Дело № 2-1655/2019
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской ФедерацииДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Яковлевой Т.А.
при секретаре судебного заседания Лермонтовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамовой Е.В., Тимофеева С.В., Семыкиной М.В. к администрации Вутабосинского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону,
у с т а н о в и л:
Абрамова Е.В., Тимофеев С.В. через своего представителя Кондратьеву А.В. и Семыкина М.В. через своего представителя Абрамову Е.В. обратились в суд с иском к администрации Вутабосинского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования по закону, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ умерла бабушка истцов А. После ее смерти открылось наследство на жилой дом и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>. При жизни А. завещание не составлялось. После смерти А. наследство фактически было принято ее сыном Б., который проживал вместе с матерью в одном жилом доме. Другой наследник первой очереди по закону - сын наследодателя Г. наследство после смерти матери не принимал, с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращался, действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, не совершал. ДД.ММ.ГГГГ умер отец истцов Б. После его смерти открылось наследство на земельный участок, который был фактически принят в наследство Б. после смерти матери А. После смерти Б. наследство фактически было принято его супругой В., которая в установленный законом шестимесячный срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращалась, однако проживала вместе с супругом в одном жилом доме. Мать истцов В. умерла ДД.ММ.ГГГГ. После смерти В. истцы к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращались. Однако они фактически приняли наследство после матери, поскольку совместно пользовались жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: Чувашская <адрес>, обрабатывали земельный участок, осуществляли посадку, сбор овощей, следили за сохранностью жилого дома, обеспечивали порядок внутри и снаружи дома, придомовой территории, несли расходы по содержанию жилого дома и земельного участка. В настоящее время в связи с тем, что после смерти А. наследники приняли наследство, но наследственные права надлежащим образом не зарегистрировали, оформление наследства возможно лишь в судебном порядке. Просили признать за истцами Абрамовой Е.В., Тимофеевым С.В. и Семыкиной М.В. по 1/3 доле в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования по закону после матери В., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Истцы Абрамова Е.В., Тимофеева С.В., их представитель Кондратьева А.В., и истец Семыкина М.В., извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Представитель истцов Абрамовой Е.В. и Тимофеева С.В. -Кондратьева А.В. просила рассмотреть дело без участия истцов, исковые требования поддержала.
Ответчик - представитель администрации Вутабосинского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело без их участия.
Изучив доказательства, имеющиеся в гражданском деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст.30, 31 Земельного кодекса РСФСР 1991 года при передаче земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю. Право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов.
Постановлением <данные изъяты> сельской администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) за А. в пожизненно наследуемое владение для ведения личного подсобного хозяйства закреплен земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м в <адрес>, что подтверждается Государственным актом на земельный участок № (л.д. №).
Постановлением главы администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м, предоставленному А., присвоен адрес: <адрес>.
По сведениям ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м, расположенному по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый номер № (л.д. №). Право собственности А. на земельный участок не зарегистрировано.
В силу ч.1 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, при наличии государственного акта на земельный участок обязательное внесение записи о праве на недвижимое имущество в Единый государственный реестр недвижимости не требуется.
При изложенных обстоятельствах в наследственную массу А. подлежит включению указанный земельный участок.
А. умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. №).
В силу части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
В соответствии со ст.1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
Согласно ст.527 ГК РСФСР, ст.218 ГК РФ наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Доказательствами того, что А. при жизни составила завещание, суд не располагает. В делах администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> завещания от имени А. не имеется (л.д. №), нотариусами Канашского нотариального округа завещание от имени А. не удостоверялось (л.д. №).
На основании ст.532 ГК РСФСР, ст.ст.1141, 1142 ГК РФ при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь - дети, супруг и родители наследодателя.
Из записи акта о рождении (л.д. №) следует, что Б. являлся сыном А., то есть наследником первой очереди по закону.
В соответствии со ст.546 ГК РСФСР, ст.ст.1152-1154 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства возможно в течение шести месяцев со дня открытия наследства путем подачи заявления нотариусу, а также признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он в тот же срок совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
По сведениям нотариусов Канашского нотариального округа Чувашской Республики (л.д. №) наследственного дела на имущество А. не имеется. Тем самым в течение шести месяцев со дня смерти А. никто из наследников в нотариальный орган по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства не обращался.
Однако как следует из выписки из похозяйственной книги администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> (л.д. №) А. на день открытия наследства проживала по адресу: <адрес>, совместно с сыном Б. и его семьей. В нотариальной и судебной практике проживание наследника в одном доме с наследодателем на день открытия наследства рассматривается как фактическое принятие наследства, поскольку такой наследник неизбежно вступает во владение предметами домашнего обихода и личными вещами, которые принадлежали наследодателю. В данном случае презумпция принятия наследства распространяется на сына наследодателя Б.
В соответствии со ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, а принятое наследство принадлежит наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. №).
Со смертью гражданина в соответствии со ст.ст.1112, 1113 ГК РФ открывается наследство, в состав которого входят принадлежавшие ему на день смерти вещи, имущественные права и обязанности.
Согласно п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
Доказательствами того, что Б. при жизни составил завещание, суд не располагает, в делах администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> завещания от имени Б. не имеется (л.д. №).
В соответствии со ст.ст. 1141, 1142 ГК РФ при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь - дети, супруг и родители наследодателя.
Из копии записи акта о рождении (л.д. №) следует, что Б. являлся сыном А., то есть наследником первой очереди по закону.
Согласно сведениям, представленным нотариусами Канашского нотариального округа Чувашской Республики (л.д. №) наследственного дела на имущество Б. не имеется. Тем самым в течение шести месяцев со дня смерти Б. никто из наследников в нотариальный орган по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства не обращался.
Вместе с тем, согласно выписке из похозяйственной книги администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> (л.д. №) Б. на день смерти проживал по адресу: <адрес>, совместно с супругой В., дочерьми Абрамовой (Т.) Е.В. и Семыкиной (Т.) М.В., сыном Тимофеевым С.В. Как было отмечено выше, в нотариальной и судебной практике проживание наследника в одном доме с наследодателем на день открытия наследства рассматривается как фактическое принятие наследства, поскольку такой наследник неизбежно вступает во владение предметами домашнего обихода и личными вещами, которые принадлежали наследодателю. В данном случае презумпция принятия наследства распространяется на супругу наследодателя В.
К числу наследников, фактически принявших наследство, также можно отнести дочерей наследодателя Абрамову (Т.) Е.В. и Семыкину (Т.) М.В. и сына Тимофеева С.В., которые находились на регистрационном учете совместно с наследодателем Б., но не осознавали, что их действия порождают какие-то юридические последствия, так как не имели намерения становиться собственником наследственного имущества, потому и не подавали нотариусу заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство. ГК РФ рассматривает принятие наследства как право наследника, а не как его обязанность. Право собственности на имущество не может возникнуть по принуждению. В связи с этим возможна ситуация, когда совершенные наследником конклюдентные действия, с формальной стороны свидетельствующие о фактическом принятии наследства, тем не менее не отражают воли этого наследника принять наследство. Именно к таким наследникам следует отнести Абрамову (Т.) Е.В. и Семыкину (Т.) М.В. и сына Тимофеева С.В.
В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. №).
Доказательствами того, что В. при жизни составила завещание, суд не располагает, в делах администрации Вутабосинского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики завещания от имени В. не имеется (л.д. 58).
Из записей акта о рождении (л.д. №), свидетельств о заключении брака (л.д. №) следует, что истцы Абрамова Е.В., Тимофеев С.В. и Семыкина М.В. являются детьми В.
В п.36 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п.2 ст.1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст.1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст.1154 ГК РФ.
Анализ указанных выше норм закона позволяет прийти к выводу о том, что воля на принятие наследства считается проявленной в том случае, если наследник совершает фактические действия, свойственные собственнику. Такими действиями считаются действия, в которых проявляется отношение наследника к наследственному имуществу как к своему собственному, поэтому действия должны им совершаться для себя и в своих интересах.
Тем самым на истцах лежит обязанность доказать факт совершения ими действий, свидетельствующих о фактическом принятии ими наследства, то есть о совершении в отношении наследственного имущества действий, свойственных собственнику имущества.
Как следует из искового заявления, подтверждается справкой администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), после смерти В. жилым домом и земельным участком, расположенными по адресу: <адрес>, пользовались Абрамова Е.В., Семыкина М.В. и Тимофеев С.В., они же обрабатывали земельный участок, осуществляли посадку, сбор овощей, следили за сохранностью жилого дома, обеспечивали сохранность домовладения, несли расходы по содержанию жилого дома и земельного участка. Тем самым исследованными в судебном заседании доказательствами установлено то, что Абрамова Е.В., Семыкина М.В. и Тимофеев С.В., в течение предусмотренного законом срока вступили во владение и в управление наследственным имуществом и приняли меры по сохранению наследственного имущества, то есть совершили действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства матери В.
В соответствии со ст. 1164 ГК РФ при наследовании по закону, если наследственное имущество переходит к двум или нескольким наследникам, наследственное имущество поступает со дня открытия наследства в общую долевую собственность наследников.
Истцы Абрамова Е.В., Тимофеев С.В. и Семыкина М.В. просили признать за ними в порядке наследования по закону право общей долевой собственности на земельный участок, предоставленный наследодателя А. на праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п.9.1 ст.3 ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного на праве пожизненного наследуемого владения гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
На основании ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии со ст.49 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действия Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется на основании соответствующих документов.
Тем самым действующее законодательство допускает регистрацию права собственности на земельный участок, предоставленный ранее на праве пожизненного наследуемого владения для ведения личного подсобного хозяйства.
При изложенных обстоятельствах суд находит иск Абрамовой Е.В., Тимофеева С.В. и Семыкиной М.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Абрамовой Е.В., Тимофеева С.В., Семыкиной М.В. удовлетворить.
Признать за Абрамовой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, Семыкиной М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, и Тимофеевым С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, в порядке наследования по закону после матери В., умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, за каждым право собственности по 1/3 доле в праве общей долевой собственности на:
- земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия.
Судья Т.А. Яковлева