Решение по делу № 33-1432/2024 от 23.01.2024

Судья Полянская Т.Г.              № 33-1432/24

                                      № 2-3553/2023

22RS0015-01-2023-004633-02

                АПЕЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                    

21 февраля 2024 года                            город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего судьи Цибиной Т.О.,

судей Довиденко Е.А., Масликовой И.Б.,

при секретаре Орликовой С.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в городе Новоалтайске, Первомайском, Косихинском, Тальменском, Троицком районах на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 22 ноября 2023 года по делу по иску Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в городе Новоалтайске, Первомайском, Косихинском, Тальменском, Троицком районах к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края», администрации города Новоалтайска Алтайского края о признании бездействия противоправным и его прекращении, возложении обязанности,

Заслушав доклад судьи Цибиной Т.О., судебная коллегия

                    УСТАНОВИЛА:    

комплектование муниципального бюджетного образовательного учреждения Средняя образовательная школа № 1 города Новоалтайска Алтайского края, расположенного в городе Новоалтайске <данные изъяты>, на 2022-2023 учебный год составило 30,18 ученика, на 2023-2024 учебный год – 28,90 ученика.

В соответствии с приказами председателя комитета по образованию города Новоалтайска от 18 февраля 2022 года, 13 февраля 2023 года на сайте МБОУ СОШ *** г.Новоалтайска Алтайского края размещена информация о наличии свободных мест для приема детей в первые классы, в том числе для детей, не проживающих на закрепленной территории. В 2022, 2023 годах максимальное количество мест в первых классах для МБОУ СОШ № 1 города Новоалтайска Алтайского края составило 125 человек.

Проведенной органами Роспотребнадзора проверкой установлено о несоблюдении в школе санитарных норм и правил в части фактического количества учеников в классах расчетному количеству учащихся, в части нормы площади учебных кабинетов, приходящейся на одного ученика.

В связи с выявленными нарушениями в соответствии с абзацем 5 пункта постановления № 336 «Об особенностях организации и осуществления государстве контроля (надзора), муниципального контроля» администрации города Новоалтайска Алтайского выдано предписание об устранении выявленных нарушений со сроком исполнения 10 августа 2023 года, на что комитетом по образованию администрации города Новоалтайска дан ответ, в соответствии с которым не представляется возможным в установленный срок устранить выявленные нарушения.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 города Новоалтайска от 16 октября 2023 года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении МБОУ «СОШ № 1 г. Новоалтайска Алтайского края» за отсутствием состава административного правонарушения. Мировым судьей установлено, что в отношении МБОУ «СОШ № 1 г. Новоалтайска Алтайского края» 01 сентября 2023 года составлен протокол № 10/49 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, поскольку учреждением в установленный срок не было исполнено законное предписание Управления Роспотребнадзора о необходимости приведения численности учеников в школе в соответствии с установленными нормами. Вместе с тем, численность обучающихся постепенно снижается, отсутствует реальная возможность исполнения предписания Управления Роспотребнадзора, поскольку его исполнение при сокращении численности обучающихся приведет к нарушению конституционного права на образование.

Данные события выступили поводом для обращения Управления Роспотребнадзора в суд с иском о признании незаконным бездействия МБОУ «СОШ № 1 г. Новоалтайска Алтайского края», администрации города Новоалтайска, выразившегося в неисполнении требований пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», прекращении таких действий, возложении на ответчиков обязанности устранить указанные нарушения путем обеспечения соответствия площади учебных кабинетов нормативам из расчета не менее 2,5 кв. м на одного обучающегося, соблюсти фактическое количество учеников в классе расчетному количеству обучающихся.

Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 22 ноября 2023 года истцу в иске отказано, в связи с чем в апелляционной жалобе территориальный отдел Управления Роспотребнадзора ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта, принятии нового решения об удовлетворении иска, указывая, что отношения по устранению нарушений, выявленных Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю, неразрывно связано с последующим предоставлением со стороны органа местного самоуправления образовательному учреждению соответствующего финансирования (предоставление субсидии или отказ в ее предоставлении). Податель жалобы полагает необоснованным вывод суда первой инстанции в части невозможности комплектовать классы детьми, в соответствии с пунктом 3.4.14 СП 2.4.3648-20 в связи с введением в эксплуатацию задания школы в 1994 году, то есть до вступления в силу данных санитарных правил, поскольку санитарно-эпидемиологические требования являются одинаковыми для всех образовательных учреждений независимо от года постройки здания и подлежат неукоснительному соблюдению. В материалы дела не представлены документы, доказывающие, что МБОУ СОШ № 1 приняты все зависящие от него меры по выполнению санитарных правил. Одним из способов выполнения указанных санитарных требований является перевод обучающихся в другую образовательную организацию в соответствии с положениями части 4 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в то же время выводы суда об отсутствии со стороны Роспотребнадзора предложений по поводу способов устранения выявленных недостатков являются ошибочными, так как истец такими полномочиями не наделен.

В письменных возражениях администрация города Новоалтайска решение городского суда просит поддержать.

Судебной коллегией по гражданским делам Алтайского краевого суда выслушаны пояснения представителя управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю, поддержавшей доводы жалобы, и пояснения представителя администрации города Новоалтайска, возражавшей против доводов жалобы.     Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не просили.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации города Новоалтайска от 25 ноября 1994 года № 1006 утвержден акт государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию школы в 8 микрорайоне на 1 296 учащихся.

Здание МБОУ «СОШ № 1 г. Новоалтайска Алтайского края» введено в эксплуатацию в 1994 году, рассчитано на указанное выше количество мест, эксплуатируется в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой оно возведено.

МБОУ «СОШ № 1 г. Новоалтайска Алтайского края» является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности. Учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальное образование городской округ город Новоалтайск. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества школы осуществляются администрацией города Новоалтайска и комитетом по образованию администрации города Новоалтайска. Основной целью деятельности школы является осуществление образовательной деятельности.

Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в рамках проведения профилактического визита 16 января 2023 года в МБОУ СОШ № 1 города Новоалтайска Алтайского края выявлены нарушения обязательных санитарно-эпидемиологические требований к эксплуатации школы, а именно несоблюдение численности человек в классе, требований пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», выразившиеся в несоответствии площади учебных кабинетов из расчета не менее 2,5 кв. м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий в кабинетах. По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении в отношении МБОУ СОШ № 1по части 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В связи с выявленными нарушениями 25 января 2023 года администрации города Новоалтайска выдано предписание № 10/04 об устранении этих недостатков в части неисполнения обязательных требований со сроком исполнения 10 августа 2023 года, на что комитетом по образованию администрации города Новоалтайска 20 июля 2023 года дан ответ, в соответствии с которым не представляется возможным в установленный срок устранить выявленные нарушения.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 города Новоалтайска Алтайского края от 16 октября 2023 года прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении МБОУ «СОШ № 1 г. Новоалтайска Алтайского края» за отсутствием состава административного правонарушения. Мировым судьей установлено, что численность обучающихся постепенно снижается. При этом отсутствует реальная возможность исполнения предписания Управления Роспотребнадзора, поскольку сокращение численности обучающихся приведет к нарушению конституционного права на образование.

Неисполнение предписания Управление Роспотребнадзора об устранении несоответствия площади помещений в учебных кабинетах количеству обучающихся послужило основанием для обращения Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в суд с требованиями, явившимися предметом рассмотрения по настоящему делу.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, заявленных Управлением Роспотребнадзора.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами городского суда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно пункту 3 статьи 39 указанного Федерального закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

На основании пункта 2 части 6 статьи 28 названного закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно пункту 3.4.14 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах.

Площадь учебных кабинетов без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна рассчитываться следующим образом: не менее 2,5 м2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий; не менее 3,5 м2 на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Как следует из искового заявления и материалов дела, Управлением Роспотребнадзора заявлены требования о признании незаконным бездействия МБОУ СОШ № 1, выразившегося в неисполнении требований пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и возложении на МБОУ СОШ № 1 обязанности устранить указанные нарушения путем обеспечения соответствия площади учебных кабинетов нормативам из расчета не менее 2,5 кв. м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно указал, что истец, обращаясь в суд с иском, не указал способ устранения ответчиком нарушений пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20, в частности, какие конкретно действия должны совершить ответчики, в чем должны состоять мероприятия по устранению нарушений.

Фактически истцом заявлены требования о выполнении санитарных правил, что и так является обязательным для всех органов и организаций в силу закона и не требует вынесения судебного акта в отсутствие указания, какие действия должен обязать суд совершить ответчиков для выполнения требований, установленных пунктов 3.4.14 СП 2.4.3648-20, что не соответствует требованиям об исполнимости судебных постановлений.

Судебная коллегия указывает на то обстоятельство, что здание средней школы № 1 возведено в 1994 году, рассчитано на 1296 мест, эксплуатируется в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой оно было возведено.

Здание школы построено до введения в действие СанПиН 2.4.2.2821-10 постановлением от 29 декабря 2010 года № 189 и не соответствует современным требованиям, предъявляемым к вновь строящимся зданиям общеобразовательных организаций, что не зависит от действий ответчиков.

Согласно пункту 1.3 СП 2.4.3648-20, объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу Правил, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода их в эксплуатацию, в случае если указанные процессы начались до вступления в силу Правил, эксплуатируются в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, при условии обеспечения доступности услуг, оказываемых хозяйствующим субъектом инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Требования о проведении реконструкции здания школы с целью увеличения площади помещений с учетом наполняемости учебного заведения, с обоснованием возможности проведения таких мероприятий, в том числе финансовой возможности, с учетом соотношения объема необходимых затрат и защищаемого права, истцом не заявлялись.

Давая оценку доводам апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции указывает, что исполнение данных требований любым способом, в том числе связанным с переводом детей в иные образовательные учреждения, проведением реконструкции здания, повлечет нарушение конституционного права несовершеннолетних граждан на получение общего образования, в частности на выбор образовательной организации, приведет к нарушению принципа доступности образования, выражающегося, в том числе, в праве на получение образования в образовательном учреждении по месту жительства.

При этом коллегия исходит из следующего.

Согласно частям 2, 3 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

Правила приема в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

Из возражений ответчиков следует, что снизить количество обучающихся и занимающихся в учебных кабинетах не представляется возможным, так как школа обязана принимать детей, проживающих на закрепленных участках. При этом школой приняты возможные меры для уменьшения количества обучающихся в классе до значения, максимально обеспечивающег соблюдение санитарной нормы.

Стороной истца в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств возможности исполнения пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20 путем перевода учащихся в иные учебные заведения.

Пунктом 1 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право обучающихся на выбор образовательной организации, при этом директор образовательного учреждения не вправе отчислять учащихся без установленных законом оснований.

Суд верно указал, что исполнение МБОУ СОШ № 1 пункта 3.4.14 СП 2.4,3648-20 посредством сокращения количества учащихся в каждом классе в виде отказа в приеме в школу учеников, повлечет нарушение статьи 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на образование, то есть к существенным нарушениям прав и законных интересов лиц, обучающихся в МБОУ СОШ № 1 и имеющих гарантированный законом равный доступ к получению образования в том образовательном учреждении, которое они выбрали и были приняты.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлен приоритет конституционных норм перед иными нормативными актами, и им придан характер прямого действия.

Обеспечение права каждого на образование, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется, является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства. Таким образом, государство и муниципальные образования, обеспечивая общедоступность образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о приоритете конституционных норм, закрепляющих право на общедоступное образования, перед требованиями пункта 3.4.14 СП 2.4.3648-20, и об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований с учетом существа и предмета исковых требований Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены решения городского суда не установлено.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 22 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в городе Новоалтайске, Первомайском, Косихинском, Тальменском, Троицком районах - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2024 года

33-1432/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ТО УФС по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Новоалтайске, Косихинском, Первомайском, Тальменском и Троицком районах
Ответчики
Администрация г. Новоалтайска
МБОУ СОШ №1 г. Новоалтайска Алтайского края
Другие
Комитет по образованию администрации г. Новоалтайска
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
30.01.2024Передача дела судье
21.02.2024Судебное заседание
26.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2024Передано в экспедицию
21.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее