Дело №2-329/2022Судья: Решетов Е.В. | Дело №33-11410/2022 |
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 13 сентября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Симагина А.С.,
судей Винокуровой Н.С., Луганцевой ЮС,
при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шахунского городского прокурора Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области об обязании привести дорожное покрытие в надлежащее состояние, обеспечивающее безопасность дорожного движения
по апелляционной жалобе администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области на решение Шахунского районного суда Нижегородской области от 21 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Луганцевой ЮС, пояснения прокурора Поляковой А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шахунский городской прокурор Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Шахунский районный суд Нижегородской области суд с иском об обязании привести дорожное покрытие в надлежащее состояние, обеспечивающее безопасность дорожного движения. В обоснование заявленных исковых требований Шахунский городской прокурор Нижегородской области указал, что Шахунской городской прокуратурой проведена проверки соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории городского округа город Шахунья. В ходе проверки осмотрен участок автомобильной дороги по адресу: [адрес], который включен ответчиком в перечень автомобильных дорог общего пользовании. В ходе осмотра выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дорог, а именно наличие множественных повреждений асфальтного покрытия в виде ям, выбоин и просадок. Тем самым меры по надлежащему содержанию технического состояния вышеуказанной автомобильной дороги своевременно не приняты, автомобильная дорога на указанном участке, в соответствие с ГОСТом не приведена. Невыполнение требований закона и возложенных на орган местного самоуправления г.о.г. Шахунья обязанностей представляет опасность для жизни и здоровья граждан, в том числе ввиду повышения дорожно-транспортных происшествий, что является недопустимым. На этом основании прокурор просил обязать администрацию городского округа город Шахунья Нижегородской области в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести ремонтные работы по приведению дорожного покрытия на участке автомобильной дороги по адресу [адрес] в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения.
Ответчик администрация городского округа город Шахунья Нижегородской области не возражал против удовлетворения исковых требований, при этом просила установить срок выполнения работ, который отвечал бы принципу исполнимости до 1 ноября 2022 года, так как по состоянию на 1 января 2022 года на территории городского округа город Шахунья Нижегородской области 375,89 км. автомобильных дорог общего пользования местного значения, из которых 78,12 % не соответствуют нормативным требованиям по причине недостаточного финансирования в условиях постоянного увеличения интенсивности дорожного движения и растущего парка транспортных средств. Бюджет муниципального дорожного фонда городского округа город Шахунья Нижегородской области недостаточен для приведения всей сети автомобильных дорог в нормативное состояние одновременно. В настоящее время проходят конкурсные процедуры для определения Подрядчика и заключения Контрактов на выполнение работ, в связи с чем провести ремонтно-восстановительные не представляется возможным в срок, указанный в исковом заявлении.
Решением Шахунского районного суда Нижегородской области от 21 июня 2022 года исковое заявление Шахунского городского прокурора Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области удовлетворено. Суд обязал администрацию городского округа город Шахунья Нижегородской области (ИНН [номер], КПП [номер], ОГРН [номер] от 28 декабря 2012 года) привести дорожное покрытие на участке автомобильной дороги по адресу [адрес] в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения в надлежащее состояние. В порядке статьи 206 ГПК РФ предоставлен срок для исполнения решения суда до 1 сентября 2022 года.
В апелляционной жалобе администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда в части установления срока для исполнения решения как поставленного с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы указано, что суд необоснованно не принял доводы ответчика о неисполнении подрядчиком обязательств по заключенному контракту на ремонт дороги и рассмотрении в настоящее время вопроса о расторжении контракта, в связи с чем необходимо установить срок до 1 ноября 2022 года, который отвечает принципу исполнимости решения.
На апелляционную жалобу Шахунским городским прокурором Нижегородской области принесены возражения.
Помощник прокурора возражения поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом и заблаговременно, о чём в материалах дела имеются уведомления, кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда www.oblsudnn.ru.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ не является препятствием к разбирательству дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 12 Закона № 196-ФЗ содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1); искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения) (пункт 3); дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6).
На основании статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Соответственно, автомобильная дорога - это имущественный комплекс, включающий земельный участок с расположенными инженерными сооружениями, которые предназначены для непрерывного и безопасного движения автотранспортных средств.
Автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», далее - Федеральный закон № 196-ФЗ; статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).
В зависимости от назначения автомобильных дорог статьей 5 Федерального закона № 257-ФЗ установлена их классификация, которая включает в себя: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
Исходя из вида разрешенного использования, автомобильные дороги также подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
Согласно статье 6 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществлении дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ). В отношении автомобильных дорог местного значения осуществление дорожной деятельности, в силу части 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ, обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что спорная дорога относится к муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог и их содержание возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14, пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в том числе городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; также осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; утверждение положения о муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ.
С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с другими органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.
Факт нахождения данной дороги в границах г.о.г. Шахунья сторонами не оспаривается.
По правилам статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Шахунской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также законодательства о безопасности дорожного движения на территории городского округа город Шахунья.
Актом осмотра автомобильной дороги на участке [адрес] выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги: наличие на проезжей части дороги ям, выбоин, просадок в нарушение требования п. 3.2 ГОСТ Р 50597-2017.
Постановлением администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области № 630 от 21 мая 2015 года утвержден Перечень муниципальных автомобильных дорог общего пользования на территории городского округа город Шахунья Нижегородской области, в котором по Лужайскому территориальному сектору администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области значится территория 0,30 км. по [адрес]
Согласно контракту № 48/1 ремонта проезжей части автомобильных дорог по [адрес] от 18 апреля 2022 года между Управлением по работе с территориями и благоустройству администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области и ООО «Амиго» подрядчик обязуется выполнит работы по ремонту проезжей части автомобильных дорог по [адрес]
Согласно п. 3.1 начало выполнения работ – с момента заключения контракта, окончание выполнения работ – не позднее 1 сентября 2022 года.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действия ответчика по не выполнению возложенных на него обязанностей, ведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При этом судом обоснованно возложена обязанность на администрацию городского округа город Шахунья Нижегородской области привести дорожное покрытие на участке автомобильной дороги по адресу [адрес] в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения в надлежащее состояние в срок до 01 сентября 2022 года.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты в качестве оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В силу положений пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Выявленные существенные недостатки эксплуатационного состояния проезжей части (разрушение асфальтного покрытия проезжей части, выбоины) свидетельствуют о сильной изношенности асфальтобетонного покрытия и необходимости приведении проезжей части в нормативное состояние путем проведения текущего (капитального) ремонта указанной автодороги.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Статья 2 Закона N 196-ФЗ гласит, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
Согласно статье 4 Закона N 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В силу части 1 статьи 12 Закона N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
На основании пункта 12 статьи 3 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Как следует из части 1 статьи 17 Закона N 257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу частей 1, 3, ст. 24 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право: свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам.
Выявленные нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о безопасности дорожного движения, нарушают права неопределенного круга лиц, как участников дорожного движения, а также создают непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, хозяйствующим субъектам.
Таким образом, выявленные нарушения требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, образовавшиеся в результате ненадлежащего исполнения администрацией г.о.г. Шахунья Нижегородской области обязанностей по содержанию дорог, ведут к нарушению прав и свобод неопределенного круга лиц, в том числе, вследствие вероятности возникновения дорожно-транспортных происшествий - нарушению конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья.
Обстоятельства нуждаемости автомобильной дороги в капитальном ремонте, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, не оспаривается администрацией.
При таком положении, поскольку установленные законом процедуры и требования законодательства в части надлежащего поддержания бесперебойного движения транспортных средств по указанной автомобильной дороге и безопасные условия такого движения, а также сохранность автомобильной дороги администрацией городского округа г.Шахунья не обеспечены, что противоречит интересам Российской Федерации, нарушает прав и создает угрозу жизни, здоровья неопределенного круга лиц, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об обязании администрации городского округа город Шахунья Нижегородской области в срок до 01 сентября 2022 года привести дорожное покрытие на участке автомобильной дороги по адресу [адрес] в соответствие с требованиями действующего законодательства о безопасности дорожного движения в надлежащее состояние.
Доводы апелляционной жалобы, что решение суда невыполнимо в установленный срок, поскольку контракт на ремонт дороги находится на стадии подписания, отмену решения не влекут.
Пунктом 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в силу пункта 6 статьи 13 вышеназванного закона относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Как указано выше, полномочия собственника автомобильных дорог местного значения в границах г.о.г. Шахунья осуществляет администрация г.о.г. Шахунья Нижегородской области.
Свои функции по осуществлению дорожной деятельности, в частности, по ремонту и содержанию дорог, администрация осуществляет посредством привлечения на договорной основе подрядных ремонтно-эксплуатационных и других специализированных организаций путем заключения муниципальных контрактов.
Между тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, наличие или отсутствие таких контрактов не освобождает собственника имущества исполнять обязанности по осуществлению контроля за надлежащим состоянием дорог в границах муниципального образования и устранению повреждений, возникающих на дорогах.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, установленный судом первой инстанции срок для исполнения решения суда является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, поскольку в отсутствие необходимых мер по организации безопасности дорожного движения создается угроза безопасности дорожного движения для неопределенного круга лиц (водителей и пешеходов).
Судебная коллегия находит разумным и достаточным срок, установленный судом первой инстанции в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, ответчик в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
Иных доводов, влияющих на законность решения суда, апелляционная жалоба ответчика не содержит. Принимая во внимание изложенное, оспариваемое решение отмене либо изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13.09.2022 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░