Судья Э.Р. Бариев Дело № 33-8662/2016
Учет № 153г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
23 мая 2016 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.В. Шакирьянова,
судей Р.Р. Хасаншина, Р.Ш. Адиятуллина,
при секретаре судебного заседания Д.Р. Джураеве
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Хасаншина гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ф.А. Багаутдинова - М.А. Бисяриной на решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 3 марта 2016 года, которым постановлено:
исковое заявление Ф.А. Багаутдинова к Исполнительному комитету муниципального образования «Большебуртасовское сельское поселение Камско - Устьинского муниципального района Республики Татарстан» о включении в состав наследства недвижимого имущества и признании права собственности в порядке наследования оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, судебная коллегия
установила:
Ф.А. Багаутдинов обратился в суд с иском к Исполнительному комитету муниципального образования «Большебуртасовское сельское поселение Камско - Устьинского муниципального района Республики Татарстан» о включении в состав наследства недвижимого имущества и признании права собственности в порядке наследования.
В обоснование иска указал, что <дата> умер его отец А.З. Багаутдинов. После смерти отца открылось наследство в виде находящихся у последнего на праве постоянного бессрочного пользования земельных участков с кадастровыми номерами .... площадью 42 кв.м и .... площадью 1053 кв.м, расположенных по адресу: <адрес>. Поскольку данные земельные участки не зарегистрированы в Росреестре, участки не вошли в наследственную массу. В связи с чем, истец просил суд включить данные земельные участки в состав наследства, открывшегося после смерти А.З. Багаутдинова и признать за истцом право собственности на данные земельные участки: с кадастровым номером .... площадью 42 кв.м, вид разрешенного использования – сарай, с кадастровым номером .... площадью 1053 кв.м, вид разрешенного использования – для ведения ЛПХ, огород.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования «Большебуртасовское сельское поселение Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан» не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица Палаты имущественных и земельных отношений Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представителем Ф.А. Багаутдинова - М.А. Бисяриной ставится вопрос об отмене решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности. При этом указывается на длительное и добросовестное пользование спорными земельными участками А.З. Багаутдиновым и Ф.А. Багаутдиновым. Заявитель жалобы просит признать право собственности на земельные участки за Ф.А. Багаутдиновым в порядке наследования на основании выданных исполкомом выписок из похозяйственной книги, поскольку иного способа оформить земельные участки в собственность у заявителя не имеется.
Ф.А. Багаутдинов и иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда по данному гражданскому делу.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как видно из материалов дела и установлено судом, истец является наследником своего отца А.З. Багаутдинова, умершего <дата>.
А.З. Багаутдинов при жизни пользовался двумя земельными участками с кадастровыми номерами ...., расположенными по <адрес>
Требования истца основаны на выписках из похозяйственной книги № 3 лицевой счет № 8 Большебуртасовского сельского поселения от 27.01.2016, согласно которым А.З. Багаутдинову принадлежали на праве постоянного бессрочного пользования земельные участки с кадастровыми номерами .....
Между тем, иных доказательств, подтверждающих факт обращения наследодателя А.З. Багаутдинова в компетентный орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорные земельные участки, предоставленные ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве постоянного бессрочного пользования, суду не представлено.
Достоверных данных о том, что на момент смерти наследодателю спорные земельные участки принадлежали на праве пожизненно наследуемого владения либо на праве собственности не представлено.
Разрешая спор по существу, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал. При этом суд исходил из отсутствия правоустанавливающих документов о предоставлении А.З. Багаутдинову спорных земельных участков. По мнению суда первой инстанции, сам факт пользования земельным участком без его выделения и предоставления в установленном законом порядке в силу закона не порождает никаких правовых последствий и не является основанием возникновения у А.З. Багаутдинова прав на этот земельный участок.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Факт владения и пользования земельными участками А.З. Багаутдиновым не может являться основанием для включения спорных земельных участков в наследственную массу после его смерти.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования:
на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
В соответствии со ст. 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят и наследуются на общих основаниях только земельные участки, принадлежавшие наследодателю на праве собственности или праве пожизненного наследуемого владения земельным участком.
Между тем, каких-либо данных о предоставлении спорных земельных участков наследодателю на определенном праве в материалы дела истцом не представлено.
Судом первой инстанции установлено, что на момент смерти А.З. Багаутдинова спорные земельные участки в установленном порядке оформлены не были. Заявителем апелляционной жалобы доказательств, подтверждающих факт обращения А.З. Багаутдинова в компетентные учреждения для оформления в собственность земельного участка на основании п. 9.1 ст. 3 Вводного закона, не представлено.
Длительность и добросовестность владения и пользования земельными участками основанием для признания права на них не является в силу приведенных выше суждений и правовых норм. В этой связи соответствующие доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Доводы жалобы о возникновении права истца на земельные участки в порядке наследования на основании выданных исполкомом выписок из похозяйственной книги вследствие отсутствия иного способа оформить земельные участки в собственность, не могут повлечь правовых последствий и явиться основанием для отмены решения.
Материалами дела установлено, что указанные объекты недвижимости не вошли в состав наследственной массы, поскольку отсутствовали документы, достоверно и бесспорно подтверждающие факт принадлежности на праве собственности или праве пожизненного наследуемого владения земельных участков.
При таких данных, исходя из оснований заявленных исковых требований о признании права собственности на земельные участки в порядке наследования, а также учитывая, что наследодателем не предпринималось действий по обращению в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» права зарегистрировать право собственности на спорные земельные участки, правовых оснований для удовлетворения иска Ф.А. Багаутдинова у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены решения, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Камско-Устьинского районного суда Республики Татарстан от 3 марта 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ф.А. Багаутдинова - М.А. Бисяриной - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи