Решение по делу № 33-3310/2022 от 15.03.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-3310/2022           председательствующий судья суда первой инстанции Захарова Е.П.

УИД 91RS0012-01-2021-003244-49

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи                    И.И. Мотиной

судей                                                А.М. Синани, И.А. Подлесной

при секретаре                               Ю.С. Ушак

рассмотрела 07 апреля 2022 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петренко Людмилы Анатольевны к Государственному учреждению Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о перерасчете пенсии,

по апелляционной жалобе Петренко Людмилы Анатольевны на решение Керченского городского суда Республики Крым от 12 января 2022 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым        Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Петренко Л.А. обратилась с иском к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Керчи Республики Крым о перерасчете пенсии.

В обоснование иска указала, что является получателем страховой пенсии по старости, имеет стаж работы на Крайнем Севере и в местностях к ним приравненных, где к заработной плате применяется районный коэффициент 1,5. В связи с этим пенсионный орган должен был произвести расчет размера пенсии с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7. Однако ответчик при расчете расчет размера пенсии применил соотношение в размере 1,4. Петренко Л.А. не согласилась с расчетом размера пенсии и обратилась в суд.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 12 января 2022 года в удовлетворении иска Петренко Л.А. отказано.

Определением Керченского городского суда Республики Крым, изложенным в протоколе судебного заседания от 15 декабря 2021 года, ответчик Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Керчи Республики Крым был заменен на правопреемника - Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.

В апелляционной жалобе Петренко Л.А. просит отменить решение суда, как постановленное с существенным нарушением норм материального права.

В судебном заседании истец Петренко Л.А. участия не принимала, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, причину неявки суду не сообщила.

Представитель истца Беляева Н.П. настаивала на доводах апелляционной жалобы, просила отменить решение суда и принять новое об удовлетворении иска.

Представитель ответчика Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым в судебном заседании участия не принимал, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

С 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализаций права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года номер 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 36 Федерального закона «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.

Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

Для лиц, проживавших по состоянию на 01 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Лицам, указанным в абзаце 1 п.п. 6 п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения ст. 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем 7 настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

В пункте 2 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173- ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" законодатель предусмотрел применение при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях перечня таких районов и местностей, применявшегося при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года. Аналогичная норма воспроизведена в части 2 статьи 32 действующего с 1 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов ПВС СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967 г., о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 Мурманская область относится к районам Крайнего Севера (подгруппа 2 группы 1).

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 28 своего постановления от 11.12.2012 N 30 (ред. от 28.05.2019) "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснил, что, поскольку оценка пенсионных прав граждан на основании статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ производится по состоянию на 1 января 2002 года, исходя из пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ отношение заработков в повышенном размере (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) может учитываться мужчинам и женщинам, если они по состоянию на 1 января 2002 года проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют на указанную дату страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (независимо от даты достижения необходимого возраста выхода на пенсию - 55 и 50 лет соответственно для мужчин и для женщин). При этом отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Как установлено судом и следует из материалов дела, досрочная пенсия была назначена Петренко Л.А. 29.12.1994 года отделом социальной защиты администрации <адрес> в соответствии с наличием стажа работы в районах Крайнего Севера (17лет 00 месяцев 25 дней).

После переезда в 2005 году из Российской Федерации в Автономную Республику ФИО4 пенсия выплачивалась Пенсионным фондом Украины в <адрес>.

С 01.01.2015 года Петренко Л.А. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ.

Общий трудовой стаж истца составляет 41 год 04 месяца и 08 дней, из них 17 лет 00 месяцев 25 дней в Районах Крайнего Севера.

Как следует из записей трудовой книжки без номера от 04.05.1963 года Петренко Л.А. (до заключения брака ФИО14) в период с 07.12.1967 года по 01.01.1985 год работала в войсковой части 90124 (являющейся правопреемником СРЗ-6 ВМФ), затем в ФГУП «10 Ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» МО РФ (правопреемник в\ч 90124, постоянно расположенном в районе Крайнего Севера (<адрес>), в период с 03.12.1994 года по 15.03.1995 года работала в АО ТТПФ «Бакалея» <адрес> (т.1 л.д.23-30, 78оборот).

Данные периоды работы подтверждены справками от 22.10.2004 года, от 22.10.2004 года, от 22.10.2004 года, выданным ФГУП «10 Ордена ФИО3 судоремонтный завод» МО РФ.

Согласно решению ответчика с 01.01.2015 года Петренко Л.А. установлена пенсия в сохраненном размере 14043,36 рублей на 31.12.2014 года, а при исчислении размера пенсии, учтен коэффициент заработной платы в размере 1,4.

Петренко Л.А. обратилась к ответчику с заявлением от 26.04.2021 года о перерасчете размера страховой пенсии по старости с 01.01.2015 с применением повышенного районного коэффициента в размере 1,5 при учете среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате Российской Федерации, с учетом имеющихся в материалах пенсионного дела справок № 2739-1 от 22.10.2004 года, № 2739-2 от 22.10.2004 года, № 2739-3 от 22.10.2004 года, выданных ФГУП «10 Ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» МО РФ, где районный коэффициент был указан в размере 1,5.

Решением ГУ - УПФ России в г. Керчи Республики Крым от 29.04.2021 года Петренко Л.А. отказано в перерасчете страховой пенсии по старости с применением отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,7 (т.1 л.д.148-149).

Из решения ответчика следует, что при расчете страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации внесена вся заработная плата по наиболее выгодному варианту с января 1979 года по декабрь 1983 года. Отношение среднемесячного заработка Петренко Л.А. за указанный период (по справкам о заработной плате от 22.10.2004 года, от 22.10.2004 года, от 22.10.2004 года с применением районного коэффициента 1,5, составляет 2,024, которое в соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ ограничено максимальной величиной 1,4.

Суд первой инстанции согласился с указанной позицией ответчика об отсутствии оснований для перерасчета Петренко Л.А. размера выплачиваемой страховой пенсии по старости с применением повышенного районного коэффициента 1,5.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда, исходя из следующего.

Как следует из материалов пенсионного дела, для расчета страховой пенсии по старости Петренко Л.А. учтена заработная плата за период с декабря 1967 года и по декабрь 1984 года, из которых выбран наиболее выгодный вариант расчета за период 60 месяцев: с января 1979 года по декабрь 1983 года.

Согласно справкам о заработной плате от 22.10.2004 года, от 22.10.2004 года, от 22.10.2004 года, выданным ФГУП «10 Ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» МО РФ, истцу выплачивалась заработная плата с учетом районного коэффициента в размере 1,5 и полярная надбавка.

В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029, Мурманская область отнесена к районам Крайнего Севера.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и процентных надбавок для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента и процентной надбавки, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями (часть 2 статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации, статья 317 Трудового кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1).

Согласно п. 1 ст. 5 Закона Мурманской области от 29.12.2004 N 579-01-ЗМО "О государственных гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера" к заработной плате работников учреждений г. Мурманска, финансируемых из средств областного бюджета, применяется районный коэффициент 1,5.

Лицам, указанным в абзаце 1 подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера.

В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для определения расчетного размера трудовой пенсии учитывается, среди прочего, среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами; отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1,2.

В абзаце 11 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.04.2003 г. N 22 утверждено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации Разъяснение N 3 от 22.04.2003 г. "О порядке применения положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей".

В соответствии с п. 3 указанного разъяснения лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по состоянию на 1 января 2002 г. повышенное отношение заработков определяется в зависимости от размера районного коэффициента, установленного к заработной плате работников в том районе или местности, где проживают соответствующие лица.

Судебная коллегия отклоняет доводы ответчика о применении применение величины районного коэффициента для непроизводственной сферы - 1,4.

Ответчик не учел, что применение непроизводственного районного коэффициента возможно лишь в том случае, если в справке о заработке отсутствуют сведения о размере начисленного районного коэффициента.

Данный вопрос нашел разрешение и в пункте 4 вышеуказанного разъяснения Министерства труда и социального развития РФ от 22.04.2003 N 3, которым предусмотрено, что в случаях, когда в справке о заработке отсутствуют сведения о размере начисленного районного коэффициента, по желанию лица, подтвержденного письменным заявлением, повышенное отношение заработков устанавливается на основании сведений о размере непроизводственного районного коэффициента, установленного в том районе Крайнего Севера и приравненной к нему местности, где протекала трудовая деятельность лица, продолжительностью не менее одного полного месяца.

Из вышеуказанных справок о заработной плате, которые не были оспорены ответчиком, следует, что истцу во время работы в <адрес> в войсковой части 90124 с 07.12.1967 года по 01.01.1985 года был установлен районный коэффициент в размере 1,5.

В связи с этим, расчет размера пенсии ответчику следует определить с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера в размере 1,7 (п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона N 400-ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

В тоже время учитывая, что справки о заработной плате от 22.10.2004 года, от 22.10.2004 года, от 22.10.2004 года, выданные ФГУП «10 Ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» МО РФ, на дату расчета размера пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации – 01.01.2015 года находились в материалах пенсионного дела, следовательно, перерасчет размера пенсии с учетом справок о заработной плате должен быть произведен ответчиком с 01.01.2015 года.

Поскольку суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, в связи с чем постановил решение, не основанное на законе, то оно подлежит отмене, с принятием нового об удовлетворении требований Петренко Л.А.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Керченского городского суда Республики Крым от 12 января 2022 года отменить и принять новое.

Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым от 29.04.2021 года, произвести с 01 января 2015 года перерасчет страховой пенсии Петренко Людмилы Анатольевны с применением районного коэффициента в размере 1,5, указанного в справках о заработной плате № 2739-1 от 22.10.2004 года, № 2739-2 от 22.10.2004 года, № 2739-3 от 22.10.2004 года, выданных ФГУП «10 Ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод» МО РФ.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий                    И.И. Мотина

Судьи                                        А.М. Синани

                                                           И.А. Подлесная

33-3310/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Петренко Людмила Анатольевна
Ответчики
Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в г. Керчь РК
Другие
Котов Дмитрий Евгеньевич
Чернега Сергей Владимирович
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Мотина Ирина Ивановна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
15.03.2022Передача дела судье
07.04.2022Судебное заседание
18.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2022Передано в экспедицию
07.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее