Дело № 2а-1224/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 октября 2017 года г.Сыктывкар Республики Коми
Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми
в составе председательствующего судьи Демидович С.М.,
при секретаре Кузнецове Н.И.,
с участием представителя административного ответчика УФССП по РК по доверенности Одинцовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дуксо Ольги Иосифовны о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Эжвинскому району г.Сыктывкара УФССП России по Республике Коми,
установил:
Дуксо О.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Эжвинскому району г. Сыктывкара УФССП по РК, выразившимся в списании денежных средств с её банковской карты без предоставления срока для добровольной уплаты долга.
Административный истец Дуксо О.И. в судебном заседании требования поддержала.
Представитель административного ответчика Одинцова С.В. возражала против заявленных требований, по доводам изложенным в отзыве.
Представитель ЭМУП «Жилкомхоз» - взыскателя по спорному исполнительному производству в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил письменные возражения на иск, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В силу ст.226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения истца и представителя административных ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст. 12 ФЗ от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ст. 2 ФЗ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях, исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 6 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что законные требования судебного пристава-исполнителя являются обязательными, подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве» к числу принципов исполнительного производства относятся своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, а также соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Как указано в части 2 статьи 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве», непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Частями 8, 10 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа (если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в течение суток) выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении такового.
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 года «Об исполнительном производстве»).
Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес.
Из представленных материалов следует, что на основании поступившего исполнительного листа №... от **.**.**, выданного ... судебным участком ... по делу №... о взыскании с Дуксо О.И. в пользу ЭМУП «Жилкомхоз» расходов по оплате госпошлины в размере ... руб., **.**.** судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Эжвинскому району возбуждено исполнительное производство №....
Согласно представленному реестру отправки корреспонденции №... от **.**.**, копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику Дуксо О.И.
**.**.** заместителем начальника отдела Одинцовой С.В. вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, которое посредством межведомственного электронного взаимодействия направлено для исполнения в центр сопровождения клиентских операций «Волга-Сити» ПАО Сбербанк России, уведомившего **.**.** административного истца об обращении взыскания счета.
Согласно платежному поручению №... от **.**.** денежные средства в размере ... руб., на основании постановления **.**.** об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке списаны и зачислены на депозитный счет Отдела судебных приставов.
Вместе с тем, копия постановления о возбуждении исполнительного производства №... получена Дуксо Ольгой Иосифовной только **.**.**, что следует из пояснений истца.
В связи с установленными фатами, **.**.** судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отмене постановления об обращении взыскания на денежные средства в размере в размере ... руб. которые возвращены на счет должника, что подтверждается заявкой на возврат №... от **.**.**.
Таким образом, нарушенные права административного истца были восстановлены судебным приставом-исполнителем до обращения в суд с данным административным заявлением.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет суду прийти к выводу о том, что основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании действия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для признания решения, действий (бездействия) госоргана, должностного лица незаконными необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных решения, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела судом совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Системное толкование положений закона позволяет суду сделать вывод, что в случае, когда на момент рассмотрения иска права истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, не имеется оснований для удовлетворения требований иска.
Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом.
Постановление о наложении ареста на денежные средства, находящиеся в банке или иной кредитной организации, вынесенное судебным приставом-исполнителем **.**.** и направленное в адрес административного истца, Дуксо П.В. не оспаривается.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что основания для удовлетворения заявления Дуксо О.И. отсутствуют, поскольку на день вынесения решения права административного истца восстановлены, доказательств наступления неблагоприятных последствий в результате оспариваемых действий истцом суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст.174-180,360 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Дуксо Ольги Иосифовны о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Эжвинскому району г.Сыктывкара УФССП России по Республике Коми отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми.
Судья С.М. Демидович
Копия верна. Судья-