Судья Зайнуллина Ч.З. дело № 33-7606/2018
учет № 170г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 мая 2018 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,
судей Абдуллиной Г.А., Гиниатуллиной Ф.И.,
при секретаре судебного заседания Горбуновой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Алексеева В.С. на решение Ютазинского районного суда Республики Татарстан от 12 января 2018 года, которым Алексееву В.С., Алексееву А.С. отказано в удовлетворении исковых требований к Лопаткиной Л.П., Халиловой С.В., Алексеевой А.В. об установлении факта принятия наследства, установлении долей на наследуемое имущество, признании право собственности на причитающуюся долю в наследственном имуществе, встречных исковых требований Халиловой С.В., Алексеева О.В., Галимовой А.В. к Алексееву В.С., Алексееву А.С., Лопаткиной Л.П. о признании право общей долевой собственности на имущество в порядке наследования за лицами, фактически вступившими в права наследования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеев В.С., Алексеев А.А. обратились в суд с иском к Лопаткиной Л.П., Халиловой С.В., Алексеевой А.В. об установлении факта принятия наследства, установлении долей на наследуемое имущество, признании право собственности на причитающуюся долю в наследственном имуществе. В обоснование иска указав, что 25 февраля 2017 года умерла бабушка истцов Алексеева Е.Г. После её смерти открылось наследство в виде земельного участка и жилого дома, находящиеся по адресу: <адрес>, <адрес> район, <адрес>. В течение установленного законом срока к нотариусу для вступления в права наследования истцы не обращались, отказ от наследственного имущества в установленном законом порядке не заявляли, однако указанное имущество перешло в их пользование, управление и распоряжение. Кроме того, в распоряжение истцов перешло имущество умершей в виде телевизора, которое истцы при жизни наследодателя приобрели и передали ей в дар. Также, в их владении находятся некоторые личные вещи умершей ФИО6, как пенсионное удостоверение, удостоверение к медали «Ветеран Труда», выданное 05 мая 1989 года, удостоверение к знаку «Ударник одиннадцатой пятилетки» и медали к данным удостоверениям. После смерти наследодателя истцы совершают действия, направленные на сохранение имущества, используют жилой дом по назначению, приезжают с целью проверки сохранности дома, поддерживают порядок, как внутри дома, так и на его придомовой территории, следят за порядком на земельном участке, обрабатывают его. В период летних каникул приезжают на отдых со своими детьми и проживают в указанном доме. Несут расходы по содержанию наследственного имущества, осуществляют ремонтно-восстановительные работы путем ремонта проводки и замены электрических лампочек. В связи с чем считают, что в течение шести месяцев совершили действия, свидетельствующие о фактическом вступлении истцов в права наследования. 18 сентября 2017 года обратились к нотариусу Ютазинского нотариального округа Республики Татарстан и заявили о себе, как о наследниках умершей ФИО6, что, по мнению истцов, само по себе является свидетельством о фактическом вступлении в права наследования после смерти ФИО6
Халилова С.В., Алексеев О.В., Галимова А.В. с иском не согласились, обратились в суд со встречным исковым заявлением к Лопаткиной Л.П., Алексееву В.С., Алексееву А.С. о признании права общей долевой собственности на имущество, умершей <дата>, ФИО6 В обоснование требований указали, что являются наследниками по праву представления, внуками умершей ФИО6, в связи с чем имеют право на долю в наследственном имуществе. Единственным вступившим в права наследования лицом является Лопаткина Л.П. Они в установленном законом порядке для принятия наследства, не обращались, однако считают, что фактически приняли наследство.
Истец Алексеев В.С. в суд первой инстанции не явился.
Представитель истца Алексеева А.С. иск поддержал, встречный иск не признал.
Ответчик Лопаткина Л.П. первоначальный иск и встречный иск не признала.
Халилова С.В., Алексеев О.В., Галимова А.В., представитель третьего лица нотариуса Ютазинского нотариального округа Республики Татарстан Сайфуллина Г.Н. в суд не явились.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Алексеев В.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Отмечает, что вступил фактически во владение наследственным имуществом путем распоряжения по своему усмотрению вещами умершей, взятыми им на хранение.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, исходя из положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу положений статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Судом установлено, что после смерти ФИО6 открылось наследство в виде жилого дома общей площадью 46 кв. м с кадастровым номером 16:43:020201:482 и земельного участка общей площадью 431,87 кв. м с кадастровым номером 16:...., расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, земельного участка, 1/154 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 8146926 кв. м, с кадастровым номером ...., находящийся на территории Байряки-Тамакского сельского поселения Ютазинского муниципального района Республики Татарстан, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 09 января 2018 года.
Истцы Алексеев В.С. и Алексеев А.С. являются внуками умершей <дата> ФИО6, их отец ФИО1 С.П., умер <дата>.
Халилова С.В., Халилов О.В., Галимова А.В. являются детьми ФИО10, умершего <дата> – сына умершей ФИО6
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Алексеевым В.С., Алексеевым А.А. требований, поскольку ими не представлены доказательства фактического принятия наследства после смерти ФИО6
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону, и открывается со смертью гражданина. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1152 - 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу соответствующего заявления наследника, а также путем фактического принятия наследства. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства. В частности, наследник считается принявшим наследство, если он: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
На основании статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из статьи 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя, при этом внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Согласно статьям 1110, 1112, 1113, 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Принятие части наследства означает принятие всего причитающегося наследнику наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Как следует из материалов дела, согласно письму нотариуса Ютазинского нотариального округа Республики Татарстан Сайфуллиной Г.Н. в производстве нотариальной конторы имеется наследственное дело ...., открытое после смерти ФИО6, умершей <дата>. Наследственное дело заведено на основании заявления Лопаткиной Л.П. 08 августа 2017 года.
При этом доказательств с достоверностью и достаточностью подтверждающих факт принятия наследства наследниками по праву представления - внуками умершего наследодателя ФИО12, Алексеевым А.А., в материалы дела не представлено.
Так, ссылка Алексеева В.С. на то, что он после смерти бабушки забрал себе на память ее личные вещи, телевизор, пенсионное удостоверение, удостоверение к медалям, сами медали, не свидетельствует о том, что, принимая вещи бабушки «на память», он действовал, как наследник, вступающий в права наследования и распоряжающийся имуществом покойной, как своим.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований считать Алексеева В.С., Алексеева А.А., фактически принявшими наследство после смерти своей бабушки ФИО6
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поскольку заявленные истцами обстоятельства принятия ими наследства никакими объективными доказательствами не подтверждены, судом сделан правомерный вывод об отсутствии оснований для признания за ними права общей долевой собственности на наследственное имущество в виде спорного земельного участка и жилого дома.
Судебная коллегия полагает, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Законность решения суда в части отказа в удовлетворении встречного иска Халиловой С.В., Алексеева О.В., Галимовой А.В. сторонами не оспаривается и в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ютазинского районного суда Республики Татарстан от 12 января 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеева В.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи