Решение по делу № 2а-245/2020 от 15.06.2020

Дело (УИД)

Производство а-245/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 октября 2020 г. <адрес>

Ядринский районный суд ФИО1 Республики-Чувашии в составе:

председательствующего судьи Павлова В.П.,

при секретаре ФИО3,

с участием:

помощника прокурора Ядринского района Чувашской Республики ФИО4,

представителя административного ответчика - администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики ФИО6, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное исковое заявление прокурора <адрес> ФИО1 Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Ядринской районной администрации Чувашской Республики и администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в не проведении сноса (демонтажа) дома, переселенного в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013-2015 г.г. и обязании осуществить снос (демонтаж) дома,

установил:

Прокурор Ядринского района Чувашской Республики в порядке ст.39 КАС РФ обратился в суд с административным иском (уточненным от ДД.ММ.ГГГГ) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к административным ответчикам Ядринской районной администрации Чувашской Республики и администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики, которым просил признать незаконным бездействие Ядринской районной администрации Чувашской Республики и администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики, выразившееся в не проведении сноса (демонтажа) переселенного в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013-2015 г.г., дома по адресу: <адрес>, и обязать Ядринскую районную администрацию Чувашской Республики и администрацию Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить снос (демонтаж) переселенного в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республик» на 2013-2015 г.г., дома по адресу: <адрес>.

В обоснование иска указано следующее: прокуратурой района была проведена проверка исполнения органом местного самоуправления обязательств по сносу расселенных в рамках реализации программ переселения граждан из аварийного жилья многоквартирных домов Ядринского района. Ссылаясь на нормы Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Жилищного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ указал, выполнение работ по сносу расселенных домов относится к ведению органов местного самоуправления. Ранее между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 Республики и <адрес>ной администрацией Чувашской Республики было заключено Соглашение за от ДД.ММ.ГГГГ о сотрудничестве (взаимодействии) в 2013-2014 году по реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории ФИО1 Республики» на 2013-2015 годы. В соответствии с пунктами 3.4.4. и 3.4.5 указанного Соглашения администрация обязана переселить граждан из аварийного жилищного фонда в благоустроенные жилые помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, одновременно с расселением граждан из аварийных домов обеспечить снос (ликвидацию, демонтаж, разборку) аварийного жилья в срок до ДД.ММ.ГГГГ Приложением к соглашению предусмотрен снос (ликвидация) в 2014-2015 году признанного аварийным и расселенным дома по адресу: <адрес> (дата признания аварийным - ДД.ММ.ГГГГ). В связи с невыполнением данного условия в адрес главы Ядринской районной администрации ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении выявленных нарушений. Указанный аварийный многоквартирный дом был расселен, вместе с тем на момент проверки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дом по адресу: <адрес>, не был снесен. Не снесенный указанный выше аварийный дом ухудшает внешний облик населенного пункта, сдерживает развитие инфраструктуры, что снижает инвестиционную привлекательность территории, также имеется угроза обрушения аварийных расселенных домов и причинения вреда жизни и здоровью находящихся в них граждан. Кроме того, по мнению прокурора, наличие свободного доступа в неликвидированные аварийные жилые дома не исключает возможность совершения правонарушений в данных помещениях, создает опасность для сохранности имущества третьих лиц и реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку могут находиться неустановленные лица в таких домах, которые никем не охраняются и доступ к ним не ограничен.

В ходе судебного заседания участвующий в деле помощник прокурора Ядринского района Чувашской Республики ФИО4 уточненные требования административного иска поддержал частично лишь к предъявленному административному ответчику администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики и просил требования удовлетворить, не поддержав при этом требования к другому административному ответчику Ядринской районной администрации Чувашской Республики.

Представитель административного ответчика - Ядринской районной администрации Чувашской Республики ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в своем отзыве на административное исковое заявление просила рассмотреть данное административное дело без участия представителя районной администрации в суде, указав следующее: Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о сотрудничестве (взаимодействии) в 2013-2014 г.г. по реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории ФИО1 Республики» на 2013-2015 годы, заключенным между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 Республики и <адрес>ной администрацией ФИО1 Республики, указанное Министерство предоставило субсидию на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; перечень аварийных жилых помещений, подлежащих сносу, технические характеристики предоставляемых взамен жилых помещений с указанием размера финансовых средств, необходимых для предоставления жилого помещения по каждому квартиросъемщику (собственнику) жилых помещений, подлежащих переселению, были определены в приложениях к Соглашению. Указанным Соглашением был определен только размер субсидий, необходимых для приобретения (строительства) жилых помещений для переселения граждан по каждому квартиросъемщику (собственнику), при этом Соглашением выделение субсидии для выполнения мероприятий по сносу (ликвидации) домов, переселенных по республиканской адресной программе, не предусматривалось. Далее, ссылаясь на положения п.14.4 ст.1, ч.1 и ч.7 ст.55.30 Градостроительного кодекса РФ, указала, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, относится к землям населенных пунктов для содержания и обслуживания вышеуказанного многоквартирного дома, правообладателем которого являются собственники помещений в данном многоквартирном доме, при этом квартиры за №№ 1, 3, 4, расположенные в доме по указанному адресу, принадлежат муниципальному образованию - Ядринское городское поселение Ядринского района Чувашской Республики.

Представитель административного ответчика - администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики ФИО6, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования административного иска признал в полном объеме и просил увеличить срок осуществления сноса указанного выше аварийного дома. При этом считает обоснованными предъявленные истцом требования и к другому административному ответчику <адрес>ной администрации ФИО1 Республики, ссылаясь на ранее заключенное между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 Республики и <адрес>ной администрацией ФИО1 Республики Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ о сотрудничестве (взаимодействии) в 2013-2014 году по реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013-2015 годы, содержащее положение, предусматривающее обеспечение сноса аварийного жилья.

Представители заинтересованных лиц - Управления Росреестра по Чувашской Республике и Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 Республики в суде при рассмотрении дела не участвовали.

Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Статьей 2 Жилищного кодекса РФ закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В силу пунктов 8 и 10 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, и иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение, порядок признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и т.д.

В соответствии с пунктом 6 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В силу пункта 49 данного Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> в установленном порядке был признан аварийным и подлежащим сносу после расселения проживающих в нем граждан и включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории ФИО1 Республики» на 2013-2015 годы, утвержденную постановлением ФИО1 Республики от ДД.ММ.ГГГГ .

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ФИО1 Республики и <адрес>ной администрацией ФИО1 Республики, определен порядок взаимодействия при осуществлении совместных действий в 2013-2014 годах по реализации Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Закона ФИО1 Республики «О республиканском бюджете ФИО1 Республике на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», постановления ФИО1 Республики от 30.04.2013 г. № 168 «О республиканской адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории ФИО1 Республики» на 2013-2015 годы в части предоставления <адрес>ному бюджету ФИО1 Республики средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и республиканского бюджета ФИО1 Республики в рамках реализации программы (п.1.1). В соответствии с настоящим Соглашением Министерство обязалось предоставить администрации субсидию на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (п.1.2); переселить граждан из аварийного жилищного фонда в благоустроенные жилые помещения в соответствии с действующим законодательством в объемах, предусмотренных Программой и Приложением к настоящему Соглашению в срок до ДД.ММ.ГГГГ (п.3.4.4); одновременно с расселением граждан из аварийных домой обеспечить снос (ликвидацию, демонтаж, разборку) аварийного жилья, за исключением зданий, отнесенных к объектам культурного наследия (памятники истории и культуры) и переработку (утилизации) конструкций и материалов в срок до ДД.ММ.ГГГГ (п.3.4.5).

Статьей 37 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с ч.1 ст.55.30 Градостроительного кодекса РФ снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления.

При этом согласно ч.7 указанной статьи в случае, если снос объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленном в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами обеспечивается органом государственной власти или органом местного самоуправления, функции застройщика выполняют указанные органы или лица, с которыми указанными органами заключен договор о сносе указанного объекта капитального строительства.

Согласно материалам дела, квартиры в спорном аварийном многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, а также земельный участок с кадастровым номером 21:24:120116:147, относящийся к землям населенных пунктов для содержания и обслуживания многоквартирного дома, на котором находится аварийный жилой дом, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию - Ядринское городское поселение Ядринского района Чувашской Республики.

Из материалов дела следует, жильцы указанного дома ранее были выселены с предоставлением иных жилых помещений, соответствующих установленным требованиям, в связи с чем эксплуатация данного здания была прекращена. Вместе с тем, администрацией городского поселения мер по сносу указанного аварийного дома не было принято, муниципальный заказ на снос расселенного аварийного дома не размещался, контракты на проведение работ по сносу не заключались, условия адресной программы в части сноса аварийного дома в установленные сроки не были выполнены.

С учетом вышеуказанного суд соглашается с доводами прокурора о том, что непригодный для проживания вышеуказанный аварийный дом ухудшает внешний облик территории городского поселения, сдерживает развитие инфраструктуры, а наличие свободного доступа в неликвидированный аварийный дом не исключает возможности совершения правонарушений в данном помещении, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, на безопасность вследствие угрозы их жизни и здоровью. Следовательно, бездействие администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики, выраженное в неосуществлении мероприятий по сносу признанного аварийным и непригодным для проживания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, влечет за собой нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории городского поселения.

Таким образом, по мнению суда, требования прокурора к административному ответчику администрации Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики законны, обоснованны и подлежат удовлетворению. Определяя при этом срок выполнения мероприятий по сносу аварийного дома, суд исходит из вышеуказанных конкретных обстоятельств дела и разумности испрашиваемого прокурором срока, в связи с чем считает возможным установить административному ответчику трехмесячный срок для осуществления сноса (демонтажа) вышеуказанного аварийного жилого дома, исчисляемый с момент вступления в силу настоящего решения.

Также с учетом вышеуказанных оснований суд полагает, что в удовлетворении требований к другому административному ответчику <адрес>ной администрации ФИО1 Республики надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования прокурора Ядринского района Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить частично:

признать незаконным бездействие администрации Ядринского городского поселения <адрес> ФИО1 Республики, выразившееся в не проведении сноса (демонтажа) переселенного в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории ФИО1 Республики» на 2013-2015 г.г., дома по адресу: <адрес>

обязать администрацию Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики осуществить снос (демонтаж) переселенного в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории ФИО1 Республик» на 2013-2015 г.г., дома по адресу: <адрес> в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении административных исковых требований к Ядринской районной администрации Чувашской Республики отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ядринский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий В.П.Павлов

2а-245/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ядринского района
Ответчики
администрация Ядринского городского поселения Ядринского района ЧР
Ядринская районная администрация
Другие
Управление Росреестра по Чувашской Республике
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Суд
Ядринский районный суд Чувашии
Судья
Павлов В.П.
Дело на странице суда
yadrinsky.chv.sudrf.ru
15.06.2020Регистрация административного искового заявления
15.06.2020Передача материалов судье
16.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2020Подготовка дела (собеседование)
02.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2020Судебное заседание
16.09.2020Судебное заседание
14.10.2020Судебное заседание
14.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее