Решение по делу № 2-5381/2022 от 11.04.2022

11RS0001-01-2022-006071-84 дело №2-5381/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Саенко О.Л.,

при секретаре Крыжевской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 22 августа 2022 года гражданское дело по иску Холоповой Оксаны Александровны к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании постановления незаконным, возложении обязанности включить в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем,

установил:

Холопова О.А. обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконным постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 02.03.2022 №3/551 в части отказа во включении её в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, и возложить на администрацию обязанность включить её в этот список.

В обоснование требований указала, что относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, однако, по не зависящим от неё причинам, не была поставлена на учет нуждающихся в жилье, а в настоящее время ответчик отказывает во включении в список детей-сирот по причине достижения ею возраста 23 лет.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.

В судебном заседании истец и её представитель требования поддержали.

Представитель ответчика и представитель третьего лица в суд не явились.

Ранее в ходе рассмотрения дела, представитель ответчика возражала против удовлетворения требований.

Заслушав объяснения истца и её представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

...

...

...

...

Решением Сыктывкарского городского суда от 16.11.2021 по делу №... истец признана лицом, оставшимся без попечения родителей.

16.02.2022 года истец обратилась в администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В этом же обращении истец просила установить факт невозможности её проживания в ранее занимаемом помещении (г....) в связи с тем, что площадь жилого помещения на каждого проживающего составляет менее учетной нормы.

02.03.2022 на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам предложено отказать истцу во включении в список в связи с достижением ею возраста 38 лет, поэтому вопрос о праве граждан данной категории может быть разрешен в судебном порядке. В то же время комиссией установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: г.... в связи с тем, что оно признано непригодным для проживания.

Протокол заседания комиссии от 02.03.2022 №7 утвержден Постановлением администрации от 02.03.2022 №3/551.

Истец с отказом администрации во включении в список не согласна, полагает, что имеет право на обеспечение жильем муниципального специализированного жилищного фонда.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ)

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа, до указанного возраста.

При этом в пункте 9 статьи 8 Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Ранее жилищное обеспечение указанной категории лиц осуществлялось по договорам социального найма (пункт 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции до 01.01.2013).

Действовавшей до 01.03.2005 статьей 37 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются вне очереди жилые помещения по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Действовавшая в период с 01.03.2005 до 01.01.2013 редакция пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривала, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2013, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Федеральным законом от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в том числе в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996, положения которой с 01.01.2013 предусматривают, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, при решении вопроса о возможности или невозможности предоставления детям-сиротам жилого помещения в качестве меры социальной поддержки суду необходимо проверить наличие (отсутствие) закрепленного за ними жилого помещения, устанавливать его правовой статус, а также наличие или отсутствие возможности вселения истца в указанное жилое помещения и проживания в нем.

В ходе рассмотрения дела установлено, что постановлением главы администрации г.Сыктывкара от 06.12.1996 №12/2585 за истцом сохранено право пользования жилым помещением по адресу: ... в котором она была зарегистрирована по месту регистрации ...

Жилое помещение относится к муниципальному жилищному фонду, нанимателем которого являлся ... Г.М. (...). Квартира имеет общую площадь 39,2 кв.м., жилую 25,3 кв.м.

На момент достижения истцом 18 лет (** ** **) и 23 лет (** ** **) в квартире №... помимо неё сохраняли регистрацию ... Н.А. (...) и ... А.Г. (...), однако фактически в квартире проживали ещё и ... Д.А., ... и ... Н.В. ... вселенные ... А.Г. в качестве членов его семьи.

Обстоятельства своего вселения и фактического проживания с сыном ... Д.А. и супругом ... А.Г. в квартире по ... подтвердила в суде свидетель ... Н.В.

Таким образом, на каждого лица, имеющего право пользования жилым помещением, приходилось по 7,8 кв.м. общей (39,2 : 5) и по 5 кв.м. жилой площади (25,3:5), что ниже учетных норм, установленных Постановлением Совмина Республики Коми, Совета Коми республиканской федерации профсоюзных организаций от 12.03.1993 №132 (7 кв.м. жилой на каждого) и решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.11.2005 №20/11-282 (10,5 кв.м. общей площади на каждого), в связи с чем, в силу положений статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР истец являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, а исходя из положений подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ факт того, что общая площадь квартиры, приходящееся на одно лицо, менее учетной нормы, свидетельствует о том, что проживание истца в этом жилом помещении было не возможно.

При указанных обстоятельствах истец имела право на обеспечение жильем.

В настоящее время истец пригодного для проживания жилого помещения на условиях социального найма или в собственности не имеет.

Отсутствие истца на учете для получения жилья до достижения 23 лет как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, само по себе не может служить безусловным основанием для отказа в обеспечении жильем, поскольку причины, по которым она не могла встать на такой учет и реализовать свое право на получения жилого помещения специализированного жилищного фонда, следует признать уважительными.

По делу установлено, что не обращение истца с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилом помещении было связано с не установлением её статуса лица, оставшегося без попечения родителей как в административном, так и в судебном порядке до ноября 2021 года.

При наличии с февраля 1986 года законных оснований к лишению отца истца родительских прав (в связи с совершением убийства матери) администрация детского дома обратилась в суд с иском в 1998 году, от которого впоследствии отказалась.

Вместе с тем, указанные обстоятельства не могут быть поставлены в вину истцу и отразиться на её правах, гарантированных законом, и не могут являться основанием для лишения истца, как лица из числа детей-сирот, нуждающегося в предоставлении жилья, права на его получение.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о сохранении за истцом права на обеспечение жилым помещением, возникшего ранее, поэтому её требования являются обоснованными.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Холоповой Оксаны Александровны (...) удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 02.03.2022 №3/551 об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 02.03.2022 №7 в части отказа Холоповой Оксане Александровне во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» включить Холопову Оксану Александровну в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, с даты обращения – 16.02.2022.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 31.08.2022.

Председательствующий                 О.Л. Саенко

2-5381/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Саенко Ольга Леонидовна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
11.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2022Передача материалов судье
18.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.05.2022Предварительное судебное заседание
13.07.2022Судебное заседание
27.07.2022Судебное заседание
29.07.2022Судебное заседание
22.08.2022Судебное заседание
31.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее