Материал № 12-2/2022
Решение
Именем Российской Федерации
10 января 2022 года г. Алатырь
Судья Алатырского районного суда Чувашской Республики Кончулизов И.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица
Балясникова А. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> АССР, проживающего по адресу: <адрес>, работающего начальником стрелковой команды № 12 станции Алатырь Казанского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Горьковской железной дороге (далее - начальник СК-12, ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге)
на постановление заместителя начальника Управления – начальника центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Чувашской Республике-Чувашии (далее - начальника ЦЛРР Росгвардии по Чувашской Республике-Чувашии) подполковника полиции Краснова В.П. № от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением заместителя начальника Управления – начальника ЦЛРР Управления Росгвардии по Чувашской Республике-Чувашии подполковника полиции Краснова В.П. № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – начальник СК-12 Казанского отделения ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге Балясников А.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В качестве обстоятельств совершения административного правонарушения в постановлении о назначении административного наказания указано, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ЦЛРР Управления Росгвардии по Чувашской Республике-Чувашии была проведена проверки организации хранения и использования служебного оружия стрелковой команды № 12 станции Алатырь Казанского отряда ведомственной охраны – структурного подразделения ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге. В ходе проверки установлено, что Балясников А.И., являясь должностным лицом, ответственным за учет, организацию, хранение, выдачу, использование, транспортировку оружия, патронов и специальных средств подразделения СК-12, расположенного в <адрес> (<адрес>), в нарушение требований пункта 143 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России № 228 от 12.04.1999 года, принимает оружие на временное хранение от работников других подразделений ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге, не имея на это разрешение серии РХ, а также выдает оружие работникам, за которыми оно не закреплено.
Начальник СК-12 Балясников А.И., не согласившись с указанным постановлением, обратился в Алатырский районный суд Чувашской Республики с жалобой на предмет его отмены.
Жалоба мотивирована тем, что позиция Управления Росгвардии по Чувашской Республике-Чувашии основана на неверном толковании закона и не может быть принята во внимание исходя из следующего.
При проведении проверки комиссия руководствовалась инструкцией по организации работы ОВД по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России № 228 от 12.04.1999 года (далее - Инструкция № 288), в то время как порядок учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки специальных средств, стрелкового и служебного оружия и патронов к нему в подразделениях ведомственной охраны ФГП ВО ЖДТ России регламентированы специальным нормативным актом – Инструкцией о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему», утвержденной Приказом Росжелдора № 232 от 24.05.2011 года (далее - Инструкция № 232).
В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции № 232 хранение оружия и патронов к нему в СК-12 осуществляется на основании выданного органом внутренних дел разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему. Хранение оружия и боеприпасов, принятых от работников других подразделений осуществляется в отдельном металлическом шкафу, имеющем в соответствии с пунктами 3.7, 39 указанной Инструкции, соответствующую бирку на внешней стороне двери.
В соответствии с пунктом 143 Инструкции № 288 для осуществления временного хранения или смешанных режимов хранения (постоянное и временное) при выполнении требований настоящей Инструкции выдается разрешение серии РХ с отметкой «для временного хранения оружия и патронов», если на это помещение ранее не выдавалось разрешение оной из обозначенных серий.
При организации смешанного режима хранения на действующих объектах постоянного хранения оружия и (или) патронов, имеющих разрешения названных серий, второе разрешение для временного хранения не выдается, временное хранение осуществляется на основании уже выданного разрешения.
На момент проверки ДД.ММ.ГГГГ в СК-12 имелось Разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему № на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На дату проверки отсутствовало Разрешение на хранение оружия пистолета 9 мм ПМ. Вместе с тем Разрешением на хранение и использование оружия и патронов к нему № разрешалось хранение и использование стрелковой команде № 12 вида оружия – 9 мм ПМ, то есть второго разрешения для этого не требуется.
В соответствии с абзацем 3 пункта 4.21 Инструкции № 232 оружие, не закрепленное за работником, может быть выдано ему по письменному распоряжению директора филиала (начальника) отряда, когда у работника на данный вид оружия имеется разрешение на его хранение и ношение. В этой части действует приказ начальника Казанского отряда ведомственной охраны структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ РФ на Горьковской железной дороге № 160 от 02.03.2018 года, согласно пункту 1 которого разрешена выдача работникам СК-12 станции Алатырь не закрепленного за ними оружия, при наличии у них разрешения на хранение и ношение данного вида оружия.
ДД.ММ.ГГГГ Балясников А.И. дополнительно получил Разрешение на хранение оружия серии № отдельно по виду оружия – 9 мм ПМ-10 единиц. На дату составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ такое Разрешение у него было.
В протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении должностными лицами не указано, на какой конкретно вид оружия отсутствует Разрешение.
Заявитель просит отменить указанное постановление начальника ЦЛРР Управления Росгвардии по Чувашской Республике-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ, так как в его действиях отсутствует событие и состав административного правонарушения.
Одновременно, Балясников А.И. обратился в суд с ходатайством о восстановлении срока на обжалование постановления должностного лица, которое мотивировано тем, что в течение десятидневного срока, предусмотренного на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, он не смог его обжаловать, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ находился на больничном по листку нетрудоспособности №.
Начальник СК-12 Балясников А.И. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал по изложенным в ней основаниям.
Старший инспектор ЦЛРР Управления Росгвардии по Чувашской Республике-Чувашии ФИО3, а также представители Управления Майков В.А. и Алякин А.Ю., действующие на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании доводы Балясникова А.И. не признали и просили оставить постановление по делу об административном правонарушении без изменения. По существу жалобы представили отзыв на жалобу Балясникова А.И. на постановление по делу об административном правонарушении.
Согласно отзыву на основании приказа начальника Управления Росгвардии по Чувашской Республике-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка организации хранения и использования служебного оружия стрелковой команды № 12 станции Алатырь Казанского отряда ведомственной охраны — структурного подразделения филиала ФГП «ВО ЖДТ России» на Горьковской железной дороге, расположенной по адресу: <адрес>
В ходе проведенной плановой проверки были выявлены нарушения п. 143 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России № 288 от 12.04.1999 года.
Вышеуказанным подразделением принималось на временное хранение оружие от работников других подразделений ФГП ВО ЖДТ России, хотя разрешения на это не имелось. Согласно п. 143 Инструкции № 288 для осуществления временного хранения или смешанных режимов хранения при выполнении требований настоящей Инструкции выдается разрешение серии РХ с отметкой "для временного хранения оружия и патронов".
Также выявлено нарушение, выразившееся в выдаче работнику подразделения незакрепленного за ним оружия. Согласно п. 143 Инструкции № 288 оружие, не закрепленное за конкретным работником, может выдаваться только по письменному распоряжению руководителя юридического лица. На момент проверки такое распоряжение юридического лица отсутствовало.
Стрелковая команда № 12 станции Алатырь Казанского отряда ведомственной охраны является структурным подразделением филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» на Горьковской железной дороге.
Положение о ведомственной охране Федерального агенства железнодорожного транспорта утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 года № 540.
В соответствии п. 19 указанного Положения приказом Росжелдора от 24 мая 2011 года № 232 утверждена Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему (Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.07.2011 № 21272).
Пунктом 3.3 Инструкции № 232 от 24.03.2011 года установлено, что комната хранения оружия и патронов должна соответствовать требованиям, установленным Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288, частью которого является Инструкция № 288.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции № 288 от 12.04.1999 года она регулирует:
вопросы, связанные с выдачей лицензий на коллекционирование или экспонирование гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, а также устанавливает требования к сохранности и безопасности хранения гражданского и служебного оружия и патронов к нему, направленные на исключение доступа к ним посторонних лиц;
разграничивает компетенцию должностных лиц органов внутренних дел по осуществлению контрольных функций в сфере оборота оружия и патронов;
определяет требования к юридическим лицам и гражданам при реализации законных прав, связанных с использованием оружия, а также систему мер по обеспечению безопасности при владении оружием;
устанавливает обязательные требования по ведению учета оружия и патронов.
Таким образом, требования Инструкции № 288 обязательны на территории Российской Федерации для всех лиц, использующих и осуществляющих хранение оружия и патронов к нему.
Инструкция № 232 от 24.03.2011 года разработана во исполнение приказа МВД России от 12 апреля 1999 года № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814», которым утверждена Инструкция № 288 и должна соответствовать его требованиям.
При таких обстоятельствах, ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» обязано в своей деятельности руководствоваться Инструкцией № 288, независимо от соблюдения требования Инструкции Росжелдора № 232.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела об административном правонарушении и представленные документы, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный Закон об оружии), положения которого распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию.
В соответствии со статьей 22 данного Федерального закона хранение служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение оружия; служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц; требования к условиям хранения различных видов служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему.
Указанные Правила в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" регулируют оборот гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов (составных частей патронов) к нему, включая производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации.
Исключение, из данных правил составляет оружие, представляющее собой культурную ценность.
Пунктами 54-55 названного Постановления предусмотрено, что хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
Юридические лица после получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.
Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах. При этом объемы хранения патронов в заводских упаковках, сейфах или металлических шкафах определяются комиссией, образуемой в установленном порядке, исходя из требований противопожарной безопасности.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814" утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа начальника Управления Росгвардии по Чувашской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка организации хранения и использования служебного оружия стрелковой команды № 12 станции Алатырь Казанского отряда ведомственной охраны — структурного подразделения филиала ФГП «ВО ЖДТ России» на Горьковской железной дороге, расположенной по адресу: <адрес>
В ходе проведенной плановой проверки были выявлены нарушения п. 143 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России № 288 от 12.04.1999 года.
Нарушения выразились в том, что вышеуказанным подразделением принималось на временное хранение оружие от работников других подразделений ФГП ВО ЖДТ России, на что не было соответствующего разрешения. Согласно п. 143 Инструкции № 288 для осуществления временного хранения или смешанных режимов хранения при выполнении требований настоящей Инструкции выдается разрешение серии № с отметкой "для временного хранения оружия и патронов".
Так, согласно книге выдачи и приема оружия и патронов, имеющейся в материалах дела об административном правонарушении, в подразделении Стрелковой команды № 12 хранилось и выдавалось оружие: ФИО - ДД.ММ.ГГГГ; ФИО1 – ДД.ММ.ГГГГ, которые не являются работниками этого подразделения.
Кроме того, согласно п. 143 Инструкции № оружие, не закрепленное за конкретным работником, может выдаваться только по письменному распоряжению руководителя юридического лица. На момент проверки такое распоряжение юридического лица отсутствовало.
Согласно приказу начальника ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге № от ДД.ММ.ГГГГ за работником стрелковой команды № 12 ФИО2 закреплено огнестрельное боевое оружие пистолет №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, что отражено в книге учета и персонального закрепления оружия указанного подразделения СК № 12. Согласно книге выдачи и приема оружия и патронов, имеющейся в материалах дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выдавалось оружие - пистолет №, которое согласно вышеуказанному приказу за ним не закреплено, а закреплено за Балясниковым А.И.
Указанные обстоятельства Балясников А.И. не отрицал в ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ и не отрицает в судебном заседании.
Стрелковая команда № 12 станции Алатырь Казанского отряда ведомственной охраны является структурным подразделением филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» на Горьковской железной дороге.
Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 года N 540.
В соответствии п. 19 указанного Положения приказом Росжелдора от 24 мая 2011 года N 232 утверждена Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему.
Пунктом 3.3. Инструкции N 232 установлено, что комната хранения оружия и патронов должна соответствовать требованиям, установленным Приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288, частью которого является Инструкция № 288.
Пунктом 3.7 Инструкции N 232 установлено, что оружие и патроны должны храниться в металлических шкафах (сейфах), толщина стенок которых должна быть не менее 2-х мм с надежным внутренним или навесным замком, опечатанными мастичными печатями или пломбами, образцы которых должны находиться на стенде документации.
Сейфы, шкафы, пирамиды, ящики и стеллажи размещаются в помещениях не ближе 1,5 м от входных дверей и 0,5 м от оконных проемов. Ящики с сигнальными, осветительными и газовыми патронами, аэрозольными упаковками (баллончиками) - не ближе 1 м от отопительных устройств, а ящики с другими патронами не ближе 1 м от электроотопительных устройств. Расстояние перед сейфами, шкафами и пирамидами должно обеспечивать возможность беспрепятственного открывания их дверей (п. 3.8 Инструкции N 232).
На внутренней стороне двери каждого сейфа, пирамиды, шкафа и ящика вывешивается опись, в которой указываются виды хранящегося оружия, его количество и номера, а также списочный состав закрепления работников за оружием. На внешней стороне двери прикрепляется бирка с указанием названия и порядкового номера и номера печати или оттиска пломбира, которым они опечатываются согласно описи имущества комнаты хранения оружия, а также наименования подразделения, в пользовании которого находится оружие, должности, фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность оружия и боеприпасов. Вышеуказанные описи и списки закрепления подписываются ответственными лицами и уточняются по мере внесения в них изменений (п. 3.9 Инструкции N 232).
Пунктом 3.10 N 232 предусмотрено, что в сейфах, шкафах, пирамидах совместно с оружием разрешается хранить патроны в колодочках.
Оружие в заводской упаковке (коробках, ящиках), патроны в укупорке (цинках, ящиках с цинками) могут храниться на стеллажах. При хранении патронов россыпью вне сейфов в ящиках, ящики должны быть металлическими и закрываться на два замка, разных по секрету.
Согласно пункту 143 Инструкции № 288, выдача оружия и патронов лицом, ответственным за их хранение, осуществляется работникам организации или учреждения после внесения соответствующих записей в книгу приема и выдачи оружия под роспись лица, за которым закреплено оружие.
Оружие, не закрепленное за конкретным работником, может выдаваться только по письменному распоряжению руководителя юридического лица.
В случаях утраты или хищения оружия и патронов, имеющихся у юридического лица, незамедлительно информируется орган внутренних дел по месту их учета. Руководителем организации проводится проверка совместно с органами внутренних дел, по результатам которой принимается решение о снятии с учета оружия или патронов с составлением акта их списания.
Прием оружия и (или) патронов на временное хранение, в том числе при проведении спортивных, охотничьих или иных стрелковых мероприятий, во время командировки работников может осуществляться на основании соответствующих распорядительных документов (приказов, распоряжений) руководителя юридического лица, его заместителя, ответственного за сохранность оружия и патронов в организации, или уполномоченного ими должностного лица организации (подразделения организации), ответственного за сохранность оружия и патронов на объекте их хранения.
Учет временно хранящегося оружия и (или) патронов осуществляется в отдельных разделах книг выдачи и приема оружия либо в книгах временного хранения оружия и патронов по форме, указанной в приложении 61 к настоящей Инструкции (списки номерного учета оружия не ведутся), а хранение оружия и патронов - в комнатах (сейфах, шкафах, пирамидах, ящиках, стеллажах) или складских помещениях, в том числе в указанных помещениях временного хранения с учетом требований, установленных в пункте 177 настоящей Инструкции.
Для осуществления временного хранения или смешанных режимов хранения (постоянное и временное) при выполнении требований настоящей Инструкции выдается разрешение серии РХ с отметкой "для временного хранения оружия и патронов", если на это помещение ранее не выдавалось разрешение одной из обозначенных серий. При организации смешанного режима хранения на действующих объектах постоянного хранения оружия и (или) патронов, имеющих разрешения названных серий, второе разрешение для временного хранения не выдается, временное хранение осуществляется на основании уже выданного разрешения.
В соответствии с пунктом 177 указанной Инструкции, в случае хранения в одном помещении оружия нескольких подразделений юридического лица приказом руководителя назначается ответственный за сохранность оружия в помещении.
При этом оружие подразделений должно храниться в сейфах, шкафах, пирамидах и ящиках отдельно и опечатываться (пломбироваться) лицами, ответственными за сохранность оружия в каждом подразделении.
В случае хранения в одном помещении (оружейной комнате или складском помещении) оружия и (или) патронов нескольких юридических лиц (спортивных организаций и образовательных учреждений) совместным приказом руководителей указанных организаций назначается ответственный за сохранность оружия и (или) патронов в таком помещении.
При таком совместном хранении разных юридических лиц в одном помещении оружие и (или) патроны размещаются в отдельных сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах или металлических ящиках и опечатываются (пломбируются) лицом, ответственным за сохранность оружия в данном помещении, и лицами, ответственными за сохранность оружия в каждом из указанных юридических лиц.
Доводы заявителя о том, что Инструкция N 232 является специальным актом и требования Инструкции N 288 в данном случае не подлежат применению, нельзя признать обоснованными.
Так, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" оборот боевого ручного стрелкового оружия, патронов и боеприпасов к нему осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об оружии.
В соответствии с п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации N 460 от 22.04.1997 «О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием», организации и их территориальные подразделения обязаны обеспечивать соответствующие условия хранения боевого оружия, в отношении которых действуют требования, установленные законодательством Российской Федерации для хранения служебного оружия.
Пунктом 15 названного Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальные органы в пределах своей компетенции осуществляют контроль за сохранностью и техническим состоянием боевого оружия в организациях и их территориальных подразделениях, за соблюдением ими федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих учет, хранение, выдачу, использование, перераспределение, транспортировку, ремонт, техническое обслуживание, а также сдачу в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации выведенного из эксплуатации по техническому состоянию боевого оружия.
В соответствии с п. 55 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства N 814 от 21.07.1998, юридические лица после получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах. При этом объемы хранения патронов в заводских упаковках, сейфах или металлических шкафах определяются комиссией, образуемой в установленном порядке, исходя из требований противопожарной безопасности.
В соответствии с п. 24 ст. 9 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее Закон о войсках национальной гвардии) войска национальной гвардии наделены полномочиями по проверке мест хранения оружия, изъятию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оружия и патронов.
Согласно ст. 3 указанного Закона правовую основу деятельности войск национальной гвардии составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере вневедомственной охраны, и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность войск национальной гвардии.
В соответствии с пунктом 1 Инструкции N 288 она регулирует:
- вопросы, связанные с выдачей лицензий на коллекционирование или экспонирование гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, а также устанавливает требования к сохранности и безопасности хранения гражданского и служебного оружия и патронов к нему, направленные на исключение доступа к ним посторонних лиц;
- разграничивает компетенцию должностных лиц органов внутренних дел по осуществлению контрольных функций в сфере оборота оружия и патронов;
- определяет требования к юридическим лицам и гражданам при реализации законных прав, связанных с использованием оружия, а также систему мер по обеспечению безопасности при владении оружием;
- устанавливает обязательные требования по ведению учета оружия и патронов.
Таким образом, требования названной Инструкции обязательны на территории Российской Федерации для всех лиц, использующих и осуществляющих хранение оружия и патронов к нему.
Согласно пункту 1.1 Инструкции N 232, она разработана во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 года N 540 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта" и в соответствии с Федеральными законами от 13 декабря 1996 голда N 150-ФЗ "Об оружии", от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года N 460 "О мерах по обеспечению юридических лиц с особыми уставными задачами боевым ручным стрелковым оружием", от 30 декабря 1999 года N 1436 "О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной", от 21 июля 1998 года N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", от 26 января 2000 года N 73 "Об утверждении Правил приобретения, хранения, учета, ремонта и уничтожения специальных средств, используемых работниками ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее создание" и Приказа МВД России от 12 апреля 1999 года N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814".
Таким образом, Инструкция Росжелдора N 232 разработана, в том числе во исполнение Приказа МВД России от 12 апреля 1999 года N 288 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814", которым утверждена Инструкция N 288 и должна соответствовать его требованиям.
При таких обстоятельствах, ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» обязано в своей деятельности руководствоваться Инструкцией N 288, независимо от соблюдения требований Инструкции Росжелдора N 232.
Факт совершения административного правонарушения и виновность заявителя как должностного лица, ответственного за хранение оружия и боеприпасов к нему, подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, рапортом сотрудника Росгвардии ФИО3, объяснением Балясникова А.И. и другими собранными по делу доказательствами.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности заявителя в совершении указанного правонарушения по делу не усматривается.
Административное наказание назначено начальнику стрелковой команды № 12 станции Алатырь Казанского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Горьковской железной дороге Балясникову А.И. в соответствии с требованиями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое соразмерно общественной опасности совершенного правонарушения, посягающего на охраняемые законом правоотношения в области общественного порядка и общественной безопасности.
При назначении наказания обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьями 4.2 и 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Административное наказание Балясникову А.И. назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, в виде административного штрафа в минимальном размере.
Оспариваемое постановление вынесено правомочным должностным лицом, заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя Балясникова А.И. о том, что оспариваемое постановление не содержит наименования конкретного вида оружия, условия хранения и учета которого были нарушены, являются не существенными и не влекут отмену постановления по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление должностного лица является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Исходя из конкретных обстоятельств совершенного Балясниковым А.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для признания его малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не усматривает.
Административное правонарушение Балясниковым А.И. совершено в сфере общественного порядка и общественной безопасности. Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, является формальным, и наступление ответственности за его совершение не связано с наступлением вредных последствий. Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда. Наступление вредных последствий не является обязательным признаком объективной стороны данного правонарушения, и отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности правонарушения.
При изложенных обстоятельствах совершенное Балясниковым А.И. правонарушение не может быть признано малозначительным, что согласуется с положениями статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Согласно статье 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу требований части 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В судебном заседании установлено, что Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Горьковской железной дороге субъектом малого и среднего предпринимательства не является.
Таким образом, оснований для замены начальнику Стрелковой команды № 12 станции Алатырь ФГП ВО ЖДТ на Горьковской железной дороге Балясникову А.И. административного наказания в виде административного штрафа предупреждением на основании статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В судебном заседании установлено, что Балясников А.И. не имел возможности обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ находился на больничном по листку нетрудоспособности №.
Учитывая изложенное, судья считает, что Балясникову А.И. следует восстановить срок на подачу жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.1–30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Восстановить Балясникову А. И. срок на подачу жалобы на постановление заместителя начальника Управления – начальника центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Чувашской Республике-Чувашии подполковника полиции Краснова В.П. № от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление заместителя начальника Управления – начальника центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Чувашской Республике-Чувашии подполковника полиции Краснова В.П. № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым начальник стрелковой команды № 12 станции Алатырь Казанского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Горьковской железной дороге Балясников А. И. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, оставить без изменения, а жалобу Балясникова А.И. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в Верховный Суд Чувашской Республики с подачей жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.
Судья: И.А. Кончулизов