Решение по делу № 3а-976/2021 от 08.11.2021

                                                                  УИД 26ОS0000-04-2021-000660-43

Дело № 3а–976/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь                                                                   08 декабря 2021 года

Ставропольский краевой суд в составе

председательствующего судьи Дубинина А.И.

при секретаре судебного заседания Четвериковой Л.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1ФИО7,

представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений ФИО3,

прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры <адрес>ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> об оспаривании нормативно-правового акта в части,

    установил:

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> принят приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год». Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее Перечень). Пунктами 5220 и 5527 названного Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, включены нежилые здания с кадастровыми номерами расположенный по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> принят приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год». Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее Перечень). Пунктами 2853 и 3078 названного Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, включены нежилые здания с кадастровыми номерами расположенный по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ министерством имущественных отношений <адрес> принят приказ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год». Пунктом 1 названного приказа утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее Перечень). Пунктами 2933 и 3157 названного Перечня в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, включены нежилые здания с кадастровыми номерами расположенный по адресу: <адрес>.

ФИО1 является сособственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами .

Административный истец полагает, что указанные объекты капитального строительства включены в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость без фактического обследования зданий необоснованно, поскольку объекты не соответствуют критериям, изложенным в статье 378.2 Налогового кодекса РФ.

Административный истец просит признать со дня принятия недействующими:

пункты 5220, 5527 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ;

пункты 2853, 3078 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

пункты 2933, 3157 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Представитель административного истца ФИО7 в судебном заседании поддержала заявленный административный иск по основаниям изложенным в нем.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений <адрес> ФИО5 в судебном заседаении просила в удовлетворении административного иска отказать представила в суд письменные возражения из которых следует, что административный истец представил в материалы дела доказательства, что Нежилые здания используются им для предоставления услуг гражданам по ремонту и мойке автотранспортных средств.

Таким образом, Нежилые здания являются объектами бытового обслуживания и законно включены министерством в Перечни на 2019-2021 г.г. по п.п.2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ.

Нежилое здание с кадастровым номером расположено на земельном участке с кадастровым номером имеющим вид разрешенного использования под станцией технического обслуживания (земельные участки предназначены для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).

Нежилое здание с кадастровым номером расположено на земельном участке с кадастровым номером имеющим вид разрешенного использования - под станцией технического обслуживания (земельные участки предназначены для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).

Таким образом и виды разрешенного использования, соответствуют критерию, предусмотренному п.п.1. п. 4 ст. 378.2 НК РФ по которому Нежилые здания включены в Перечни на 2019-2021 г.г.

Административный истец ФИО1, заинтересованные лица ФИО9, ФИО10, ФИО8 представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования администрации Минераловодского города округа в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленными о времени и месте его проведения, что в силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом мнения участвующих в деле лиц не является основанием для отложения судебного заседания.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора ФИО4 полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению в виду законности и обоснованности заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого приказа министерства имущественных отношений <адрес>, которым урегулированы общественные отношений в сфере налогообложения, суд пришел к следующему выводу.

Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Статьями 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; при установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей статьей, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Установление местных налогов и сборов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления (часть 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации).

К вопросам местного значения городского поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения (пункт 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.

Расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) здание, строение, сооружение, помещение признаются объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц (пункт 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

<адрес> "Об установлении единой даты начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" от ДД.ММ.ГГГГ N 109-кз с ДД.ММ.ГГГГ установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на территории <адрес>.

Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

На основании приведенных правовых норм субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с Положением о министерстве имущественных отношений <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 137, с изменениями внесенными постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 275 (Положение) министерство имущественных отношений <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений.

В подпункте 16.1 раздела 3 указанного Положения установлено, что к полномочиям министерства имущественных отношений <адрес> относится определение в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Министр в пределах своей компетенции издает распоряжения и приказы, имеющие нормативный характер (пункт 13).

Следовательно, министерство имущественных отношений <адрес>, как орган исполнительной власти, является уполномоченным органом для определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на налоговый период определяется как их кадастровая стоимость.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые в части нормативные правовые акты принят в пределах компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством и в той форме, в которой этот орган государственной власти <адрес> вправе принимать нормативные правовые акты.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов <адрес>" в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта <адрес> является размещение полного текста в газете "Ставропольская правда" с пометкой "Официальное опубликование", и (или) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), и (или) "Официальном интернет-портале правовой информации <адрес>" (www.pravo.stavregion.ru).

Оспариваемые в части приказы министерства имущественных отношений <адрес>:

от ДД.ММ.ГГГГ N 985 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год";

от ДД.ММ.ГГГГ N 1317 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год";

от ДД.ММ.ГГГГ N 1462 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год" опубликованы в сетевом издании "Официальный интернет - портал правовой информации <адрес>" - www/pravo.stavregion.ru соответственно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что является надлежащим опубликованием.

При таких обстоятельствах оспариваемый в части нормативный акт опубликован и введен в действие в соответствии с требованиями закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 56-кз "О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов <адрес>", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Административный истец не ставил под сомнение компетенцию административного ответчика на принятие оспариваемых приказов, порядок их принятия и опубликования.

Включение спорного недвижимого имущества в Перечень на 2019, 2020 и 2021 годы свидетельствует, по мнению суда, что оспариваемые в части нормативные правовые акты применены в отношении истца, что влечет за собою уплату налогов исходя из кадастровой стоимости имущества, с чем истец не согласен. Таким образом, истцом доказано, что оспариваемыми актами нарушаются его права и законные интересы.

Проверяя соответствие пунктов 5220, 5527 Перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес>, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2019 год, пунктов 2853, 3078 Перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес>, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2020 год, пунктов 2933, 3157 Перечня, утвержденного приказом министерства имущественных отношений <адрес>, в части включения в него здания административного истца, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2020 год, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из содержания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 104-кз усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как их кадастровая стоимость.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 109-кз "Об установлении единой даты начала применения на территории <адрес> порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такая дата определена - с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением совета депутатов Минераловодского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 64 "О налоге на имущество физических лиц на территории Минераловодского городского округа", вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ установлены ставки налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в размере 2 процента: объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 402 НК РФ к отдельным видам объектов налогообложения, в отношении которых применяются особенности определения их налоговой базы и которые обособляются от иного имущества посредством включения таких объектов в специальные перечни объектов недвижимого имущества, относятся исключительно те виды недвижимого имущества, которые перечислены в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ. К таким видам недвижимого имущества относятся, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что объект капитального строительства с кадастровым номером площадью 478,2 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, имеет назначение: «нежилое здание», наименование: «Автомойка», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-136419688.

Объект капитального строительства (нежилое здание) с кадастровым номером расположен на земельном участке с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-136419688 на ОКС с к/н и выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-136420713 на з/у с к/н

Земельный участок с кадастровым номером , площадью 2940 кв.м, категория земель: «земли населенных пунктов», находящийся по адресу: <адрес>, имеет вид разрешенного использования: «под станцией технического обслуживания (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания)», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-136420713.

Объект капитального строительства с кадастровым номером 26:24:040706:294, площадью 501,8 кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, имеет назначение: «нежилое», наименование: «Нежилое здание», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-136421313.

Объект капитального строительства (нежилое здание) с кадастровым номером 26:24:040706:294 расположен на земельном участке с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-136421313 на ОКС с к/н и выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-136419152 на з/у с к/н

Земельный участок с кадастровым номером 26:24:040706:461, площадью 820 кв.м, категория земель: «земли населенных пунктов», находящийся по адресу: <адрес>, имеет вид разрешенного использования: «под станцией технического обслуживания (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания)», что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-136419152.

Объекты капитального строительства с кадастровыми номерами принадлежат ФИО1, ФИО8, ФИО9, ФИО10 на праве долевой собственности по ? доли каждому, что подтверждено выписками об основных характеристиках объектов недвижимости.

В государственном кадастре недвижимости, в Едином государственном реестре недвижимости не содержится сведений, которые позволяли бы отнести принадлежащие административному истцу здания к объектам, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Глава 30 НК РФ не содержит термина бытовые услуги, использует понятие "объект бытового обслуживания", не раскрывая его содержания.

Вместе с тем по смыслу положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Следовательно, объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 НК РФ с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина.

С целью постановки на кадастровый учет нежилого здания с кадастровым номером был изготовлен технический план от ДД.ММ.ГГГГ.

В данном техническом плане не содержится экспликаций с перечнем помещений и их характеристик, в том числе их наименований и назначения.

Иных документов технического учета (инвентаризации) на нежилое здание с кадастровым номером изготовлено не было.

Мероприятия по обследованию нежилого зданий с кадастровым номером в целях определения вида его фактического использования на момент включения в Перечни не проводились.

В отсутствие документов технического учета (инвентаризации), подтверждающих наличие помещений не менее 20% от общей площади зданий, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, нежилое здание с кадастровым номером не могло быть включено в Перечни на основании пп. 2 п. 3, 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ как содержащее в документе технического учета (инвентаризации) сведения о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

В отношении нежилого здания с кадастровым номером - комплекса СТО и автомойки Минераловодским филиалом ГУП «Крайтехинвентаризация» был изготовлен технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно экспликации технического паспорта нежилое здание общей площадью 478,2 кв.м состоит из следующих помещений: - Отделение мойки, площадью 43,2 кв.м, - Котельная, площадью 11,3 кв.м, - Кухня, площадью 4,5 кв.м, - Кафе, площадью 20,6 кв.м, - Коридор, площадью 11,8 кв.м, - Гардероб, площадью 6,4 кв.м, - Душевая, площадью 1,3 кв.м, - Санузел, площадью 1,1 кв.м, - Санузел, площадью 1,4 кв.м, - Комната дежурного, площадью 5,1 кв.м, - Тамбур, площадью 1,3 кв.м, - Отделение мойки, площадью 111,3 кв.м, - Помещение, площадью 165,6 кв.м, - Помещение, площадью 17,2 кв.м, - Помещение, площадью 3,1 кв.м.

Как усматривается из приведенной выше экспликации документа технического учета (инвентаризации), помещения:

- Котельная, площадью 11,3 кв.м, - Коридор, площадью 11,8 кв.м, - Гардероб, площадью 6,4 кв.м, - Душевая, площадью 1,3 кв.м, - Санузел, площадью 1,1 кв.м, - Санузел, площадью 1,4 кв.м, - Тамбур, площадью 1,3 кв.м, общей площадью 34,6 кв.м являются вспомогательными и самостоятельного назначения не имеют.

Помещения: - Помещение, площадью 165,6 кв.м, - Помещение, площадью 17,2 кв.м, - Помещение, площадью 3,1 кв.м, общей площадью 185,9 кв.м не имеют определенного назначения.

Помещение - Комната дежурного, площадью 5,1 кв.м по своему наименованию и назначению является служебным помещением персонала.

Помещения: - Отделение мойки, площадью 43,2 кв.м, - Отделение мойки, площадью 111,3 кв.м, общей площадью 154,5 кв.м являются помещениями автомобильной мойки.

Автомобильная мойка является объектом дорожного сервиса и не относится к объектам бытового обслуживания, к которым, согласно Постановлениям Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил бытового обслуживания населения», ГОСТам 32670-2014, 30592-2014, 30590-2014, 32610-2014, Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , относятся мастерские мелкого ремонта, ремонта бытовой техники, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро.

Помещения: - Кухня, площадью 4,5 кв.м, - Кафе, площадью 20,6 кв.м относятся к объектам общественного питания.

При этом, помещение - Кухня, площадью 4,5 кв.м является вспомогательным помещением по отношению к помещению - Кафе, площадью 20,6 кв.м. В помещении не оказываются услуги общественного питания, в связи с этим оно не относится к объектам общественного питания.

Межгосударственный стандарт "ГОСТ 31985-2013. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенный в действие приказом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от ДД.ММ.ГГГГ N 191-ст, в пункте 3 определяет понятие предприятия общественного питания (предприятие питания) как объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

Согласно пункту 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 "услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг. В этом же стандарте приведены определения, ресторана, кафе, бара, предприятия быстрого обслуживания, столовой.

Из пункта 42 ГОСТ 31985-2013 следует, что исполнителем услуги общественного питания является предприятие общественного питания (юридическое лицо), оказывающее услуги общественного питания.

В пунктах 20 - 40 поименованного выше стандарта содержится перечень типов предприятий общественного питания, в том числе кафе: Предприятие питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные, заказные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары, в т.ч. табачные изделия (п.26).

Тот факт, что в принадлежащем административному истцу здании с кадастровым номером расположен объект общественного питания кафе само по себе без оценки иных фактических обстоятельств по делу не свидетельствует о правомерности отнесения его к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В нежилом здании с кадастровым номером , общей площадью 478,2 кв.м, объектом общественного питания является только- Кухня, площадью 4,5 кв.м и помещение - Кафе, площадью 20,6 кв.м, что составляет 5,2% от общей площади здания.

В связи с этим, нежилое здание с кадастровым номером не могло быть включено в Перечни на основании пп. 2 п. 3, 4, п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ как содержащее в документе технического учета (инвентаризации) сведения о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, общей площадью не 20% от общей площади здания.

Мероприятия по обследованию нежилого здания кадастровым номером в целях определения вида его фактического использования на момент включения в Перечни не проводились.

Следовательно, назначение спорных зданий по сведениям Единого государственного реестра недвижимости не позволяет их расценивать в качестве объектов, подпадающих под критерии, предусмотренные подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ, а наименование зданий к таким критериям законодателем не отнесено.

Оценивая доводы Министерства имущественных отношений <адрес> о том, что вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами предполагает размещение на них объектов бытового обслуживания, суд учитывает, что вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости.

Так, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основополагающих принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Сам по себе вид разрешенного использования земельного участка «под станцией технического обслуживания (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» не свидетельствует об отнесении объектов недвижимого имущества к объектам бытового обслуживания.

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 540 (действовавшим на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов), в целях статьи 378.2 НК РФ вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий размещение объектов бытового обслуживания, имеет код 3.3, наименование "бытовое обслуживание" и описание - "размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро)".

Правила землепользования и застройки Минераловодского городского округа <адрес>, утвержденные Решение совета депутатов Минераловодского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 500 выделяют как самостоятельный вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства:

- Объекты придорожного сервиса (п. 4.9.1) который предусматривает размещение автозаправочных станций (бензиновых, газовых); размещение магазинов сопутствующей торговли, зданий для организации общественного питания в качестве объектов придорожного сервиса; предоставление гостиничных услуг в качестве придорожного сервиса; размещение автомобильных моек и прачечных для автомобильных принадлежностей, мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей и прочих объектов придорожного сервиса;

- Бытовое обслуживание (п.3.3) который предусматривает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).

Объекты придорожного сервиса к которым относятся автомобильные мойки и мастерские для обслуживания автомобилей не относят его к видам разрешенного использования "Бытового обслуживания».

По смыслу параграфа 2 главы 37 в совокупности с положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1025, под бытовым обслуживанием следует понимать выполнение работ (оказание услуг), предназначенных для удовлетворения бытовых или иных личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности.

Согласно ФИО11 57137-2016 "Бытовое обслуживание населения. Термины и определения" под предприятием (организацией) бытового обслуживания понимается исполнитель бытовых услуг совместно с имущественным комплексом, используемым им для оказания бытовых услуг, под бытовым обслуживанием населения - отрасль экономики, состоящая из предприятий различных организационно-правовых форм собственности и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оказанием бытовых услуг (выполнением работ), под бытовой услугой - услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребностью индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов, то есть потребностью, связанной с проведением ремонтных и профилактических услуг и работ, услуг и работ по изготовлению предметов, вещей, объектов по индивидуальным заказам, услуг и работ, связанных с личной гигиеной, оздоровлением и формированием индивидуального образа человека, а также удовлетворением иных потребностей, возникающих в бытовой среде обитания человека.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

При этом Министерство имущественных отношений <адрес> относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилых зданий условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения их в Перечни, не представлено, не содержится их и в материалах административного дела.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о недоказанности административным ответчиком предусмотренных законом оснований для признания спорных нежилых зданий – торговыми центрами и включения их в Перечни 2019, 2020, 2021, годов.

При указанных обстоятельствах, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд находит административное исковое заявления ФИО1 подлежащим удовлетворению.

Разрешая иск в части даты признания оспариваемого нормативного акта недействующим, суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.

Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.

В данном случае, включение спорного объекта в Перечни произведены в целях налогообложения на 2019, 2020, 2021годы, обязанность по уплате налога сохраняется.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на один год – 2019, 2020, 2021), признание отдельных его положений недействующими с момента принятия нормативного правового акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

С учетом изложенного настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по <адрес>, в Министерство имущественных отношений <адрес> и размещению на официальном сайте Министерства имущественных отношений <адрес>, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании нормативного правового акта недействующим в части – удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия:

пункты 5220, 5527 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ;

пункты 2853, 3078 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

пункты 2933, 3157 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год», утвержденного Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Министерству имущественных отношений <адрес> опубликовать сообщение о настоящем судебном решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте, на котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через <адрес>вой суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья                                                 А.И. Дубинин

<данные изъяты>

<данные изъяты>

3а-976/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Пашаев Михаил Оруддевич
Ответчики
Министерство имущественных отношений СК
Другие
Аксельрод Анжелика Владимировна
Ангелов Александр Николаевич
Ситников Сергей Николаевич
Администрация Минераловодского городского округа
Алиев Курман Арсланбекович
Суд
Ставропольский краевой суд
Судья
Дубинин Алексей Иванович
Дело на странице суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
08.11.2021Регистрация административного искового заявления
10.11.2021Передача материалов судье
11.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.11.2021Предварительное судебное заседание
08.12.2021Судебное заседание
08.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее