Решение от 10.10.2018 по делу № 4А-499/2018 от 04.09.2018

4-а-499-2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 октября 2018 года город Тверь

Заместитель председателя Тверского областного суда Улыбина С.А., рассмотрев дело по жалобе Закрытого акционерного общества «Калининское» на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Калининского района Тверской области от 31.05.2018 и решение судьи Калининского районного суда Тверской области от 01.08.2018,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Калининского района Тверской области от 31.05.2018, оставленным без изменения решением судьи Калининского районного суда Тверской области от 01.08.2018, юридическое лицо - Закрытое акционерное общество «Калининское» (далее – ЗАО «Калининское», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

ЗАО «Калининское» в лице генерального директора Оводкова А.Ф. обратилось в Тверской областной суд с жалобой на данные судебные акты, в обосновании которой указало, что вменяемое Обществу правонарушение связано с невыполнением в установленный срок обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или право собственности, то есть в связи с нецелевым использованием земельного участка, следовательно, данное административное правонарушение связано с осуществлением Обществом предпринимательской деятельности. Указанное, по мнению заявителя жалобы, свидетельствует о нарушении судами правил подведомственности. В обоснование своих доводов ссылается на судебную практику.

Считает, что в деянии Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку Общество обращалось с заявлением о выкупе земельного участка, однако это не было сделано по не зависящим от него причинам. Все необходимые меры для соблюдения земельного законодательства Российской Федерации Обществом были приняты.

Проверив материалы дела, истребованного и полученного Тверским областным судом 17.09.2018, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 26 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ.

Частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства.

Согласно статье 71 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Управление Федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее – Управление Росреестра по Тверской области) согласно подпункту «а» пункта 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 1 от 02.01.2015, осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками.

На основании части 3 статьи 71 ЗК РФ предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность

В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением указанных в части 2 статьи 39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами, установленными главой V.1 ЗК РФ. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношение таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01.01.2016.

В силу части 2 статьи 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. заместителя руководителя Управления Росреестра по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения ЗАО «Калининское» предписания от ДД.ММ.ГГГГ об устранении в срок до 19 марта 2018 выявленного нарушения земельного законодательства Российской Федерации, заключающегося в использовании Обществом земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, на праве постоянного (бессрочного) пользования, в нарушение действующего законодательства, а именно пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года, при том, что ЗАО «Калининское» не относится к списку юридических лиц, перечисленных в части 2 статьи 39.9 ЗК РФ.

При осуществлении контроля выполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по состоянию на 00 час. 01 мин. 20.03.2018 ЗАО «Калининское» данное предписание не исполнено.

Ранее постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Калининского района Тверской области от 10.11.2017 за неисполнение предписания Управления Росреестра по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ за аналогичные нарушения земельного законодательства Российской Федерации ЗАО «Калининское» привлекалось к административной ответственности по части 25 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей. Постановление вступило в законную силу 08.12.2017.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 26 статьи 19.5 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Обстоятельства, свидетельствующие о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьи 19.5 КоАП РФ, и виновность ЗАО «Калининское» в совершении данного административного правонарушения подтверждаются:

протоколом об административном правонарушении от <адрес> (л.д. 60-62);

копией постановления мирового судьи судебного участка № 2 Калининского района Тверской области от 10.11.2017 о назначении ЗАО «Калининское» наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 статьи 19.5 КоАП РФ (л.д. 19-20);

предписанием об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3-4);

копией распоряжения и.о. заместителя руководителя Управления Росреестра по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21-22);

актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-35);

ксерокопией постановления администрации г. Твери от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).

выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 19.03.2018 (л.д. 12-15).

Оценив представленные доказательств в их совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, мировой судья и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в бездействии ЗАО «Калининское» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьи 19.5 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопреки доводам жалобы объективных обстоятельств, препятствовавших Обществу выполнить приведенные выше нормы земельного законодательства Российской Федерации, не установлено. В частности, сведений о том, что ЗАО «Калининское» предпринимало во исполнение пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» действия по оформлению права аренды земельного участка с кадастровым в материалах дела не содержится. Соответственно, оснований полагать, что все зависящие от ЗАО «Калининское» меры по соблюдению указанных выше норм земельного законодательства Российской Федерации Обществом были предприняты, не установлено.

С учетом изложенного, выводы мирового судьи и судьи районного суда о наличии вины ЗАО «Калининское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 26 статьи 19.5 КоАП РФ, являются законными и обоснованными.

Как следует из руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в подпункте «д» пункта 3 Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», судьи судов общей юрисдикции не вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, перечисленных в абзаце четвертом части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями, поскольку эти дела подсудны судьям арбитражных судов. Указанный в этой норме перечень видов правонарушений является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Дела об административных правонарушениях, перечисленных в абзаце пятом части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, подсудны судьям арбитражных судов независимо от того, кем было совершено административное правонарушение: должностным лицом, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Следовательно, арбитражным судам подсудны только дела об административных правонарушениях, указанные в абзацах 4 и 5 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ. Рассматриваемое дело об административном правонарушении, возбужденное в отношении ЗАО «Калининское», в указанный перечень не входит.

Более того, доводы жалобы о том, что административное правонарушение в сфере земельного законодательства Российской Федерации, вмененное ЗАО «Калининское», связано с осуществлением им предпринимательской деятельности, основано на ошибочном понимании обстоятельств дела.

Вопреки доводам жалобы, ЗАО «Калининское» привлечено к административной ответственности не за нецелевое использование земельного участка, а за не исполнение требований Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ, введенных в целях упрощения правового регулирования отношений по использованию и охране земли, о переоформлении прав на земельные участки юридическим лицам, не относящимся к юридическим лицам, указанным в статье 39.9 ЗК РФ. Оснований полагать, что данное нарушение связано с осуществлением предпринимательской деятельности, не имеется.

К тому же, пункт 11 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 2 от 27.01.2003 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», на который ссылается податель жалобы, как следует из его содержания, относится к обжалованию постановлений, вынесенных уполномоченными органами или должностными лицами, но не судами общей юрисдикции по подведомственным им делам.

Ссылка заявителя жалобы на судебную практику не опровергает выводов судей, положенных в основу обжалуемых судебных актов, поскольку данное дело об административном правонарушении рассмотрено судьями исходя из конкретных обстоятельств дела.

Порядок привлечения Общества к административной ответственности соблюден.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Калининское» вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено ЗАО «Калининское» в соответствии с санкцией части 26 статьи 19.5 КоАП РФ, с учетом требований статей 3.1, 4.1 – 4.3 КоАП РФ.

Таким образом, оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 31.05.2018 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 26 ░░░░░░ 19.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 01.08.2018 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░

4А-499/2018

Категория:
Административные
Статус:
оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу
Ответчики
ЗАО "Калининское"
Суд
Тверской областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
10.10.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее