Дело № 2а-127/18
РЕШЕНИЕ
именемРоссийской Федерации
15 марта 2018 года с. Кызыл-Мажалык
Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Манчыылай С.Ш., при секретаре Салчак М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Н,А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа <адрес> о признании незаконным бездействия по не исполнению обязанностей в сфере дорожной деятельности и не обеспечения дорожной безопасности и возложении обязанностей,
с участием помощника прокурора <адрес> И.Б.Ш.,
у с т а н о в и л :
прокурор <адрес> Н,А.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным административным иском к Администрации городского округа <адрес>, указывая на то, что по результатам проведенной проверки соблюдения администрацией муниципального образования законодательства при строительстве и эксплуатации автомобильных дорог для обеспечения безопасности дорожного движения выявлены нарушения. Так, в нарушение ст. 7 Конституции Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. 5 Закона Республики Тыва от 28 ноября 2008 года № 966 ВХ-2 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в <адрес>», ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления право муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, не оформлено. Также администрацией муниципального образования не произведена ежегодная оценка соответствия технического состояния автомобильных дорог местного значения в границах городского округа <адрес> нормативным документам. Вопросы по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регламентируются п. 2 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 402 от 16 ноября 2012 года, пунктами 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1083 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования». В нарушение требований законодательства администрацией муниципального образования не произведена паспортизация автомобильных дорог местного значения в границах городского округа <адрес> как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дородные сооружения. Правилами формирования и ведения Единого государственного реестра автомобильных дорог, утвержденных приказом Минтранса России от 20.05.2009 года № 80 «О едином государственном реестре автомобильных дорог» сведения об автомобильных дорогах местного значения вносятся в единый государственный реестр автомобильных дорог. Органом местного самоуправления в нарушение вышеуказанных требований закона сведения об автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в единый государственный реестр автомобильных дорог не представлены. Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Устава администрации городского округа <адрес> предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, в нарушение вышеназванных норм закона, администрацией муниципального образования не приняты меры по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным нормативным документам и выполнению работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог на конкретную организацию, занимающейся соответствующим видом деятельности. Кроме этого, проверкой установлено, что решением Хурала представителей муниципального образования 21 февраля 2014 года утвержден Порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения <адрес>. Решением Хурала представителей г. <адрес> 24 июня 2016 года внесено изменение, согласно которому муниципальный дорожный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения на территории <адрес> осуществляется администрацией <адрес> в лице Отдела имущественных и земельных отношений администрации <адрес>. Вместе с тем, администрацией муниципального образования муниципальный дорожный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта не осуществляется. Так, ежегодный план проверок юридических лиц, осуществляющих содержание и эксплуатацию улично-дорожной сети и средств организации дорожного движения, не составлен и в прокуратуру района не направлялся, на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети интернет не опубликован, что указывает на ненадлежащее исполнение администрацией муниципального образования обязанностей по организации дорожной деятельности на территории населенного пункта. Таким образом, бездействие администрации муниципального образования обязанностей в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, по осуществлению муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, а также улучшения их технического состояния, нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья и имущества, влечет за собой повышение аварийности на дорогах, причинение имущественного ущерба владельцам транспортных средств, создает реальную угрозу жизни и здоровью людей. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования по не исполнению обязанностей в сфере дорожной деятельности и не обеспечению безопасности дорожного движения, в частности в не принятии мер оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной; оформлению технических паспортов автомобильных дорог местного значения; проведению оценки соответствия технического состояния автомобильных дорог нормативным документам; осуществлению муниципального дорожного контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах городского округа <адрес>; возложить обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения законодательства путем принятия мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной; оформлению технических паспортов автомобильных дорог местного значения; проведению оценки соответствия технического состояния автомобильных дорог нормативным документам; осуществлению муниципального дорожного контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах городского округа <адрес>, расположенных на <адрес>-оола протяженностью 7 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,9 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,5 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,8 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 1,4 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 1,6 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,5 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,7 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 4 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,6 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,4 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,4 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,6 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,9 км. асфальтированного вида, 0,5 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,4 км. асфальтированного вида, 0,5 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,2 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,1 км. асфальтированного вида, 0,4 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,1 км. асфальтированного вида, 0,4 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,71 км. асфальтированного вида, 0,2 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,8 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,8 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,5 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 2,1 км. асфальтированного вида, 0,2 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,5 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,2 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,5 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,4 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,3 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,3 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,2 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,2 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,9 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 2,7 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 3,5 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,8 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 1 км. асфальтированного вида, 0,3 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,6 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,8 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,6 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,6 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,35 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,38 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,46 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,22 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,16 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,27 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,43 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,71 км. грунтового вида.
В судебном заседании помощник прокурора И.Б.Ш. административное исковое заявление поддержал по основаниям, указанным в нем.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, ходатайство об отложении судебного заседания не заявлял, об уважительности неявки в суд не сообщал, в связи с чем суд считает необходимым рассмотреть дело без его участия.
Выслушав пояснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия)…
Исходя из содержания данных норм, для удовлетворения заявления об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления необходима совокупность двух обязательных условий, одним из которых является несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а вторым - нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц либо реальная угроза их нарушения.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасность дорожного движения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от 06.10.2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений указанный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями.
Законом Республики Тыва от 28.11.2008 года N 966 ВХ-2 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в <адрес>" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью, согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Статьей 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом, согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 N 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества согласно которому реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о муниципальном недвижимом имуществе, в том числе кадастровый номер муниципального недвижимого имущества.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый номер - это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер объекта недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
Как указано в приказе Минтранса России от 20.05.2009 N 80 "О Едином государственном реестре автомобильных дорог" в реестр, в том числе, вносятся сведения о собственнике автомобильной дороги, которые должны содержать вид и основные реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов, на основании которых возникло вещное право на автомобильную дорогу. Реквизиты должны содержать наименование документа, его серию и номер, дату выдачи и название государственного органа (организации), выдавшего документ.
Также в исполнение вышеуказанным норм закона приняты Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 402 от 16 ноября 2012 года об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, Ведомственные строительные нормы (ВСН) 1083 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», которые регламентируют вопросы по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Кроме того, в соответствии с Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от 27.08.2009 N 150, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (п.3); Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год (п.4).
Из материалов дела установлено, что постановлением Хурала представителей муниципального образования от 06 марта 2014 года утвержден перечень автомобильных дорог местного значения городского округа <адрес>: на <адрес> протяженностью 7 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,9 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,5 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,8 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 1,4 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 1,6 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,5 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,7 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 4 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,6 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,4 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,4 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,6 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,9 км. асфальтированного вида, 0,5 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,4 км. асфальтированного вида, 0,5 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,2 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,1 км. асфальтированного вида, 0,4 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,1 км. асфальтированного вида, 0,4 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,71 км. асфальтированного вида, 0,2 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,8 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,8 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,5 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 2,1 км. асфальтированного вида, 0,2 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,5 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 1,2 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,5 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,4 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,3 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,3 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,2 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,2 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,9 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 2,7 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 3,5 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 0,8 км. асфальтированного вида; на <адрес> протяженностью 1 км. асфальтированного вида, 0,3 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,6 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,8 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,6 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,6 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,35 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,38 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,46 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,22 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,16 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,27 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,43 км. грунтового вида; на <адрес> протяженностью 0,71 км. грунтового вида.
Решением Хурала представителей муниципального образования от 21 февраля 2014 года утвержден Порядок осуществления муниципального дорожного контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения городского округа <адрес>.
Согласно Порядку, утвержденному Хуралом представителей муниципального образования 21 февраля 2014 года, объектами муниципального дорожного контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения являются автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа <адрес> за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или иные объекты дорожного сервиса, расположенных на придорожных полосах автомобильных дорог местного значения, рекламных конструкций, расположенных в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных дорог, полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог местного значения.
Решением Хурала представителей муниципального образования от 24 июня 2016 года обязанность муниципального дорожного контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения на территории г. Ак-Довурака осуществляется администрацией <адрес> в лице отдела имущественных и земельных отношений.
Согласно ответу на требование прокурора от 22 ноября 2017 года, в администрации муниципального образования отсутствуют нормативно-правовые акты о порядке содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения; автомобильные дороги местного значения не включены в единый государственный реестр автомобильных дорог; регистрация права собственности на земельные участки автомобильных дорог не имеется; отсутствует ежегодная оценка технического состояния автодорог; отсутствует технический паспорт автомобильных дорог.
В своих письменных объяснениях С.С.Д. и С.А.М. от 14 ноября 2017 года подтвердили, что не приняты меры оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной; оформлению технических паспортов автомобильных дорог местного значения; проведению оценки соответствия технического состояния автомобильных дорог нормативным документам; осуществлению муниципального дорожного контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах городского округа <адрес>.
Основываясь на положениях п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд приходит выводу о том, что содержание вышеприведенных участков дороги относится к компетенции администрации муниципального образования <адрес>.
Согласно п. п. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 г. N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Как определено в п. 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования", паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 Типовой инструкции).
Суд считает, что отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение ответчиком обязанностей по содержанию автодороги и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения. Бездействие органов местного самоуправления нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, закрепленные статьей 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
По существу технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Отсутствие паспортизации спорного участка дороги создает угрозу безопасности дорожного движения и ведет к нарушению прав граждан.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Административным ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств надлежащего содержания автомобильных дорог, расположенных на территории городского округа, а именно того, что на автомобильные дороги местного значения как объекты транспортной инфраструктуры, предназначенные для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, оформлены права собственности; оформлены технические паспорта автомобильных дорог местного значения; проведена оценка соответствия технического состояния автомобильных дорог нормативным документам; осуществляется муниципальный дорожный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта.
Отсутствие надлежащего оформления права собственности, а также отсутствие технического паспорта автомобильных дорог местного значения; отсутствие оценки соответствия технического состояния автомобильных дорог нормативным документам; отсутствие муниципального дорожный контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения указанных автомобильных дорог в границах населенного пункта, включающих в себя земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог и расположенные на них конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) в пределах границ муниципального образования, предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние, в связи с чем оспариваемое прокурором в рамках настоящего дела бездействие администрации муниципального образования нарушает и права неопределенного круга лиц, что также свидетельствует о наличии у прокурора предусмотренных статьей 39 КАС РФ полномочий для обращения в суд. При этом бездействие административного ответчика по обеспечению безопасности дорожного движения нарушает право граждан на безопасные условия дорожного движения.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора, поскольку административный ответчик не исполняет возложенной обязанности в сфере дорожной деятельности и обеспечения дорожной безопасности, а доказательств обратного в соответствии со статьей 62 КАС РФ административным ответчиком суду не представлено.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Для реального исполнения решения суда суд считает необходимым установить срок исполнения в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу, считая данный срок разумным для исполнения решения суда.
Кроме того, суд обязывает Администрацию сообщить об исполнении решения прокурору в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,227,228 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административному исковому заявлению прокурора <адрес> Н,А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа <адрес> о признании незаконным бездействия по не исполнению обязанностей в сфере дорожной деятельности и не обеспечения дорожной безопасности и возложении обязанностей – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа <адрес>, выразившееся в не исполнении обязанностей в сфере дорожной деятельности и не обеспечении безопасности дорожного движения, в том числе не принятии мер оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной; оформлению технических паспортов автомобильных дорог местного значения; проведению оценки соответствия технического состояния автомобильных дорог нормативным документам; осуществлению муниципального дорожного контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах городского округа <адрес>.
Возложить на Администрацию городского округа <адрес> обязанность устранить допущенные нарушения законодательства путем:
- принятия мер по оформлению права собственности на автомобильные дороги местного значения как объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств и включающего в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги;
- оформления технических паспортов автомобильных дорог местного значения; проведения оценки соответствия технического состояния автомобильных дорог нормативным документам;
- осуществления муниципального дорожного контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения,
в границах городского округа <адрес>, автомобильные дороги общего пользования, расположенных:
- на <адрес>-оола протяженностью 7 км. асфальтированного вида;
- на <адрес> протяженностью 0,9 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,5 км. асфальтированного вида;
- на <адрес> протяженностью 0,8 км. асфальтированного вида;
- на <адрес> протяженностью 1,4 км. асфальтированного вида;
- на <адрес> протяженностью 1,6 км. асфальтированного вида;
- на <адрес> протяженностью 0,5 км. асфальтированного вида;
- на <адрес> протяженностью 0,7 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 4 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,6 км. асфальтированного вида;
- на <адрес> протяженностью 0,4 км. асфальтированного вида;
- на <адрес> протяженностью 0,4 км. асфальтированного вида;
- на <адрес> протяженностью 0,6 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,9 км. асфальтированного вида, 0,5 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,4 км. асфальтированного вида, 0,5 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 1,2 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 1,1 км. асфальтированного вида, 0,4 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 1,1 км. асфальтированного вида, 0,4 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 1,71 км. асфальтированного вида, 0,2 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,8 км. асфальтированного вида;
- на <адрес> протяженностью 0,8 км. асфальтированного вида;
- на <адрес> протяженностью 0,5 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 2,1 км. асфальтированного вида, 0,2 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,5 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 1,2 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,5 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,4 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,3 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,3 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,2 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,2 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,9 км. асфальтированного вида;
- на <адрес> протяженностью 2,7 км. асфальтированного вида;
- на <адрес> протяженностью 3,5 км. асфальтированного вида;
- на <адрес> протяженностью 0,8 км. асфальтированного вида;
- на <адрес> протяженностью 1 км. асфальтированного вида, 0,3 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,6 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,8 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,6 км. грунтового вида;
- на <адрес>-оола протяженностью 0,6 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,35 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,38 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,46 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,22 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,16 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,27 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,43 км. грунтового вида;
- на <адрес> протяженностью 0,71 км. грунтового вида.
Установить срок устранения допущенных нарушений в 3 (три) месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Администрацию муниципального образования сообщить об исполнении решения суду прокурору <адрес> в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Барун-Хемчикский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2017 года (с учетом выходных дней 17 и 18 марта 2018 года).
Судья С.Ш. Манчыылай