Докладчик Орлова И.Н. Дело №33а-1608/2020
Судья Савельева В.В. УИД21RS0023-01-2019-006653-75
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2020 года город Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Евлогиевой Т.Н., судей Орловой И.Н., Иванова П.Д., при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и представлению в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике проектов санитарно-защитных зон на сибиреязвенные скотомогильники, поступившее по апелляционной жалобе Кабинета Министров Чувашской Республики и Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 января 2020 года,
установила:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и представлению в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике проектов санитарно-защитных зон на 51 сибиреязвенный скотомогильник, возложении обязанности в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда разработать и представить в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике проекты санитарно-защитных зон на 51 сибиреязвенный скотомогильник, расположенных по адресам: 1) Аликовский район с.Большая Выла; 2) Аликовский район д. Выла; 3) Батыревский район д. Янгильдино; 4) Батыревский район д. К.Чишма; 5) Батыревский район с. Сугуты; 6) Батыревский район д. Сигачи; 7) Батыревский район с. Н.Шигали; 8) Батыревский район д. Д. Остров; 9) Батыревский район д. Ч. Ишаки; 10) Канашский район Выселок Шихазаны (Новые- Челкасы); 11) Канашский район д. Вт. Хормалы; 12) Канашский район д. Вурман Янишево; 13) Канашский район с. Шакулово; 14) Комсомольский район д.Тат.А.Сюрбеево; 15) Красночетайский район д.Тоганаши; 16) Красночетайский район д.Кузнечная; 17) Красночетайский район д.Новые Атаи; 18) Моргаушский район д. Нискасы; 19) Ядринский район д.Талой; 20) Ядринский район д.М.Четаи; 21) Ядринский район д.Кукшумы; 22) Ядринский район д.Поченары; 23) Ядринский район с.Хормалы; 24) Ядринский район д.Алёшкино; 25) Ядринский район д.В.Ачаки; 26) Ядринский район с.Б.Шемердяны; 27) Ядринский район с.Николаевское; 28) Ядринский район с.Советское; 29) Ядринский район д.Н.Сунары; 30) Ядринский район д.Кильдишево; 31) Ядринский район д.М.Ямаши; 32) Ядринский район д.Сехры; 33) Ядринский район д.Кумаккасы; 34) Ядринский район д.Сареево; 35) Ядринский район д.Б.Югуть; 36) Ядринский район с.М.Чурашево; 37) Ядринский район д.Н.Мочары; 38) Ядринский район д.Чиганары; 39) Ядринский район д.Полянки; 40) Ядринский район д.Никольское; 41) Ядринский район д.Никитино; 42) Ядринский район д.Пошнары; 43) Ядринский район д.В.К.Ядрино; 44)Ядринский район д.Кудаши; 45) Ядринский район с.Чебаково; 46) Яльчикский район, д. Кушелга; 47) Яльчикский район д. Ап.Темяши; 48) Яльчикский район д. Эшмикеево 49) Янтиковский район д.Тюмерево; 50) Янтиковский район с. Чутеево; 51) Чебоксарский район Большие Котяки.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что в целях исполнения требований федерального законодательства при содержании и утилизации биологических отходов была проведена проверка и установлено, что в Чувашской Республике имеется 52 скотомогильника с захоронениями павших животных от сибирской язвы, по результатам которой установлено отсутствие установленных санитарно-защитных зоны на указанных сибиреязвенных скотомогильниках, в то время как законодателем определен правовой механизм защиты населения от негативного влияния подобных объектов, в том числе путем установления санитарно-защитной зоны и направления сведений о ней в органы государственного кадастра с целью недопущения использования земельных участков в границах санитарно-защитной зоны способами, представляющими опасность для населения.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Хрычев А.В., представитель заинтересованного лица Управления Росприроднадзора по Чувашкой Республики Викторова Е.Е. поддержали заявленное требование, представитель Кабинета Министров Чувашской Республики Корнилов Е.А., представители заинтересованных лиц Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики Вахромеева Н.В. и Белова Н.Н., Минфина Чувашской Республики Мандравина Т.Н. требование не признали.
Главы администраций Кшаушского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики Мульдияров С.И., Ядринского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики Абрамов В.О., Советского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики Федоров А.К., оставили удовлетворение административного искового требования на усмотрение суда.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании суда первой инстанции не присутствовали.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 января 2020 года требование прокурора удовлетворено.
Не согласившись с названным решением, представителем административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики, одновременно являющимся руководителем заинтересованного лица Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики, подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности. Податель жалобы указывает на то, что Кабинет Министров Чувашской Республики является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку положениями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Чувашской Республики от 30.04.2002 № 13 «О Кабинете Министров Чувашской Республики» не установлены полномочия субъектов Российской Федерации, Кабинета Министров Чувашской Республики по разработке проектов санитарно-защитных зон для сибиреязвенных скотомогильников. Судом не установлен собственник сибиреязвенных скотомогильников, а данное обстоятельство имеет юридическое значение для правильного разрешения дела, поскольку данные объекты не находятся в государственной собственности Чувашской Республики, земельные участки, на которых они расположены, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование органам местного самоуправления Чувашской Республики, а сибиреязвенный скотомогильник, находящийся в Ядринском районе в д.В.Ачаки, с кадастровым номером №, расположен на землях лесного фонда и его правообладателем является Российская Федерация. Суд не выяснил и не установил, является ли сибиреязвенный скотомогильник объектом накопленного вреда окружающей среде. В соответствии со ст. 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно сведениям, содержащимся в государственном реестре объектов накопленного вреда окружающей среде, размещенном на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в открытом доступе, в указанный объект входит 164 объекта, из них на территории Чувашской Республики 5 объектов – свалки твердых коммунальных отходов. Согласно сведениям из информационной базы Государственного реестра объектов накопленного вреда какие-либо сибиреязвенные скотомогильники, расположенные на территории Чувашской Республики, в данном реестре не значатся на 01.01.2020. Суд не установил того факта, являются ли сибиреязвенные скотомогильники объектами капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, при том, что они являются не действующими (неэксплуатируемыми). Санитарно-защитная зона подлежит установлению лишь при выявлении превышения за контурами объекта установленных гигиенических нормативов в результате проведения исследований, а не в любом случае. Судом необоснованно применены требования СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», поскольку требования указанных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, к каковым спорные сибиреязвенные скотомогильники не отнесены.
Чебоксарским межрайонным природоохранным прокурором поданы возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции представители административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики и заинтересованного лица Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики Викторов К.В. и Вахромеева Н.В. поддержали доводы апелляционной жалобы, помощник Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора Хрычев А.В. полагал решение законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежащей удовлетворению.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом по смыслу главы 22 КАС РФ к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативно-правовым актом, определяющим полномочия этих лиц.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений Закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22)
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проверки, проведенной Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой, установлено, что на территории Чувашской Республики находится 53 недействующих скотомогильника, в числе которых, 52 скотомогильника с захоронениями животных, павших от сибирской язвы, и 1 скотомогильник с захоронениями животных, павших от эмфизематозного карбункула, открытые в 1910-1963 годах, представляющие собой огороженные земельные участки, на которых производили захоронения в земляные ямы.
Отсутствие установленных санитарно-защитных зон на сибиреязвенные скотомогильники, утвержденные проекты санитарно-защитных зон, прошедшие санитарно-эпидемиологическую экспертизу и имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам и нормативам, отсутствие сведений в Едином государственном реестре недвижимости документации (информации) об их установлении, послужили основанием для внесения в адрес руководителя Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики представления об устранении нарушений требований действующего законодательства от 25.05.2017 № 03-07-2017.
Государственная ветеринарная служба Чувашской Республики не согласилась с основаниями, послужившими внесению указанного преставления, и письмом от 01.06.2017 № 04/06-2264 сообщила прокурору, что в соответствии с пунктами 1.2, 1.5 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», с учетом изменений, внесенных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 сентября 2010 г. № 122 (далее - СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03), требования указанных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека; санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
27 июля 2019 года в адрес Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики прокурором направлено письмо № 01-04-2019 с требованием сообщить информацию о проведенной работе по разработке проектов санитарно-защитных зон для их направления на санитарно-эпидемиологическую экспертизу и получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормативам, на что направлен ответ, содержащий информацию о том, что указанные скотомогильники не являются вновь строящимися и вводимыми в эксплуатацию объектами, в связи с чем, возложение дополнительных обязанностей является необоснованным (от 29.07.2019 №02/19-9726).
Неисполнение требования названного представления об устранении выявленных нарушений Закона послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим публично-правовым спором.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу, что высший исполнительный орган власти Чувашской Республики, наделенный полномочиями по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений, по организации проведения на территории Чувашской Республики мероприятий, направленных на предупреждение, профилактику и защиту населения от заболеваний сибирской язвой, в том числе путем разработки и представления для установления проектов санитарно-защитных зон для указанных объектов, как часть мероприятий по предупреждению болезней, общих для человека и животных, допустил нарушение требований действующего законодательства по не определению расчета санитарно-защитных зон на сибиреязвенные скотомогильники, которые в последующем как зоны с особым условием использования территории подлежат постановке в Единый государственный реестр недвижимости и нанесению на документы территориального планирования согласно статьям 1, 10, 14, 19 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом районного суда, поскольку находит, что он основан на неправильном применении норм материального права, ввиду следующего.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2).
Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям) (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункт «ц» пункта 2 статьи 26.11).
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года № 27).
Согласно СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 мая 2010 года № 56, соблюдение санитарных правил является обязательным для выполнения на всей территории Российской Федерации государственными органами, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами (пункт 1.2).
Сибирская язва (Anthrax) представляет собой острую зоонозную особо опасную бактериальную инфекционную болезнь, возбудитель которой относится ко II-й группе патогенности. Болезнь у человека чаще всего протекает в кожной форме, в отдельных случаях осложняется сибиреязвенным сепсисом; может развиться генерализованная инфекция, проявляющаяся в легочной и кишечной формах (пункт 2.1).
Возбудитель сибирской язвы - Bacillus anthracis существует в двух формах - бациллярной (вегетативной) и споровой. Споровая форма устойчива к внешним воздействиям и может сохранять в почве жизнеспособность и вирулентность возбудителя в течение нескольких десятилетий (пункт 2.2).
Почвенными очагами считаются места захоронения трупов животных, павших от сибирской язвы (например - скотомогильники, биотермические ямы, "моровые поля") – пункт 2.8.4.
С 1 марта 2008 года на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 введена новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в которую в последующем неоднократно вносились изменения.
Как следует из пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в действующей на момент вынесения представления об устранении нарушений требований действующего законодательства редакции изменений и дополнений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.2010 № 122), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно пункту 4.2 СанПиН установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Пунктом 7.1.12 данных СанПиН установлено, что скотомогильники с захоронением в ямах относятся к объектам I класса опасности, в отношении которых определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны 1000 м.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Правила).
Пунктом 2 названного постановления предусмотрено, что правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
В случае технического перевооружения объекта, изменения применяемых на объекте технологий производства продукции, изменения вида разрешенного использования или назначения объекта, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, а также в случае прекращения эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса) объекта, являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде, правообладатель объекта обязан в срок не более одного года со дня наступления указанных обстоятельств провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта при его ликвидации) и при выявлении превышения установленных гигиенических нормативов либо изменения такого воздействия объекта на среду обитания человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена санитарно-защитная зона, представить в уполномоченный орган заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны (пункт 9 Правил).
К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагается, в числе прочего, проект санитарно-защитной зоны (пункт 14 Правил).
В силу пункта 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
По смыслу указанных правовых норм, правообладатели объектов капитального строительства в целях обеспечения безопасности населения обязаны осуществить ряд мероприятий с целью установления территории с особым режимом использования (санитарно-защитная зона).
Судом первой инстанции установлено, что в порядке, предусмотренном СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Главным санитарным врачом Российской Федерации постановление об утверждении санитарно-защитной зоны в отношении скотомогильников, расположенных на территории Чувашской Республики не принималось, что послужило основанием для признания незаконным бездействия высшего органа исполнительной власти Чувашской Республики по разработке проектов санитарно-защитных зон на 51 сибиреязвенный скотомогильник, расположенный на территории субъекта Российской Федерации.
Между тем, судом не учтено, что пункт 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в действующей на момент вынесения представления об устранении нарушений требований действующего законодательства редакции изменений и дополнений № 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.2010 № 122), предусматривал, что требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В прежней редакции, действовавшей до изменений, внесенных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.2010 № 122, пункт 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» предусматривал, что требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию как вновь строящихся и реконструируемых объектов и производств, перечисленных в данной норме, так и действующих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.2010 № 122 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» внесены, в частности, следующие изменения: из главы I пункта 1.2 абзаца первого исключены слова «и действующих».
В соответствии с частью 11 и пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление возлагается по настоящему делу на прокурора.
На основании статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Следовательно, для признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и представлению в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике проектов санитарно-защитных зон на 51 сибиреязвенный скотомогильник, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в материалах дела должны иметься как доказательства того, что спорные скотомогильники являются вновь строящимися или реконструируемыми, так и доказательства того, что они являются объектами недвижимого имущества, идентифицированными в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и находящимися в республиканской собственности.
Между тем, судом апелляционной инстанции установлено, что образование спорных скотомогильников осуществлено в соответствии с инструкцией Наркомзема СССР от 7 февраля 1940 года. Биологические отходы с 1978 года на территории Чувашской Республики утилизируются путем переработки на ГУП Чувашской Республики «...» (ныне АО «...»).
Из положений пунктов 24 - 32 Ветеринарно-санитарных правил при утилизации, уборке и уничтожении трупов животных и отходов, получаемых при переработке сырых животных продуктов, утвержденных 06.04.1951 Министерством сельского хозяйства СССР (действовавших на момент возведения и эксплуатации скотомогильников) следует, что трупы животных и птиц в зависимости от характера болезни при невозможности их утилизации подлежат сжиганию, закапыванию на скотомогильниках или уничтожению в биотермических ямах; трупы животных, павших от сибирской язвы, подлежат обязательному сжиганию. Скотомогильники и биотермические ямы должны располагаться в местах с низким уровнем грунтовых вод (не менее 2,5 м от поверхности почвы при наиболее высоком их стоянии), не ближе 0,5 км от населенного пункта, вдали от пастбищ, водоемов, колодцев, проезжих дорог и скотопрогонов. Биотермические ямы оборудуют согласно типовым проектам. Участок земли для биотермических ям и скотомогильников отводит специальная комиссия в составе представителей органов местной власти, ветеринарного и санитарного надзора. Скотомогильники и биотермические ямы обносят изгородью, с наружной стороны изгороди вырывают ров. При отсутствии леса изгородь заменяют земляным валом со рвом глубиной 1,4 м и шириной не менее 1 м. Въезд на скотомогильник оборудуют воротами, а биотермические ямы - крышками, закрывающимися на замок. Трупы на скотомогильниках зарывают на глубину не менее 2 м с насыпью земли в 0,5 м, причем слой земли возле ямы, на которой лежал труп, сбрасывают в яму вместе с трупом. Осевшие насыпи могил на скотомогильниках нужно восстанавливать. На территории скотомогильников и биотермических ям запрещается пасти скот, косить траву, брать, вывозить и выносить землю за пределы скотомогильника (биотермических ям). Использование территории скотомогильников после их закрытия для других целей запрещается. Ветеринарные работники обязаны систематически проверять состояние скотомогильников, биотермических ям и принимать меры к содержанию их в надлежащем ветеринарно-санитарном порядке. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников или биотермических ям в соответствии с настоящими Правилами возлагается на руководителей хозяйств, предприятий и органы, в ведении которых находятся скотомогильники или биотермические ямы.
Согласно приложению к вышеуказанным Ветеринарно-санитарным правилам на скотомогильники или биотермические ямы составлялись ветеринарно-санитарные карточки с указанием удаленности от ближайших объектов, площадь объекта в кв. м, его ограждение и санитарные характеристики.
Впоследствии Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов утверждены приказом от 04.12.1995 № 13-7-2/469 Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, согласно пункту 5.4 которых, размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до:
- жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м;
- скотопрогонов и пастбищ - 200 м;
- автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 02.12.2011 № 544 Государственная ветеринарная служба Чувашской Республики уполномочена по обустройству скотомогильников (биотермических ям) на территории Чувашской Республики (пункт 1), Государственной ветеринарной службе Чувашской Республики поручено до 1 апреля 2012 г. разработать и внести на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики проект решения Кабинета Министров Чувашской Республики об утверждении перечня мероприятий по обустройству скотомогильников (биотермических ям) на территории Чувашской Республики (пункт 2), Министерству финансов Чувашской Республики поручено предусматривать ежегодное выделение средств республиканского бюджета Чувашской Республики на расходы, связанные с осуществлением мероприятий по обустройству скотомогильников (биотермических ям) на территории Чувашской Республики (пункт 3).
Согласно отзыву Государственной ветеринарной службы Чувашской Республики, за период с 2016 по 2018 годы из республиканского бюджета выделены денежные средства на мероприятия по обустройству скотомогильников (биологических ям), расположенных на территории Чувашской Республики.
Материалами дело подтверждено и сторонами не оспаривается, что в отношении всех скотомогильников проведены мероприятия по их приведению в соответствие с требованиями указанных Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, в частности, по периметру они ограждены двухметровым забором из профнастила, вырыта траншея по периметру глубиной 1,5 метра и шириной 1,5 метра, о чем составлены акты ветеринарно-санитарного обследования состояния скотомогильника (биотермической ямы) и данные ограждения на основании распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики переданы в собственность сельских поселений.
В соответствии с требованиями пункта 7.1 СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы» на каждый скотомогильник (биотермическую яму) заведены ветеринарно-санитарные карточки, где отмечены сведения о дате захоронения, месте расположения скотомогильника, удаленности от ближайшего населенного пункта, указания по устранению выявленных недостатков (с указанием перечня работ, сроков исполнения, исполнителя),
Из имеющихся в материалах дела свидетельств о государственной регистрации права следует, что в Едином государственном реестре имеются записи о праве муниципальных образований (сельских поселений) в отношении земельных участков, сформированных под указанными скотомогильниками и предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, а в отношении земельного участка с кадастровым номером ... правообладателем указана Российская Федерация (т.1 л.д. 33-87).
В настоящее время действует «СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования», утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.04.2017 № 721/пр (далее - СП 289.1325800.2017), который определяет биотермическую яму, как сооружение ветеринарного профиля, обеспечивающее обеззараживание трупов павших животных и их утилизацию, скотомогильник - как сооружение для захоронения трупов животных, а сооружение консервации скотомогильника - как конструкцию, обеспечивающую после окончания функционирования скотомогильника предотвращение проникновения людей к «могилам», а также отсутствие контакта с внешней средой в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (например, затопление).
Согласно положениям пункта 5.9 СП 289.1325800.2017 все скотомогильники, находящиеся на территории Российской Федерации, подлежат консервации.
Сведений о постановке на кадастровый учет законсервированных спорных скотомогильников (биологических ям), являющихся сооружением ветеринарного профиля, не имеется, в собственности субъекта Российской Федерации они не находятся.
Представленными в судебное заседание суда апелляционной инстанции выкопировками из генеральных планов сельских поселений подтверждено отображение в документах территориального планирования зон с особыми условиями использования территорий вокруг скотомогильников (биологических ям) в соответствии с требованиями пункт 4 статьи 1, подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые не действующими в установленном законом порядке не признаны.
С учетом изложенных обстоятельств, у суда первой инстанции отсутствовали законные основания для возложения на высший орган исполнительный власти обязанности по принятию мер по разработке и представлению в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике проектов санитарно-защитных зон в отношении законсервированных скотомогильников (биологических ям), возведенных в соответствии с требованиями санитарных правил, которые действовали на период их строительства, поскольку оспариваемое бездействие требований действующего законодательства прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц не нарушает.
При таких данных, требование Чебоксарского межрайонного природоохранного прокурора не подлежало удовлетворению, в связи с чем, в соответствии с ч.2. ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит отмене, как вынесенное при неправильном применении норм материального права (п. 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 января 2020 года отменить и принять новое решение.
Отказать Чебоксарскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении иска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и представлению в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике проектов санитарно-защитных зон на 51 сибиреязвенный скотомогильник, возложении обязанности в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда разработать и представить в Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике проекты санитарно-защитных зон на 51 сибиреязвенный скотомогильник.
Председательствующий Т.Н. Евлогиева
Судьи И.Н. Орлова
П.Д.Иванов