Решение по делу № 33-11127/2022 от 27.10.2022

Судья: Гуляева Т.С.              Дело №33-11127/2022 (№ 2-1274/2022)

Докладчик: Першина И.В.              УИД: 42RS0002-01-2022-001395-92

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«29» ноября 2022 года                                    г. Кемерово

          Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Першиной И.В.,

судей Полуэктовой Т.Ю., Сучковой И.А.,

при секретаре Черновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Першиной И.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ворониной А.В. – Викторовой А.А. на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 23 августа 2022 года

по иску Ворониной Анастасии Владимировны к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик» о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов,

                                          УСТАНОВИЛА:

Воронина А.В. просит взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик» (ООО «Теплоэнергетик») неполученную заработную плату за 2018 год в размере 395 703, 76 руб., за 2020 год в размере 438 022, 93 руб., за 2021 год в размере 344 977, 18 руб., обязать ответчика производить оплату труда в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации с ежегодной индексацией оклада, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., расходы на оказание юридической помощи в размере 45 000 руб.

Иск обоснован тем, что ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора она была принята на работу в ООО «Теплоэнергетик» на должность <данные изъяты>, ей установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., доплата в размере <данные изъяты>% от основного оклада за вредные условия труда, выплачиваемые в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ ей было поручено в порядке совмещения профессий (должностей) выполнение обязанностей в связи с недокомплектом численности трудящихся на участке № 2 с доплатой в размере <данные изъяты>% от основного оклада. Данное соглашение действовало до ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ она переведена на должность <данные изъяты> с должностным окладом <данные изъяты> руб.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ ей установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб. и доплата в размере <данные изъяты>% от основного оклада за вредные условия труда в месяц, выплачиваемые в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством.

В декабре 2016 вступило в действие Отраслевое тарифное соглашение (ОТС) в ЖКХ РФ на 2017-2019, заключённое между Профсоюзом жизнеобеспечения и Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения. Действие указанного ОТС пролонгировано до 31.12.2022.

Согласно ответа Государственной инспекции труда в Кемеровской области от 12.01.2021 ООО «Теплоэнергетик» считается присоединившимся к ОТС и обязан соблюдать его условия.

Согласно п. 2.3 ОТС минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению.

В соответствии с Приложением № 1 для организаций коммунального теплоснабжения установлена месячная тарифная ставка рабочих 1 разряда на 01.01.2018 - 9907 руб., на 01.01.2019 - 10303 руб.

В соответствии с таблицей № 1 Положения «Об оплате труда трудящихся ООО «Теплоэнергетик»» тарифный коэффициент рабочего 3 разряда - 1,69.

Приказом от 31.03.1999 № 81 «Об утверждении методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено, что каждый работник предприятия ЖКХ в пределах Единой тарифной сетки имеет свой тарифный коэффициент, который соотносится к тарифному коэффициенту первого разряда, принятому за единицу.

Ее тарифная ставка как <данные изъяты> с учетом условий ОТС и Положения «Об оплате труда трудящихся ООО «Теплоэнергетик» должна составлять на 01.01.2018 - 16742, 83 руб., на 01.01.2019 - 17412,07 руб., на 01.01.2020 - 18108, 55 руб., на 01.01.2021 - 18832,89 руб.

Фактически ее тарифная ставка значительно ниже, что является нарушением трудовых прав.

Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 09.03.2022 в ее пользу с ответчика взыскана невыплаченная заработная плата в размере <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

В решении суда указано, что в соответствии с заключением эксперта АНО «Кемеровский центр судебных экспертиз» № сумма заработной платы истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом ОТС и коллективного договора на 2019 год составляет <данные изъяты> руб. Разница между выплаченной ответчиком заработной платой за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и заработной платой, рассчитанной с учетом ОТС и коллективного договора на 2019, составила <данные изъяты> руб.

Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 14.07.2021 с ответчика за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ взысканы <данные изъяты> руб.

Неправомерными действиями ответчика ей причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях.

Определением от 29.04.2022 в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Государственная инспекция труда в Кемеровской области.

Истец Воронина А.В., представитель третьего лица Государственная инспекция труда в Кемеровской области в судебное заседание не явились.

Представитель истца Ворониной А.В. – Викторова А.А. в судебном заседании иск поддержала.

Представители ответчика ООО «Теплоэнергетик» Спиричева Л.С., Бабушкина О.А. возражали против иска, заявили о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскании задолженности за период 2018, 2020, январь-февраль 2021.

Решением суда постановлено:

«В удовлетворении искового заявления Ворониной Анастасии Владимировны к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик» о взыскании невыплаченной заработной платы отказать в полном объеме».

В апелляционной жалобе представитель истца Ворониной А.В. – Викторова А.А. (копия доверенности от ДД.ММ.ГГГГ – на л.д. 121 т.2) просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, взыскать расходы на составление апелляционной жалобы в размере 6 000 руб.

Указывает, что, отказывая в иске, суд первой инстанции в решении указал, что долгосрочные тарифы ООО «Теплоэнергетик» установлены РЭК Кемеровской области до принятия ОТС с учетом затрат на оплату труда без учета ОТС, в связи с чем расходы по оплате труда исходя из ОТС ответчику не возмещались в тарифах, и возложение на ответчика обязанности по выполнению обязательств перед работниками по оплате труда в повышенных размерах исходя из условий ОТС, необоснованно.

Согласно пунктов 1, 3, 4 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае заключения между теплоснабжающей организацией и потребителем долгосрочного договора теплоснабжения (на срок более чем один год) орган регулирования устанавливает долгосрочный тариф на реализуемую потребителю тепловую энергию (мощность), определенный в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Система долгосрочного тарифного регулирования в сфере теплоснабжения определена Основами ценообразования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075, и предусматривает использование, в том числе, метода долгосрочной индексации установленных тарифов.

При регулировании тарифов в сфере теплоснабжения методом долгосрочной индексации применяются положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Федеральной службой по тарифам от 13.06.2013 N 760-э, согласно которым тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования (пункт 7).

Пунктом 42 Основ ценообразования установлено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Из анализа приведенных положений следует, что при определении регулирующими органами тарифов на услуги в сфере теплоснабжения, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, учитывается фонд оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, поскольку указанные тарифы определяются на основании долгосрочных параметров регулирования, к которым относится, в том числе и базовый уровень подконтрольных расходов, включающий в качестве составляющей фонд оплаты труда.

Основами ценообразования и Методическими указаниями не предусмотрена формула расчета (корректировки) подконтрольных расходов, включая фонд оплаты труда, на долгосрочный период регулирования, а предусмотрены лишь составляющие, учитываемые при расчете (корректировке) необходимой валовой выручки, которая содержит все расходы регулируемой организации, и не содержат положений, запрещающих работодателям или ограничивающих их в индексации заработной платы и предусматривают возможность корректировки валовой выручки, в которую входят все расходы регулируемой организации, в том числе и фонд оплаты труда.

Вопреки выводам суда на момент заключения концессионного соглашения действовало ОТС 2014-2016 г.г., в связи с чем ответчик, не отказавшись от присоединения к данному ОТС, а также к ОТС на 2016-2017г.г., заключило концессионное соглашение, не учитывая размер заработной платы в соответствии с положениями ОТС. Данные действия противоречат Основам ценообразования и нарушают трудовые права и гарантии работников.

Увеличение операционных расходов в связи с увеличением заработной платы не влияет на доступность услуг для потребителей, поскольку пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении установлено, что регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется, в том числе, в соответствии с определением размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.

Более того, в соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования, пунктом 33 Правил регулирования цен расходы, связанные с регулируемой деятельностью, не могут быть включены в необходимую валовую выручку только в случае их экономической необоснованности. Вместе с тем, Основами ценообразования не предусмотрено превышение предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги в качестве основания для исключения из необходимой валовой выручки экономически обоснованных расходов и доходов регулируемой организации.

Правоотношения, возникающие в связи с превышением названного предельного индекса, подлежат урегулированию уполномоченным органом субъекта Российской Федерации с учетом действующих норм федерального законодательства в указанной сфере, возможности установления льготных тарифов, выплаты субсидий в целях возмещения организации, осуществляющей теплоснабжение, недополученной выручки.

Постановлением Губернатора Кемеровской области-Кузбасса ежегодно утверждаются предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Кемеровской области - Кузбасса.

        Поскольку ответчик в нарушение ст. 48 ТК РФ не изъявил желание отказаться от присоединения к ОТС, он должен в полной мере соблюдать его условия.

      Указание суда на то, что работодатель сам с учетом финансового положения может решать соблюдать\не соблюдать условия ОТС, противоречит основным задачам трудового законодательства, которыми являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

           Суд отказал истцу в восстановлении пропущенного срока, но не указал, почему не приняты доводы истца о соблюдении срока, не указал, почему счел причины пропуска срока неуважительными.

          В решении суд указал, что поскольку в действующей в отношении истца системе отплаты труда отсутствует межразрядная сетка для работников общества, обоснованный вывод о том, что минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда учтена в должностном окладе истца, сделать невозможно, должностной оклад работника не ставится в зависимость от ММТС и положения ОТС к истцу не применяются.

         Считает данный вывод ошибочным, поскольку в соответствии с положениями коллективного договора от 01.02.2021 на предприятии установлена тарификация работ и присвоение квалификации рабочим, специалистам и служащим по действующему ЕТКС работ и профессий рабочих, а также установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда (пункты 4.3, 4.5).

            Должность истца является рабочей и предусматривает присвоение разряда, в соответствии с условиями ОТС оклад должен быть проиндексирован (аналогичная позиция указана в судебной практике, представленной ответчиком).

           В соответствии с п. 2.4 ОТС минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда уточняется сторонами по итогам года и устанавливается в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации на основании данных Федеральной службы государственной статистики.

         Аналогичное условие содержится в ст. 134 ТК РФ.

         Приложением № 1 к ОТС установлены месячные тарифные ставки рабочих первого разряда на 2017-2019годы.

         Совместным письмом общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения и общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения были проиндексированы минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2022 -2023 годы более, чем на 4% ежегодно, в связи с тем, что по официальному сообщению Федеральной службы государственной статистики сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в 2020 - 2021 годах значительно превысил плановый показатель 4%.

          Таким образом, тарифная ставка рабочих первого разряда в соответствии с ОТС до 2022 должна индексироваться на 4% ежегодно, что соответствует размерам установленных ОТС тарифных ставок в 2017-2019гг.

           Ссылаясь на положения ст. 195, 198 ГПК РФ, полагает, что в решении отсутствуют мотивы, по которым суд отклонил довод истца о нарушении работодателем трудовых прав работника в части неначисления заработной платы в соответствии с условиями ОТС, с учетом заключенного концессионного соглашения.

            Согласно ст. ст. 88, 94, 98, 100 ГПК РФ с ООО «Теплоэнергетик» в пользу Ворониной А.В. подлежат взысканию расходы по оплате услуг юриста по составлению апелляционной жалобы в размере 6 000 руб.

           Представителем ООО «Теплоэнергетик» Спиричевой Л.С. на апелляционную жалобу принесены возражения.

           О времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежаще. В судебное заседание истец Воронина А.В., представитель государственной инспекции труда в Кемеровской области не явились. Сведений о причине неявки в суд не представили.

          В соответствии со ст. 167 ч.3, ст. 327ч. 1 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

          Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, заслушав представителей ООО «Теплоэнергетик» Вяткину Е.Н. и Ежову Н.А., возражавших против апелляционной жалобы, просивших решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

        Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ Воронина А.В. была принята на работу в ООО «Теплоэнергетик» на должность <данные изъяты> на участок № 2. По условиям трудового договора ей установлен сменный режим работы, должностной оклад в размере <данные изъяты> руб. в месяц, надбавка за вредные условия труда <данные изъяты> к окладу.

        Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в трудовой договор в части установления в порядке совмещения профессий (должностей) выполнение обязанностей в связи с недокомплектом численности трудящихся на участке № 2 с установлением доплаты в размере <данные изъяты>% от основного оклада. Соглашение действовало с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

        На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ Воронина А.В. переведена на участок № 2 по профессии (должности) <данные изъяты>, с должностным окладом <данные изъяты> руб. в месяц, надбавкой <данные изъяты>% за вредные условия труда.

        Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в абз.1 п.5.1 разд.5 трудового договора в части размера должностного оклада - оклад установлен в размере <данные изъяты> руб.

         Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 22.10.2020 (гражданское дело ) Воронина А.В. восстановлена на работе в должности <данные изъяты> в ООО «Теплоэнергетик» с 10 февраля 2020 года.

        Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 14.07.2021 (гражданское дело ) с Общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнергетик» в пользу Ворониной А.В. взыскан средний заработок за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

        Приказом от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления Ворониной А.В. ей отменено выполнение обязанностей <данные изъяты> и доплата в размере <данные изъяты>% от основного оклада за совмещение должностей.

        Разрешая дело, суд первой инстанции на основании ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 20, ч.1 ст. 21, ч. 2 ст. 22, ст. 57, ст. 129, ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации пришел к выводу, что при разрешении споров о наличии задолженности по заработной плате подлежат применению локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, а также условия трудовых договоров. Также суд указал, что долгосрочные тарифы ООО «Теплоэнергетик» установлены РЭК Кемеровской области до принятия ОТС с учетом затрат на оплату труда без учета ОТС, что дает ответчику право отступать (корректировать) минимальный размер тарифной ставки рабочего первого разряда, когда при установлении тарифов по оплате услуг ЖКХ не учитываются фактические расходы работодателя, предусмотренные отраслевым или региональным соглашением. Суд указал на пропуск истцом срока обращения в суд, установленного частью 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, по требованиям о взыскании задолженности по заработной плате за период 2018,2020 годов, за январь - февраль 2021 года. При этом суд не усмотрел оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд, указав на отсутствие к тому законных оснований.

           Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не могут служить основанием для отмены решения суда ввиду следующего.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абз. 5 части 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (часть 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

В соответствии с частями 1, 2, 4, 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором, в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно части 1 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

В соответствии с частью 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В соответствии с частями 1, 4, 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

В соответствии с частью 11 статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

В соответствии с пунктом 2.3 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы" (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016) (ред. от 03.08.2018) минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению N 1 к настоящему Соглашению, в соответствии с которым минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2017 г. установлена - 9526 рублей, на 1 января 2018 г. - 9907 рублей, на 1 января 2019 г. - 10303 рубля.

Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда (МРОТ) и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.

При регулировании досрочных тарифов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения расходы на оплату труда включаются в состав операционных расходов - расходов регулируемой организации, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности, величина которых зависит от деятельности регулируемой организации и в отношении которых регулируемая организация должна принимать меры по их снижению.

Согласно пункту 1.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016) (ред. от 03.08.2018) в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность.

В случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов Организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации.

Из материалов дела видно, что 22.09.2016 между муниципальным образованием «Беловский городской округ» и ООО "Теплоэнергетик" заключено концессионное соглашение, по условиям которого для ООО "Теплоэнергетик" установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера на срок с 2016 года по 2025 год.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 15.12.2016 N 516 ООО "Теплоэнергетик" установлены долгосрочные параметры регулирования и долгосрочные тарифы на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Белово с 2016 по 2025 годы методом индексации, при утверждении тарифов расходы работодателя на оплату труда работников с учетом тарифов, установленных Отраслевым тарифным соглашением на 2017 - 2019 годы, не учитывались.

Из расчетных листков заработной платы истца, сведений об учете рабочего времени Ворониной А.В. видно, что в спорный период размер ее заработка соответствовал требованиям статей 133, 133.1, 135 Трудового кодекса Российской Федерации и Отраслевого тарифного соглашения, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска и взыскания в пользу истца задолженности по заработной плате.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при определении регулирующими органами тарифов на услуги в сфере теплоснабжения, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, учитывается фонд оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, механизм определения тарифов на услуги в сфере теплоснабжения не содержит положений, запрещающих или ограничивающих работодателя в возможности индексации заработной платы работников с учетом положений отраслевого тарифного соглашения, предусматривает возможность корректировки валовой выручки, в которую входят все расходы регулируемой организации, в том числе и фонд оплаты труда, являются необоснованными.

Пункты 2, 5, 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определяют общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, в частности, обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами, соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала.

Одним из основных принципов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями (пункт 8 части 1 ст.7).

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

В соответствии пунктом 2 части 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" одним из методов регулирования цен (тарифов) в указанной сфере является метод индексации установленных тарифов.

Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" государственное регулирование цен (тарифов) с применением метода индексации установленных тарифов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и применяется к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на 2014 год и последующие годы.

В силу пунктов 1, 3, 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, основы ценообразования определяют основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, регулируемые цены (тарифы) на товары и услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой регулируемой организации и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. К регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными тарифами (пункт 4 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, долгосрочные параметры регулирования - параметры расчета тарифов, устанавливаемые органом регулирования на долгосрочный период регулирования, в течение которого они не пересматриваются; долгосрочный период регулирования - период длительностью более одного расчетного периода регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы); долгосрочные тарифы - тарифы в сфере теплоснабжения, установленные на долгосрочный период регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемых организаций в числовом выражении или в виде формул.

В соответствии с пунктом 95 концессионного соглашения от 22.09.2016 между муниципальным образованием Беловский городской округ и ООО "Теплоэнергетик" регулирование тарифов на производимые и реализуемые концессионером товары, оказываемые услуги осуществляется в соответствии с методом индексации. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочные параметры регулирования тарифов, определенные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения) приведены в приложении N 8 к настоящему Соглашению. В соответствии с указанными долгосрочными параметрами регулирования тарифов концессионера осуществляется установление тарифов концессионера в течение срока действия настоящего Соглашения.

Базовый уровень операционных расходов на начало очередного долгосрочного периода устанавливается в соответствии с базовым уровнем операционных расходов, приведенным в приложении N 8 к настоящему Соглашению с использованием индексов количества активов, принимаемых в расчет тарифов, фактических индексов потребительских цен по данным Росстата, а в случае, когда фактический индекс не известен, - с использованием прогнозных индексов потребительских цен, указанных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). Учет индекса количества активов осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения.

Согласно постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 15.12.2016 N 516 базовый уровень операционных расходов, указанный в приложении N 8 к концессионному соглашению, был учтен при установлении тарифов ООО "Теплоэнергетик".

Поскольку Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 15.12.2016 N 516 в совокупности с концессионным соглашением от 22.09.2016 для ООО "Теплоэнергетик" были установлены долгосрочные тарифы с применением метода индексации на теплоснабжение на 2016-2025 годы, которые не подлежали пересмотру в течение срока их действия, долгосрочные тарифы установлены Региональной энергетической комиссией Кемеровской области до официального опубликования Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, расходы по оплате труда исходя из установленной данным соглашением минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда ООО "Теплоэнергетик" в установленных тарифах не возмещались, полагаем, что отсутствуют правовые основания для возложения на ООО "Теплоэнергетик" обязанности по выплате истцу заработной платы с 1 января 2018 по 31 декабря 2018, с 01 января 2020 по 31 декабря 2020, с 01 января 2021 по 31 декабря 2021 исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда, и полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), установленной в Приложении N 1 к указанному Соглашению.

Согласно части 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей.

Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016) (ред. от 03.08.2018), допуская в случае установления регулирующими органами тарифов на жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, право работодателей корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов организаций, обязывает работодателя обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже размера минимального уровня оплаты труда, установленного в субъекте Российской Федерации (пункт 1.9 ОТС).

Региональными соглашениями о минимальной заработной плате для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

              Кузбасское региональное соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2019 - 2021 годы, Кузбасское региональное соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2016 - 2018 годы (утратило силу с 1 января 2019 года в связи с истечением срока действия, установленного пунктом 7.2 раздела 7 данного документа), не распространяются на организации, осуществляющие свою деятельность в сфере регулируемого ценообразования, для которых основным видом деятельности является, в том числе, оказание жилищных, коммунальных услуг, каковым является и ООО «Теплоэнергетик».

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 7 декабря 2017 г. N 38-П, не менее МРОТ должна быть месячная заработная плата (а не оклад или тарифная ставка) работника, отработавшего месячную норму рабочего времени и выполнившего нормы труда.

         Исходя из размера заработной платы истца в течение спорного периода, сведений об учете ее рабочего времени размер заработной платы истца соответствует приведенным выше требованиям.

Согласно части 2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (часть 5 ст. 392 ТК РФ).

В абзаце пятом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Разъяснения по вопросам пропуска работником срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора содержатся также в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" (далее также - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15) и являются актуальными для всех субъектов трудовых отношений.

В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п. (абзац первый пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15).

Суд первой инстанции поставил на обсуждение сторон вопрос о причинах пропуска истцом срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и обоснованно пришел к выводу о пропуске данного срока по требованиям, относящимся к 2018, 2020, январю-февралю 2021, без уважительных причин, указал в решении на то, что приведенные стороной истца в обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока обращения в суд обстоятельства, не препятствовали истцу своевременно обратиться в суд с соответствующим иском. Мотивы, по которым суд пришел к такому суждению, согласно пункта 2 части четвертой статьи 198 ГПК РФ приведены в решении. Оснований не согласиться с выводами суда не имеется.

В удовлетворении заявления о взыскании в пользу истца расходов на оплату услуг представителя в размере 6000 руб. за составление апелляционной жалобы не имеется, поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отказано.

          На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 23 августа 2022 года в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

       Председательствующий-                                    И.В.Першина

Судьи-                                                                  И.А.Сучкова

                                                                                Т.Ю.Полуэктова

Мотивированное апелляционное определение составлено 01.12.2022.

33-11127/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Воронина Анастасия Владимировна
Ответчики
ООО Теплоэнергетик
Другие
Государственная инспекция труда в КО
Викторова Анастасия Владимировна
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Першина Ирина Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
28.10.2022Передача дела судье
24.11.2022Судебное заседание
29.11.2022Судебное заседание
02.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2022Передано в экспедицию
29.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее