Дело № 2-1305/2021
УИД 12RS0001-01-2021-002105-10
Решение
Именем Российской Федерации
Волжск 09 сентября 2021 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Малышевой Л.Н., при помощнике судьи Рассабиной А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Широковой Н. В. к Муниципальному учреждению – Волжский городской комитет по управлению имуществом о признании права на приватизацию жилого помещения и обязании заключить договор приватизации жилого помещения,
установил:
Широкова Н.В. обратилась с иском в суд к Муниципальному учреждению - Волжский городской комитет по управлению имуществом указывая на то, что в соответствии с договором специализированного найма на жилое помещение в домах муниципального жилого фонда от 27 апреля 2005 года, истцу предоставлено жилое помещение в виде квартиры, расположенной по адресу: РМЭ, <адрес>, 7, которой истец пользуется по настоящее время. С целью реализации своего права на приватизацию жилого помещения истец обратилась к ответчику с заявлением. Однако ответчик направил отказ, мотивировав его невозможностью достоверно установить всех лиц, имеющих право на приватизацию данного жилого помещения. В квартире зарегистрированы 2 человека: Широкова Н. В. и Широкова О. С.. Широкова О.С. от участия приватизации отказалась. Иных лиц, имеющих право на приватизацию не имеются. ООО «ЕРЦ» выдачу поквартирных карточек прекратило. Иного способа получить информацию о лицах имеющих право на приватизацию квартиры не имеется.
Истец просит суд установить факт отсутствия иных лиц, проживающих, зарегистрированных и имеющих право на приватизацию в жилом помещении по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, 7, за исключением истца. Признать за истцом право на приватизацию жилого помещения по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, 7и обязать ответчика заключить с истцом в установленном законом порядке договор приватизации спорного жилого помещения.
В судебном заседании истица Широкова Н.В. и ее представитель Лоскутова К.И. полностью поддержали исковые требования и суду пояснили соответствующее вышеизложенному. Широкова Н.В. суду дополнила, что ее сын Кокоринов Р.Р. проживает отдельно, имеет свое жилое помещение.
Третье лицо Широкова О.С. суду пояснила, что она согласна на приватизацию квартиры ее матерью Широковой Н.В., сама она от приватизации квартиры отказывается.
Представитель ответчика Муниципального учреждения – Волжский городской комитет по управлению имуществом о времени и месте судебного заседания извещены надлежащее, однако в судебное заседание не явились.
Выслушав истца третье лицо, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно договора специализированного найма на жилое помещение в домах муниципального жилого фонда от 27 апреля 2005 года администрация МО «Город Волжск» предоставил нанимателю Широковой Н.В. и членам ее семьи Широковой О. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Кокоринову Р. Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения изолированное жилое помещение в общежитии состоящее из двух комнат, расположенные по адресу: <адрес>
Согласно выписки из реестра муниципальной собственности городского округа «Город Волжск» от 09 августа 2021 года за № квартира по адресу: <адрес> Эл, <адрес> площадью 40,2 кв.м. является муниципальной собственностью МО ГО «Город Волжск».
Из адресных справок от 04 сентября 2021 года следует, что Широкова Н. В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Широкова О. С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 11 мая 2005 года зарегистрированы по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, 7.
Согласно выписки из финансового лицевого счета на вышеуказанную квартиру в данном жилом помещении зарегистрированы 2 человека, соответственно Широкова Н.В. и Широкова О.С.
Заявлением от 15 июля 2021 года истица Широкова Н.В. просит передать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, 7 в собственность в порядке приватизации. В свою очередь Широкова О.С. заявлением 15 июля 2021 года от участия в приватизации вышеуказанного жилого помещения отказалась.
Ответом от 21 июля 2021 года за № 1459 МУ Волжский городской комитет по управлению имуществом, Широковой Н.В. вернул заявление в связи с тем, что, невозможно достоверно установить всех лиц, имеющих право на приватизацию данного жилого помещения. В случае передачи жилого помещения в собственность могут быть нарушены их права.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Таким образом, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.
В силу статьи 4 того же закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение является муниципальной собственностью и предоставлено Широковой Н.В. с соблюдением требований жилищного законодательства на условиях договора специализированного найма на жилое помещение в домах муниципального жилого фонда и в соответствии с вышеуказанными нормами закона Широкова Н.В. имеет право на приватизацию своего жилого помещения.
В соответствии со статьей 7 названного закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность, в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона).
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Из справки АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 29 июня 2021 года № следует, что Широкова (Кокоринова) Н.В. собственником объектов недвижимого имущества в РМЭ не зарегистрирована.
Согласно выписки из ЕГРН от 21 апреля 2021 года в Едином государственном реестре недвижимости сведения об объекте недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, ком. 6, 7 отсутствуют.
Исследовав вышеизложенные доказательства в совокупности суд приходит к выводу о том, что истица Широкова Н.В. по договору социального найма, не использовавшая ранее право на приватизацию, имеет право на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации. При этом установлено, что право на приватизацию жилого помещения имеет также Широкова О.С., которая от участия приватизации жилого помещения отказалась. Иных лиц имеющих право на приватизацию данного жилого помещения судом не установлено.
Иные обстоятельства ответчиком не доказано, как и не доказано, что истцы ранее участвовали в приватизации другого жилого помещения, а также то, что имеются иные лица, имеющие право на приватизацию данного жилого помещения и от приватизации не отказались.
На основании изложенного исковые требования Широковой Н. В. к Муниципальному учреждению – Волжский городской комитет по управлению имуществом о признании права на приватизацию жилого помещения и обязании заключить договор приватизации жилого помещения, подлежат удовлетворению.
При этом не требуется указания в резолютивной части решения суда об установлении факта отсутствия иных лиц кроме истца на приватизацию квартиры в жилом помещении, расположенном по адресу: РМЭ, <адрес>, 7, поскольку данные обстоятельства не требуют исполнения решением суда.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
решил:
Признать за Широковой Н. В. право на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Эл, <адрес>,7.
Обязать Муниципальное учреждение Волжский городской комитет по управлению имуществом заключить с Широковой Н. В. договор приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, 7.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РМЭ в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Волжский городской суд РМЭ.
Судья Л.Н.Малышева
Решение в окончательной форме
составлено 16 сентября 2021 года.