Решение по делу № 2-6813/2022 от 09.02.2022

УИД: 78RS0019-01-2022-001880-37
Дело № 2-6813/2022 17 мая 2022 года

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Коновалова Д. Д.
<данные изъяты> <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.О.В. к ГУ ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным решение о прекращении выплаты страховой пенсии и взыскании невыплаченной суммы пенсии,

У С Т А Н О В И Л :

С.О.В. обратилась в суд с иском к ГУ ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просила признать незаконным решение УПФР по Приморскому району Санкт-Петербурга о прекращении выплаты страховой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ; выплатить пенсию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 7 534 руб.; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда.

В обоснование заявленных требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она являлась получателем пенсии в соответствии с положениями ст. 32 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". С ДД.ММ.ГГГГ выплата данной пенсии была прекращена в связи с отсутствием заявления истца на выплату ей страховой пенсии по старости. После получения соответствующего заявления, с ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии была возобновлена. Ссылаясь на то обстоятельство, что невыплата пенсии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ является незаконной, недоплата составила 7 534 рубля, истец обратилась в суд с заявленными требованиями.

С.О.В. в судебное заседание явилась, поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – Р.С.К. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал возражения на иск в полном объеме.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

С 01.01.2015 пенсии в Российской Федерации назначаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).

В соответствии с п.1 ст. 4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ), при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.8 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2019) право на назначение страховой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет и женщины, достигшие возраста 60 лег (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии страхового стажа не менее 15 лег, и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 30.

Право на страховую пенсию по старости у женщин родившихся в 1964 году в соответствии с ст. 8 Закона № 400-ФЗ в 2020 году наступает при достижении 55 лет и 6 месяцев.

В соответствии со статьей 22 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей по состоянию на 19.03.2020), страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В соответствии с п. 13 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.01.2019    № 16н (далее - Административный регламент) рассмотрение заявлении о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) и принятие решения о назначении либо об отказе в назначении пенсии, о переводе с одной пенсии на другую либо об отказе в переводе с одной пенсии на другую осуществляется территориальным органом ПФР не позднее 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми для назначения пенсии (перевода с одной пенсии на другую) документами, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными гражданином по собственной инициативе.

В соответствии с ч.2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (в ред. от 02.12.2019, действующая с 01.01.2020) «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон №1032-1) по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штага работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Законом № 400-ФЗ. (в ред. Закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на страховую пенсию но старости.

Федеральным законом от 26.05.2021 N 153-ФЗ были внесены изменения ст. 22 Закона № 400-ФЗ. В том числе в данную статью была внесена часть 6.3, согласно которой страховая пенсия по старости лицу, получающему пенсию, предусмотренную Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", назначается со дня достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 26.05.2021 N 153-ФЗ, он вступает в законную силу с 01.01.2022.

Как следует из материалов дела, С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С.О.В. являлась получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Законом .

С учетом даты рождения ДД.ММ.ГГГГ право на страховую пенсию у С.О.В. (СНИЛС ) возникло ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, право на досрочную пенсию в соответствии с ч.2 ст. 32 Закона №1032-1 прекратилось 19.03.2020.

01.04.2020    С.О.В. обратилась в Отделение с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с ст.8 Закона № 400-ФЗ. Данное заявление было удовлетворено, истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ.

Обращаясь в суд с иском, С.О.В. указывает, что прекращение выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ было незаконным, поскольку ей изначально была назначена пенсия именно в соответствии с положениями Закона № 400-ФЗ, для чего были собраны все необходимые документы, вследствие чего в написании повторного заявления необходимости не имелось, а прекращение выплаты пенсии до момента подачи заявления о переходе на страховую пенсию по старости являлось незаконным.

Вместе с тем, оценивая данные доводы истца, суд не может с ними согласиться ввиду следующего.

Как уже указывалось выше, действующим законодательством предусмотрено 2 вида пенсии:

- страховая пенсия, назначаемая в общем порядке по достижении соответствующего возраста в соответствии с положениями ст. 8 Закона № 400-ФЗ;

- досрочная страховая пенсия по старости, назначаемая в соответствии с положениями п.2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 до момента достижения гражданином пенсионного возраста, предусмотренного ст. 8 Закона № 400-ФЗ.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ С.О.В. была назначена пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1, что подтверждается соответствующей справкой (л.д. 6). Вместе с тем, в данной справке допущена очевидная опечатка – вместо указания на назначение пенсии в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 указано на назначение в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона № 400-ФЗ, а также указано на назначение данной пенсии бессрочно.

Вместе с тем, как было установлено абз. 2 п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (в редакции, действовавшей по состоянию на 19.03.2020), по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на страховую пенсию по старости.

Таким образом, из совокупного толкования положений ст. 22 Закона № 400-ФЗ и п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 следует, что переход на трудовую пенсию по старости, по состоянию на 19.03.2020 являлся правом, а не обязанностью получателя пенсии и, как следствие, носил заявительный характер.

В настоящее время, после принятия Федерального закона от 26.05.2021 N 153-ФЗ, переход с пенсии, предусмотренной абз. 2 п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 на пенсию, предусмотренную ст. 8 Закона № 400-ФЗ осуществляется в автоматическом режиме, без повторного предоставления заявителем соответствующих документов.

Ссылка истца на то обстоятельство, что ни положениями п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1, ни положениями ст. 8 Закона № 400-ФЗ не предусмотрено прекращение выплаты досрочной пенсии по достижении пенсионером возраста для назначения страховой пенсии по старости также не может быть принята во внимание, поскольку, по существу, сводится к неверному толкованию истцом норм действовавшего на момент прекращения выплаты досрочной трудовой пенсии и назначения страховой пенсии по старости законодательства.

Как указывалось выше, в силу положений ст. 22 Закона № 400-ФЗ и п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 (в редакциях, действовавших по состоянию на 19.03.2020) назначение страховой пенсии по старости носило заявительный характер, то есть назначение данной пенсии было возможно только после обращения истца с соответствующим заявлением в ПФР, что и было ей сделано 01.04.2020, после чего пенсия была назначена.

При этом, правовая природа досрочной пенсии, установленной п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 и пенсии, установленной ст. 8 Закона № 400-ФЗ различна и, как следствие, до принятия Федерального закона от 26.05.2021 N 153-ФЗ у Пенсионного фонда отсутствовала возможность (и право) на автоматический перевод лиц, получающих досрочную трудовую пенсию, на выплату страховой пенсии по старости в случае, если лицо обращалось с заявлением о получении исключительно досрочной пенсии в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 и еще не достигло возраста, дающего право на назначение пенсии по ст. 8 Закона № 400-ФЗ.

Кроме того, суд обращает внимание, что само по себе назначение страховой пенсии по старости без получения заявления от С.Г.А. могло привести к нарушению прав истца на увеличение размера страховой пенсии за счет роста величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК), поскольку ст. 15 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что размер страховой пенсии по старости рассчитывается по формуле, включающей в себя, в том числе, ИПК.

В силу п. 3 ст. 3 Закона № 400-ФЗ ИПК представляет собой параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии. Таким образом, истец, в случае возникновения у нее такой необходимости, не была лишена права после достижения ей возраста для получения страховой пенсии по старости и, как следствие, прекращения получения досрочной пенсии по п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 отказаться от немедленного получения страховой пенсии по старости и продолжить работать, с целью увеличения ИПК и, как следствие, последующего размера пенсии, вследствие чего оснований для принудительного назначения страховой пенсии у Пенсионного фонда в любом случае не имелось.

Разрешая заявленные требования, суд, оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ; принимая во внимание, что:

материалами дела достоверно подтверждается тот факт, что у УПФР по Приморскому району Санкт-Петербурга отсутствовало право автоматический перевод истца с досрочной трудовой пенсии на страховую пенсию, поскольку назначение страховой пенсии носит заявительный характер при том, что выплата досрочной трудовой пенсии прекращается с возникновением у лица права на страховую пенсию;

учитывая, что с заявлением о назначении ей страховой пенсии истец обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, и с данного момента страховая пенсия была ей назначена в полном объеме;

суд приходит к выводу, что ни прекращением выплаты досрочной трудовой пенсии, предусмотренной п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 с ДД.ММ.ГГГГ, ни назначением с ДД.ММ.ГГГГ страховой пенсии по старости в соответствии с положениями ст. 8 Закона № 400-ФЗ права истца нарушены не были, вследствие чего исковые требования не могут быть признаны обоснованными и подлежат отклонению в полном объеме.

С учетом изложенного, поскольку требования о выплате недоплаченной пенсии и компенсации морального вреда являются производными от требования о признании действий УПФР незаконными, суд приходит к выводу, что в удовлетворении данных требований также надлежит отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 67, 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований С.О.В. о признании незаконным решения о прекращении выплаты страховой пенсии и взыскании невыплаченной суммы пенсии – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.

В окончательной форме решение изготовлено 20.06.2022.

Судья

2-6813/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Сахарова Ольга Владимировна
Ответчики
ГУ ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Суд
Приморский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на странице суда
primorsky.spb.sudrf.ru
09.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.02.2022Передача материалов судье
11.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.03.2022Предварительное судебное заседание
17.05.2022Судебное заседание
20.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее