную 02.08.2017 года КГБУЗ «Кежемская РБ», в соответствии с которой Морозову С.А. рекомендован перелет авиационным транспортом.
04.08.2017 года филиалом № 9 ГУ КРО ФСС РФ истцу направлено письмо № 09-01-03/04/78л «О результатах рассмотрения обращения» в соответствии с которым Морозовой С.А. был дан ответ о невозможности обеспечить талонами на проезд на авиационном транспорте, ввиду того, что обеспечение бесплатным проездом граждан льготных категорий осуществляется на основании заключенных контрактов с транспортными организациями, отобранными ГУ КРО ФСС РФ в порядке установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. В 2017 году отделением Фонда проводилась работа по размещению заказов на оказание услуг по перевозке граждан-получателей социальных услуг авиационным транспортом к месту лечения и обратно по тарифам, не превышающим стоимость проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с нормами действующего законодательства. Ни одна из авиакомпаний не приняла участие в конкурсной процедуре. Соответственно, контракт на оказание услуг авиационным транспортом не заключен. Гражданам для следования к месту лечения в 2017 году предоставляются талоны на право безденежного проезда в поездах дальнего следования. Предложено получить талоны на проезд к месту лечения и обратно на автомобильный и железнодорожный транспорт.
Однако, фактически отказавшись от получения талонов на проезд к месту лечения и обратно на автомобильный и железнодорожный транспорт, истица до получения ответа на ее заявление из филиала № 9 ГУ КРО ФСС РФ приобрела автобусные и авиабилеты, для прибытия к месту лечения и обратно воспользовалась – автобусным и авиатранспортом, оплатив стоимость проезда автобусом и авиаперелета самостоятельно в общей сумме 46240 руб.
Согласно выписного эпикриза от 17.08.2017 года Морозов С.Е. находился в отделении общей педиатрии ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России в период с 08.08.2017 года по 17.08.2017 года (л.д. 10-13).
В связи с тем, что фактически ГУ КРО ФСС РФ ее требования по ее заявлению о выдаче ей талонов на проезд к месту лечения ребенка авиационным транспортом ей не выданы Морозова С.А. обратилась с иском в суд.
Установив указанные обстоятельства, имеющие значение для дела, при разрешении исковых требований Морозовой С.А., суд приходит к выводу о необходимости отказа в их удовлетворении в полном объеме. При этом суд исходит из того, что право на получение компенсации стоимости самостоятельно приобретенных истицей авиабилетов к месту санаторно-курортного лечения у последней отсутствует, поскольку имеющееся у ребенка заболевание не относится к перечню заболеваний, предусматривающих обязательное обеспечение проезда к месту лечения только на авиационном транспорте (л.д. 10-13), в связи с чем, ответчиком правомерно были предложены к получению талоны на бесплатный проезд железнодорожным транспортом, стоимость которого, как достоверно установлено судом в ходе рассмотрения дела, была меньше стоимости авиаперелета (проезд истца и ее ребенка к месту лечения с учетом услуг авиационного транспорта составил 46 240 рублей, в то время как проезд с учетом услуг железнодорожного транспорта составил бы 41 878,30 рублей (л.д.17-20, 22-28).
Кроме того, данное обстоятельство указывается истцом самостоятельно в исковом заявлении – стоимость проезда автобусным транспортом и авиаперелетом Красноярск-Москва-Красноярск (46240 руб. 00 коп.) выше по сравнению с проездом автобусным транспортом и железнодорожным транспортом по маршруту Красноярск -Москва - Красноярск, общая стоимость которого составляет на 2-х пассажиров 41878,30 руб.
При этом доводы ответчика о том, что в связи с коротким временным промежутком между вызовом и госпитализацией, с учетом применения авиакомпаниями системы динамического ценообразования, а также с учетом короткого временного действия медицинских справок на бак исследование кала на кишечные инфекции и об отсутствии контактов, она была вынуждена самостоятельно приобрести билеты на авиатранспорт и воспользоваться, т.к. иначе ребенок не смог бы воспользоваться предложенным лечением, не могут быть приняты судом во внимание в силу того, что являются надуманными и противоречащими установленными судом обстоятельствами в силу которых несмотря на планируемый срок госпитализации Морозова С.Е. 20.02.2017 года (л.д. 8-9) ребенок истца фактически прошел лечение в отделении общей педиатрии ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России в период с 08.08.2017 года по 17.08.2017 года (л.д. 10-13), при этом в лечении ребенку, несмотря на большой временной разрыв между планируемым и фактическим прохождением лечения, отказано не было. Доказательств того, что в случае более позднего прибытия ребенка к месту проведения лечения ему бы было отказано в его проведении, истцом в судебное заседание не представлено и судом не установлено.
Кроме того, справка, выданная 02.08.2017 года КГБУЗ «Кежемская РБ» за № 080, в части следования <данные изъяты> к месту проведения лечения авиационным транспортом носит рекомендательный характер, а, как указано судом выше, имеющееся у ребенка заболевание не относится к перечню заболеваний, предусматривающих обязательное обеспечение проезда к месту лечения только на авиационном транспорте.
Отсутствие железнодорожного сообщения между с. Заледеево, г. Кодинск и г. Москва не может служить основанием для удовлетворения требований истца в силу того, что от с. Заледеево Кежемского района до г. Красноярск истец и ее ребенок следовали автобусным транспортом, а между г. Красноярск и г. Москва присутствует, как авиационное так и железнодорожное сообщение.
Доводы истца о том, что она не воспользовалась талонами на бесплатный проезд железнодорожным транспортом, поскольку данные талоны не обеспечивали возможность своевременного прибытия к месту лечения, не может быть принят во внимание судом и служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку как указано судом выше доказательств того, что в случае более позднего прибытия ребенка к месту проведения лечения ему бы было отказано в его проведении, истцом в судебное заседание не представлено и судом не установлено.
Кроме того, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 года № 328 набор социальных услуг льготным категориям граждан предоставляется в натуральном выражении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила), действие которых в части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов и граждан, имеющих I группу инвалидности (пункт 3).
Согласно пункту 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом "б" пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно- курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта: железнодорожным транспортом (поезда и вагоны всех категорий, за исключением фирменных поездов и вагонов повышенной комфортности); водным транспортом третьей категории; автомобильным транспортом общего пользования; авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
Таким образом, ни Федеральным законом, ни Правилами не предусмотрена возможность выплаты гражданину - получателю набора социальных услуг либо сопровождающему его лицу денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных ими самостоятельно.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости отказа удовлетворении исковых требований истца, предъявленных им к ответчикам в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Морозова С.А. к государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиалу № 9 и государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании возмещения стоимости автобусных и авиабилетов в размере 46 240 рублей, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течении месяца с момента принятия решения в окончательной форме, через Богучанский районный суд Красноярского края.
Судья А.Н. Казак