Гр.дело № 2а-237/2022
УИД: 24RS0050-01-2022-000194-49
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июля 2022 года с. Сухобузимское, Красноярского края
Сухобузимский районный суд Красноярского края в составе:
-председательствующего судьи - Нагорной И.А.,
-при секретаре - Догадаевой Ю.А.,
-с участием: - административного истца-помощника прокурора Сухобузимского района Красноярского края Юшина О.В.,
-представителя административного ответчика Администрации Сухобузимского района Красноярского края Московой Ю.Я., действующей на основании доверенности от 21.01.2022,
-представителя административного ответчика – Администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края в лице главы Васильевой Т.Н.. действующей на основании решения от 12.01.2021,
-представителя административного ответчика - Миндерлинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края в лице главы Горна Э.А., действующего на основании решения от 10.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Сухобузимского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сухобузимского района Красноярского края, Администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, Администрации Миндерлинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края об обязании принять меры к организации технической возможности подключения земельных участков, предоставленных многодетным гражданам, к сетям инженерной инфраструктуры, организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, организации строительства дорог, подъездных путей к земельным участкам, предоставленных многодетным гражданам,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сухобузимского района Красноярского края, в порядке ст. 39 КАС РФ, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, к Администрации Сухобузимского района Красноярского края, об обязании принять меры к организации технической возможности подключения земельных участков, предоставленных многодетным гражданам, к сетям инженерной инфраструктуры, в том числе организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, организации строительства дорог, подъездных путей к земельным участкам, предоставленных многодетным гражданам, ссылаясь на то, что прокуратурой Сухобузимского района проведена проверка законодательства в сфере предоставления земельных участков многодетным гражданам, в ходе которой установлено, что администрацией Сухобузимского района в полном мере вышеуказанное законодательство не соблюдается. Установлено, что на 18.10.2021 в Сухобузимском районе в реестр многодетных семей, имеющих трех и более детей включена 631 семья, из которых 291 семье не предоставлены земельные участки. До настоящего времени, в нарушение п. 2 ст. 14, п. 1 ст. 39.5 Закона края, администрацией Сухобузимского района надлежащим образом не организована работа по разработке и утверждению документации по планировке территории, проекту межевания, формированию земельных участков. 18.10.2021 административным истцов в адрес Администрации Сухобузимского района Красноярского края внесено представление.
Просит обязать администрацию Сухобузимского района Красноярского края принять меры к организации технической возможности подключения земельных участков, предоставленных многодетным гражданам, к сетям инженерной инфраструктуры, в том числе организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения; обязать администрацию Сухобузимского района Красноярского края принять меры по организации строительства дорог, подъездных путей к земельным участкам многодетным граждан.
По ходатайству административного истца - помощника прокурора Сухобузимского района Красноярского края Юшина О.В., к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: Администрация Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края; администрация Миндерлинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края.
Административный истец –помощник прокурора Сухобузимского района Красноярского края Юшин О.В. в судебном заседании уточнил исковые требования, а именно п. 2 просительной части, просит обязать Администрацию Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края и администрацию Миндерлинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края принять меры по организации строительства дорог, подъездных путей к земельным участкам многодетным граждан. Остальные административные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика –Администрации Сухобузимского района Красноярского края Москова Ю.Я. в судебном заседании исковые требования согласно п. 1 просительной части административного искового заявления не признала, суду пояснила, что администрация Сухобузимского района Красноярского края не бездействует, принимает меры организации технической возможности подключения земельных участков, предоставленных многодетным гражданам, к сетям инженерной инфраструктуры, в том числе, организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. На выделенных земельных участках, не все многодетные семьи занимаются строительством жилых домов. Те, многодетные граждане, которые в действительности занимаются строительством, администрация принимает меры организации технической возможности подключения земельных участков, предоставленных многодетным гражданам, к сетям инженерной инфраструктуры, в том числе организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. Однако на практике показано, что большинство многодетных семей, получивших земельный участок, не занимаются строительством. Вместе с тем, администрация, не бездействует и по мере возможности, с учетом бюджета, который является дотационным, принимает меры организации технической возможности подключения земельных участков, предоставленных многодетным гражданам, к сетям инженерной инфраструктуры, в том числе организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения (заключает соглашения и прочие). Требование в п.2 просительной части не признала, поскольку меры по организации строительства дорог, относится к компетенции администрации Сухобузимского района Красноярского края. Кроме того, поддержала доводы, изложенные в письменном возражении на административное исковое заявление, в которых указала, что административным ответчиком организовано в границах поселений Сухобузимского района электро, тепло-снабжение населения, а также и водоотведение. Структурным подразделением административного ответчика –КУМИ Сухобузимского района –согласно ФЗ от 21. 07.2005 года № 115 –ФЗ «о концессионных соглашениях», проведены конкурсные процедуры, по результатам которых заключены концессионные соглашения. На основании указанных концессионных соглашений на территории Сухобузимского района соответствующие организации используют объекты коммунальной инфраструктуры и осуществляют тепло –водоснабжение населения, а также водоотведения. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительств РФ, с целью подключения (технологического присоединения) к централизованным сетям водоснабжения и (или) водоотведения, гражданам, в том числе и многодетным гражданам-собственникам земельных участков в населенных пунктах Сухобузимского района -следует обращаться в ресурс снабжающую организацию, действующую на соответствующей территории Сухобузимского района (Акционерное общество «Красноярская региональная энергетическая компания», ООО «Авангард», Государственное предприятие Красноярского края «Центр развития коммунального комплекса), с заявлением о выдаче технических условий. Согласно генеральным планам сельских поселений Сухобузимского района Красноярского, утвержденным решениями соответствующих сельских Советов депутатов, в тех населенных пунктах или микрорайонах населенных пунктов, где ввиду невозможности или нецелесообразности, не предусмотрено строительство центральной котельной, сетей централизованного водоснабжения и водоотведения, в частных домовладениях рекомендовано использование индивидуального водоснабжения (скважин), индивидуального отопления (печей), а также индивидуального водоотведения (септиков). Таким образом, административным ответчиком осуществлена организация технической возможности подключения земельных участков, предоставленных гражданам, в том числе и многодетным гражданам, к сети инженерной инфраструктуры, в том числе электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, выводы административного истца об обратном являются безосновательными. Согласно подпункту «б» п.1 ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 № 9-3724 « О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края», за сельскими поселениями Красноярского края закреплен следующий вопрос местного значения дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, административный ответчик не имеет полномочий в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, такими полномочиями законодательно наделены сельские поселения Сухобузимского района, которым надлежит, в том числе, принимать меры по организации строительства дорог, подъездных путей к земельным участкам, предоставленным многодетным гражданам в границах соответствующих населенных пунктов Сухобузимского района. Просит в удовлетворении административных исковых требований, отказать в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края Васильева Т.Н. (глава сельсовета) в судебном заседании административные исковые требования признала частично, суду пояснила, что действительно дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения возложена на сельсовет. Ей как главой сельсовета принимаются меры по организации строительства дорог, подъездных путей к земельным участкам, в том числе выделенным многодетным граждан. Сельсовет не бездействует, о чем свидетельствует ряд действий совершаемых сельсоветом, по улучшению автомобильных дорог в <адрес>, заключены договоры на выполнение подрядных работ, с учетом бюджета, выделенных денежных средств администрацией Сухобузимского района, то есть, работа по строительству дорог производится. Кроме того, в <адрес>, имеется инициативная группа жителей района «Культурка», которая помогает денежными средствами для благоустройства <адрес>. Таким образом, администрация Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района, принимает меры по организации строительства дорог, подъездных путей к земельным участкам многодетным граждан. Никаких отказов от многодетных гражданах не имеется.
Представитель административного ответчика Администрации Миндерлинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края Горн Э.А. (глава сельсовета) в судебном заседании административные исковые требования признал частично, суду пояснил, что на земельных участках, выделенных многодетным семьям, ведется работа по строительству дорог, с учетом бюджета, а также выделенных денежных средств администрацией Сухобузимского района. Кроме того, также пояснил, что в <адрес>, также создана инициативная группа жителей поселка Миндерла, которая помогает денежными средствами для благоустройства на территории <адрес>, в том числе, по строительству дорог. С учетом выделяемых денежных средств администрацией Сухобузимского района, Краевого бюджета, администрацией сельсовета принимаются все необходимые меры по организации строительства дорог, подъездных путей к земельным участкам многодетным гражданам. Сельсовет не бездействует, то есть, в настоящее время работа сельсоветом в этом направлении ведется.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со статьями 39.5, 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации порядок постановки граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Такой порядок на территории Красноярского края установлен Законом Красноярского края от 4 декабря 2008 года N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае".
Согласно статьям 14, 29.1 поименованного Закона Красноярского края многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории городского округа Красноярск, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края, в том числе для целей индивидуального жилищного строительства.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" установлена задача государства но обеспечению граждан доступным и комфортным жильем. Пунктом 2 указа Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано разработать комплекс мер но улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в предел в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 г. N 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
В системе действующего правового регулирования органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями пунктов 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, прокуратурой Сухобузимского района проведена проверка законодательства в сфере предоставления земельных участков многодетным гражданам, в ходе которой установлено, что администрацией Сухобузимского района в полном мере вышеуказанное законодательство не соблюдается. Установлено, что на 18.10.2021 в Сухобузимском районе в реестр многодетных семей, имеющих трех и более детей включена 631 семья, из которых 291 семье не предоставлены земельные участки. До настоящего времени, в нарушение п. 2 ст. 14, п. 1 ст. 39.5 Закона края, администрацией Сухобузимского района надлежащим образом не организована работа по разработке и утверждению документации по планировке территории, проекту межевания, формированию земельных участков. 18.10.2021 административным истцов в адрес Администрации Сухобузимского района Красноярского края внесено представление.
Из смысла административного искового заявления прокурора Сухобузимского района Красноярского края усматривается, что граждане льготной категории (многодетные), получившие земельные участки в Сухобузимском районе Красноярского края, и те которые не получили земельные участки, лишены возможности пользоваться ими по назначению для жилищного строительства, поскольку отсутствует водоснабжение, водоотведение, дороги и подъездные пути, что нарушает их права.
В подтверждение доводов административного искового заявления, приложено представление на имя главы администрации Сухобузимского района об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления земельных участков многодетным гражданам; ответ главы на представление.
Из ответа главы администрации Сухобузимского района Красноярского края от 19.11.2021, следует, что администрация рассмотрела представление, и сообщило, что на 2022 год будут заложены финансовые средства в сумме 90 000 рублей на постановку на кадастровый учет земельных участков с целью дальнейшего предоставления и многодетным гражданам; Администрация Сухобузимского района подавала заявку на конкурсный отбор муниципальных образований на предоставление субсидии на строительство муниципальных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры по государственной программе «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем гражданам в 2019 и 2020 год», но согласно письма министерства строительства Красноярского края из 19 муниципальных образований, субсидия предоставлена 4 муниципальным образованиям. Кроме того, в рамках программы «Гражданская инициатива» администрацией Сухобузимского района в 2021 году были выделены финансовые средства в размере 173029 рублей администрации Миндерлинского сельсовета для частичного решения вопроса водоснабжения мкр. Западный в <адрес> и Западный в <адрес>. Обязуется впредь подобных нарушений не допускать.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд приходит к следующему.
Административный истец (пом. прокурора Юшин О.В.) в суде поддержал уточненные административные исковые требования.
Заявляя и поддерживая заявленные административные исковые требования, административный истец не указывает, чьи конкретно нарушены права, то есть не указывает конкретного лица (лиц) (граждан льготной категории) получивших земельный участок бесплатно, либо не получившие земельные участки, на территории Сухобузимского района, на котором отсутствует техническая возможность подключения земельных участков, предоставленных многодетным гражданам, к сетям инженерной инфраструктуры, в том числе организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения; отсутствуют дороги, подъездные пути к земельным участкам многодетным граждан.
Вместе с тем, судом предлагалась административному истцу уточнить (конкретизировать) административные исковые требования.
Представитель административного ответчика администрации Сухобузимского района Красноярского края Москова Ю.Я., в суде пояснила, что администрация не бездействует, принимаем меры к организации технической возможности подключения земельных участков, предоставленных многодетным гражданам, к сетям инженерной инфраструктуры, в том числе организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения. Все те многодельные граждане, которые получили земельный участок бесплатно на территории Сухобузимского района, и ведут строительство индивидуальных жилых домов, подключены в технической возможности сетям инженерной инфраструктуры, в том числе организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.
В подтверждении своих доводов административный ответчик администрации Сухобузимского района Красноярского края, представила в материалы настоящего дела следующие письменные доказательства:
- концессионное соглашение № 6 № 6 в отношении комплекса коммунальных инфраструктуры на территории Сухобузимского района, предназначенного для производства, бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии потребителям, а также бесперебойного водоснабжения, водоотведения от 20.05.2011;
-договор № КЦ -0141/4-22 на оказание услуг от 13.04.2022;
-Справки финансового управления администрации Сухобузимского района Красноярского от 21.10.2019, от 05.02.2020, 29.11ю2021, 15.07.2022;
-выписку из сводной бюджетной росписи расходов Сухобузимского района.
