Дело № 2а-91/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2019 года г. Кострома
Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Бойцовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Шороховой Елизавете Александровне в лице законных представителей Павловой (Шороховой) И.Н., Шорохова А.С. о взыскании задолженности по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 7 по костромской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шороховой Е.А. в лице законных представителей Павловой (Шороховой) И.Н., Шорохова А.С. о взыскании задолженности по налогам и пени в солидарном порядке в размере 53 рубля 55 копеек, в том числе: налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере 53 рубля, пени в размере 55 копеек. В обоснование требований указали, несовершеннолетней Шорохова Е.А., ДДММГГГГ года рождения, принадлежит на праве собственности недвижимость с кадастровым номером №, с 27 мая 2015 года, площадью 28,1 кв.м., расположенная по адресу: (адрес); с кадастровым номером № с 29 января 2010 года по 27 мая 2015 года включительно 1/2 доля, площадью 52,6 кв.м., расположенная по адресу: (адрес). Расчет налога на имущество физических лиц производится по следующей формуле: Налоговая база (инвентаризационная/кадастровая стоимость имущества)*доля в праве* налоговая ставка(%)* количество месяцев пользования объектом - сумма льгот = сумма налога. Налог на имущество физических лиц за 2014 г. начислен следующим образом (кадастровый номер объекта 44:07:101701:345): квартира: 106756,00*1/2 (доля в праве) * 0,1% (ставка)*12/12 мес.=53,00 руб. (за 2014 год). В установленный законом срок налогоплательщиком налог не оплачен. В соответствии со ст. 75 НК РФ начисляются пени за каждый календарный день просрочки, которые по налогу на имущество по требованию от 08 ноября 2015 года составили 55 копеек. В соответствии с п.1 ст.45, п.2 ст.69, 70 НК РФ инспекция выставила налогоплательщику требование от 14.12.2014 г. № 333585 от 08.11.2015 г. № 395353 об уплате задолженности по налогу и пени, где указан срок для добровольной уплаты. Требование об уплате задолженности до настоящего времени не исполнено. Родители, усыновители и опекуны в соответствии со ст. 28 ГК РФ обязаны уплачивать налоги за своих детей. Законными представителями несовершеннолетней Шороховой Е.А. являются ее родители мать - Павлова (Шорохова) И. Н. и отец - Шорохов А.С.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №7 по Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в ходатайстве указал, что задолженность ответчиками не погашена.
Административный ответчик Шорохова Е.А., ее законный представитель Павлова (Шорохова) И.Н. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом заказной корреспонденцией по адресу регистрации. Судебное извещение возвращено в адрес суда в связи с истечением срока хранения. Кроме того, административный ответчик Шорохова Е.А. ее законный представитель Павлова (Шорохова) И.Н. могли получить информацию о назначении судебного заседания в канцелярии суда и на официальном сайте суда. Ходатайство об отложении дела либо о рассмотрении дела в их отсутствие не заявлено, каких - либо доказательств уважительности причин отсутствия и необоснованности заявленных требований не представлено.
Законный представитель административного ответчика Шороховой Е.А. Шорохов А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Согласно разъяснениям, изложенным в абз. 2 п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» извещение будет считаться доставленным адресату, если он не получил его по своей вине в связи с уклонением адресата от получения корреспонденции, в частности, если оно было возвращено по истечении срока хранения в отделении связи.
Сам факт неполучения извещений, своевременно направленных по месту жительства ответчика заказной корреспонденцией, не свидетельствует о ненадлежащем уведомлении его судом о дате судебного заседания, а расценивается как отказ от получения судебного извещения.
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», следует признать, что в силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г., гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Нежелание административного ответчика получать извещения о явке и непосредственно являться в суд для участия в судебном заседании, свидетельствует о его уклонении от участия в состязательном процессе, и не является процессуальным препятствием к рассмотрению дела в его отсутствие. В связи с чем, суд на основании ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика Шороховой Е.А. и ее законных представителей Павловой (Шороховой) И.Н., Шорохова А.С., которые неоднократно не являлись в судебные заседания, добровольно отказались от осуществления процессуальных прав, предусмотренных для сторон в административном процессе.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался Федеральным законом от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее по тексту Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (документ утратил силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ).
Плательщиками налогов на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения (пункт 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц".
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Закона объектами налогообложения признаются, в том числе жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, доля в праве общей собственности на указанное имущество.
Исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами (пункт 1 статья 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").
Аналогичные положения закреплены в статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей с 01 января 2015 года, согласно которой налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 408 п.1, 2 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Несовершеннолетняя Шорохова Е.А. являлась собственником жилого дома с кадастровым номером №, расположенный м по адресу: (адрес) ( 1/2 доля в праве) с 29 января 2010 года по 27 мая 2015 года, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости от 28 ноября 2018 года.
Шорохова Е.А. родилась ДДММГГГГ, родителями указаны: Шорохов А.С., Шорохова И.Н., что подтверждается актовой записью о рождении № рот ДДММГГГГ.
Ответчику был начислен налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 53 рубля.
Согласно ст.61 СК РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
Таким образом, административный ответчик Шорохова Е.А. в период 2014 года являлась плательщиком налога на имущество физических лиц, в ее адрес 29 мая 2015 года было направлено налоговое уведомление № 865065 от 01.05.2015 на уплату за налоговый период 2014 год налога на имущество физических лиц в сумме 53 рубля в срок до 01.10.2015 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе: требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ст.57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В связи с неисполнением указанной обязанности в установленный срок в адрес административного ответчика Шороховой Е.А. истцом были направлено соответствующее требование, а именно:
- в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2014 год было направлено 17 ноября 2015 года требование № 395353 с предложением оплатить в срок до 24 февраля 2016 года имеющуюся по состоянию на 08 ноября 2015 года задолженность по уплате налога на имущего физических лиц в сумме 53 рубля, пени в размере 10 рублей 55 копеек.
Указанное налоговое требование административном ответчиком Шороховой Е.А., ни ее законными представителями Павловой (Шороховой) И.Н., Шороховым А.С. не исполнены, в связи с чем 13 ноября 2018 года Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области обратилась в суд с административным иском к Шороховой Е.А., Павловой (Шороховой) И.Н., Шорохову А.С. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Как следует из представленных стороной истца расчетов, задолженность Шороховой Е.А. по налоговым обязательствам составляет 53 рубля рублей 55 копеек, из которых: налог на имущество физических лиц в сумме 53 рубля рублей и пени в сумме 55 копеек.
Административным ответчиком и его законными представителями правильность расчета Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области задолженности по налу и пени не оспорена, как и факт неисполнения обязанности по уплате налогов и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно п. 20 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ» от 11.06.1999 года № 41/9 при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
С учетом положений п. 5, 7 ст. 6.1, ч. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ, принимая во внимание, что окончание трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (т.е. № 395353), учитываемого Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, приходится на 24.02.2019 года, суд полагает, что срок подачи заявления о взыскании задолженности по налоговым платежам административным истцом не был пропущен.
На основании изложенного, требования Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области о взыскании с Шороховой Е.А., в лице ее законных представителей Павловой (Шороховой) И.Н., Шорохова А.С. задолженности по налоговым платежам и санкциям в сумме 53 рубля 55 копеек подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.114 ч.1 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика.
Согласно ч. 2 ст.103, размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
С учетом суммы исковых требований в соответствии с п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой при подаче административного иска в суд был освобожден административный истец, которая в размере 400 рублей подлежит зачислению в доход бюджета Костромского муниципального района.
Поскольку Шорохова А.А. является несовершеннолетней, взыскание налога на основании ст. 26, 27 НК РФ должно производиться с ее родителей - законных представителей, в равных долях (ст. 61 СК РФ), то есть по 26 рублей 50 копеек с каждого - в счет уплаты налога на имущество, по 28 копеек с каждого - в счет уплаты пеней.
На основании подпункта 1 пункта 1 ст. 333.19 НК РФ с каждого из родителей несовершеннолетнего подлежит взысканию госпошлина по 200 руб. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Шорохова Е.А., в лице законных представителей Павловой (Шороховой) И.Н., Шорохова А.С. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.
Взыскать с Павловой (Шороховой) И.Н. в пользу Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области задолженность по налогам и пени в размере 26 (двадцать шесть) рублей 78 копеек.
Взыскать с Шорохова А.С. в пользу Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области задолженность по налогам и пени в размере 26 (двадцать шесть) рублей 78 копеек.
Взыскать с Павловой (Шороховой) И.Н. в доход бюджета Костромского муниципального района государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Взыскать с Шорохова А.С. в доход бюджета Костромского муниципального района государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Костромской областной суд Костромской области в течение месяца с момента его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.
Судья М.Ю. Соболева