Кроме того, в подтверждение своей позиции по делу пояснила, что гражданин льготной категории, получивший земельный участок бесплатно, на территории Сухобузимского района ФИО8 (объект строительства жилого дома: <адрес>), занимающийся строительством индивидуального жилого дома, имеет техническую возможность подключения земельного участка, к сетям инженерной инфраструктуры, в том числе, организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Также представитель административного ответчика Администрации Сухобузимского района Красноярского края Москова Ю.А. пояснила, что администрация Сухобузимского района Красноярского края принимает меры по организации технической возможности подключения земельных участков, предоставленных многодетным гражданам, к сетям инженерной инфраструктуры, в том числе организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Доказательств обратного, материалы дела не содержат, административном истцом не представлено.
Представители административных ответчиков: администрации сельсовета Сухобузимского района Красноярского края; администрации Миндерлинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, в судебном заседании не отрицали факта того, что на администрацию сельсовета возложена обязанность в области дорожной деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Представитель административного ответчика администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края Васильева Т.Н. в суде административные исковые требования признала частично, суду пояснила, что сельсовет принимает меры в области дорожной деятельности, за счет выделенных денежных средств администрацией Сухобузимского района, за счет денежные средства в рамках программы «Инициатива жителей поселка Сухобузимского района». То есть, работа ведется, не везде в настоящее время имеется асфальтирование дорог, но отсыпная дорога есть на территории с. Сухобузимское Красноярского края имеется.
В подтверждение своей позиции, представитель административного ответчика представила следующие доказательства в материалы дела:
-обращение инициативных граждан от 30.05.2022;- сметный расчет; -ведомость сбора денежных средств граждан на реализацию проекта; уведомление об изменений бюджетных ассигнований № 1197 от 16.06.2022; -договор № 21 на поставку товара для муниципальных нужд поселения от 05.07.2022; договор № 20 на поставку товара для муниципальных нужд поселения от 30.06.2022; спецификация -приложение № 1 к Договору № 20 от т30.06.2022; счет фактура от 04.06.2022, платежное поручение № 196761 от 06.07.2022; договор поставки № 29 от 20.06.2022; спецификация № 1 к договору поставки № 29 от 29.06.2022; счет фактура от 24.06.2022; платежное поручение № 102670 от 30.06.2022; выписку из решения Сухобузимского сельского Совета депутатов от 23.12.2021 № 15-6/48 « о сельском бюджете на 2022 года и плановый период на 2023-2024 годов»; уведомления об изменении бюджетных ассигнований № 1196 от 16.06.2022; уведомления об изменении бюджетных ассигнований № 1012 от 16.05.2022; решение об одобрении соглашения о передаче осуществления части полномочий администрации Сухобузимского сельсовета администрации Сухобузимского района в сфере жилищно-коммунального хозяйства № 41-5/395 от 03.12.2019; договор № 14-ПЛ/БМ о безвозмездной передаче имущества от 09.06.2022; выписку из решения Сухобузимского сельского Совета депутатов от 22.12.2020 № 4-6/12 « О сельском бюджете на 2022 года и плановый период на 2022-2023 годов»; решение об одобрении соглашения о передаче части полномочий по дорожной деятельности автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения № 16-6/157 от 15.02.2022; предписание № 124 от 25.06.2021; договор № 37 для муниципальных нужд сельского поселения от 27.07.2021.
Представитель административного ответчика сельсовета Сухобузимского района Красноярского края Васильева Т.Н. в суде также пояснила, что сельсовет ведет работу в области дорожной деятельности, в том числе, на земельных участках, выделенных многодетным гражданам. Администрация сельсовета не бездействует, ведет работу по строительству дорог на территории Сухобузимского района.
Доказательств обратного, материалы дела не содержат, административным истцом в суде не оспорено.
Представитель административного ответчика администрации Миндерлинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края Горн Э.А. в суде административные исковые требования признал частично, суду пояснил, что сельсовет принимает меры в области дорожной деятельности, поддержал позицию высказанную представителем административного ответчика Администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района. Также суду пояснил, что сельсовет не бездействует, принимает меры по строительству дорог, в том числе, на земельных участках, которые выделены многодетным гражданам.
В подтверждение своей позиции, представитель административного ответчика представил следующие доказательства в материалы дела:
- договор № 1/08/21 от 10.08.2021; калькуляцию работ по доставке ПГС, приложение № 1 к договору от 10.08.2021, перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, приложение № 2 к договору от 10.08.2021№ акт выполненных работ № 32 от 12.08.2021; счет фактуру № 32 от 12.08.2021, приложение к выписке из лицевого счета получателя бюджетных денежных средств от 13.08.2021; платежное поручение № 239580 от 13.08.2021; № 239579 от 13.08.2021; договор № 04/08/21 от 13.08.2021; протокол согласования цены договора, приложение № 1 к договору № 04/08/21 от 13.08.2021, протокол согласования цены, приложение № 1 к договору № 04/08/21 от 13.08.2021, акт выполненных работ от 16.08.2021; выписка из лицевого счета администраторов дохода бюджета от 02.06.2021; платежное поручение № 611004 от 01.06.2021; договор № 2-08/2021; калькуляция работке по доставке ПГС, приложение № 2/08/21 от 09.08.2021, перечь автомобильных дорог общего пользования местного значения, приложение № 2 к договору № 02/08/2021 от 09.08.2021; акт выполненных работ № 33 от 09.08.2021; договор № 05/08/2021 от 16.08.2021; протокол согласования цены договора, приложение № 1 к договору № 05/08/221 от 16.08.2021; акт приема – передачи выполненных работ от 18.08.2021, перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, приложение № 2 договору № 05/082021 от 16.08.2021, платежное поручение № 581117 от 19.08.2021№ 585382 от 19.08.2021, 585381 от 19.08.2021; 585380 от 19.08.2021.
Доказательств обратного, материалы дела не содержат, административным истцом в суде не оспорено.
Проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу, о том, что административный истец, обращаясь в настоящий суд с настоящим административным исковым заявлением, не доказал обстоятельства указанные в административном в иске.
Судом установлено, что прокуратурой Сухобузимского района Красноярского края была проведена проверка законодательства в сфере предоставления земельных участков многодетным гражданам, в ходе которой установлено, что администрацией Сухобузимского района в полном мере вышеуказанное законодательство не соблюдается. По состоянию на 18.10.2021 в Сухобузимском районе в реестр многодетных семей, имеющих трех и более детей включена 631 семья, из которых 291 семье не предоставлены земельные участки.
При этом, обстоятельства свидетельствующие о не организации технической возможности подключения земельных участков, предоставленных многодетным гражданам, к сетям инженерной инфраструктуры, в том числе организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения; организации строительства дорог, подъездных путей к земельным участкам многодетным граждан ничем не подтверждены, материалы дела доказательств данному факту не содержат (отсутствие конкретных многодетных граждан (конкретных лиц), которым положен земельный участок бесплатно, либо уже выделен, отсутствие документации по планировки территории, проекту межевания, формированию земельных участков). При этом, административному истцу неоднократно судом предлагалось уточнить (конкретизировать) административные исковые требования
Вместе с тем, административные ответчики в суде представили письменные доказательства, свидетельствующие об обратном, а именно, что ими принимаются меры к организации технической возможности подключения земельных участков, предоставленных многодетным гражданам, к сетям инженерной инфраструктуры, организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, организации строительства дорог, подъездных путей к земельным участкам, предоставленных многодетным гражданам.
В соответствии с действующим законодательством, обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Однако в нарушение положений статьи 62, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, таких доказательств административный истец суду не представил.
Принимая во внимание непредставление административным истцом таких доказательств, у суда не имеется оснований для удовлетворения административного искового заявления.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Сухобузимского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сухобузимского района Красноярского края, Администрации Сухобузимского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края, Администрации Миндерлинского сельсовета Сухобузимского района Красноярского края об обязании принять меры к организации технической возможности подключения земельных участков, предоставленных многодетным гражданам, к сетям инженерной инфраструктуры, организации электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, организации строительства дорог, подъездных путей к земельным участкам, предоставленных многодетным гражданам, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Сухобузимский районный суд Красноярского края.
Мотивированное решение изготовлено- 29.07.2022.
Председательствующий: - подпись -
Копия верна
Судья: И.А. Нагорная