Дело № 2-419/2024 Председательствующий – Белхароев Т.А.
Апелляционное определение № 33-1676/2024
17 октября 2024 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего Кориговой М.А.,
судей Плиевой И.М. и Цурова Х.М.,
при секретаре судебного заседания Дзаитове Н.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Дзейтовой Марем Руслановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Волгоградской области о признании решения о прекращении выплаты пенсии незаконным и возложении обязанности возобновить выплату пенсии в прежнем размере
по апелляционным жалобам представителей ОСФР по Республике Ингушетия и ОСФР по Волгоградской области на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 3 апреля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Цурова Х.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Дзейтова М.Р. обратилась в суд с указанным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просила признать незаконным решение ОСФР по Республике Ингушетия о прекращении выплаты пенсии по старости, обязать возобновить выплату пенсии по старости и включить в трудовой стаж льготный период работы по Списку № 1 с 29 января 1991 г. по 28 декабря 1998 г. – обработчицей поверхностных пороков металла Грозненского машиностроительного завода «Красный молот», с 3 июля 1989 г. по 28 января 1991 г. – фурнитурщицы на складе ПО «Чеченингбыттехника» г. Грозный.
В обоснование исковых требований Дзейтова М.Р. указывает, что она являлась получателем страховой пенсии по старости до 1 декабря 2022 г. Уведомлением от 6 сентября 2023 г. ответчик сообщил ей о том, что страховая пенсия была прекращена до выяснения обстоятельств завышенной заработной платы, исходя из которой исчислен размер страховой пенсии. Указывая, что действиями ответчика нарушены ее пенсионные права, поскольку у пенсионного органа отсутствовали основания для прекращения выплаты пенсии, истец просила суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 3 апреля 2024 г. исковые требования удовлетворены частично.
В апелляционных жалобах представители ОСФР по Республике Ингушетия и ОСФР по Волгоградской области ставят вопрос об отмене судебного решения в связи с его незаконностью и необоснованностью.
Истец Дзейтова М.Р., представители ОСФР по Республике Ингушетия и ОСФР по Волгоградской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца Цицкиева Р.Х., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 1 ст. 4 названного Федерального закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Статьей 8Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:
мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).
Частью 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 25 данного Федерального закона предусмотрено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
В соответствии с п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, действовавшим на момент принятия решения ответчиком о назначении пенсии (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 № 555), а также п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, действовавшим на момент отказа в назначении пенсии (утв. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 № 1015), документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 17 Декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. ст. 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами либо могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.д.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и т.д.) не по вине работника.
Разрешая по существу требования истца о нарушении ее пенсионных прав, которые заключались в принятии пенсионным органом незаконного решения о прекращении пенсии, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 39 Конституции РФ, статьи 8, пункта 3 части 1 статьи 25, статьи 30, пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федеральным законом от 28 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», учитывая при этом разъяснения, изложенные в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», а также правовыми позициями, изложенными в постановлениях Конституционного суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П, от 14 января 2016 г. №1-П, и исходил из того, что если истец в установленном законом порядке обращалась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение за назначением досрочной страховой пенсии, и имеется решение о ее назначении пенсионного органа, который проверял законность и достоверность представляемых сведений, то при наличии у истца права на досрочное назначение пенсии суд вправе признать незаконным решение о прекращении выплаты пенсии, обязав орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, возобновить истцу пенсию с момента прекращения.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда первой инстанции законными и обоснованными ввиду следующего.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения сплошной проверки пенсионных дел Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия установлено, что досрочное назначение страховой пенсии по старости истцу произведено с нарушениями пенсионного законодательства и отдельных нормативных правовых актов Пенсионного фонда России.
Дзейтова М.Р. является получателем досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 7 декабря 2018 г.
С 1 декабря 2022 г. досрочная страховая пенсия по старости Дзейтова М.Р. прекращена до выяснения обстоятельств завышенной заработной платы, исходя из которой исчислен размер страховой пенсии.
Из трудовой книжки истца Дзейтовой М.Р. серии АТ-V № 9071093 (дата заполнения 3 июля 1989 г.) следует, что в периоды с 3 июля 1989 г. по 28 января 1991 г. истец работала в качестве фурнитурщицы на складе ПО «Чеченингбыттехника», с 29 января 1991 г. по 28 декабря 1998 г. в качестве обработчицы на Машиностроительном заводе «Красный молот», с 29 декабря 1998 г. по 19 августа 2008 г. в качестве техника абонентского отдела ГУП «ПОЖКХ г. Назрань», с 19 августа 2008 г. по 19 мая 2011 г. в качестве бухгалтера абонентского отдела МУП «ЖКХ г. Назрань», с 24 мая 2011 г. по 24 мая 2012 г. в качестве специалиста в МУП «ПОЖКХ г. Назрань», с 13 декабря 2013 г. по 1 марта 2016 г. в качестве бухгалтера в МУП «ПОЖКХ г. Назрань», с 1 марта 2016 г. в качестве специалиста МУП «СКП».
Из справки, уточняющей особый характер работы, от января 1999 г. № 01, выданной Машиностроительным заводом «Красный молот», следует, что Дзейтова М.Р. в период с 29 января 1991 г. по 28 декабря 1998 г. работала полный рабочий день в качестве обработчицы пороков металла наждаком по Списку № 1.
Списком № 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г., предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют Обработчики поверхностных пороков металла (Раздел XI. «Металлообработка», код позиции: 1110100а-15327).
Факт осуществления Дзейтовой М.Р. трудовой деятельности подтверждается сведениями из ее трудовой книжки, являющейся основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, а также справкой вышеуказанного завода, уточняющей особый характер работы.
Согласно постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 г. № 519п утвержден порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, согласно которому при выявлении неполноты (недостоверности) сведений, представленных страхователем, который на момент проведения проверки ликвидирован или его деятельность прекращена по причинам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, внесение уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет осуществляется территориальным органом ПФР по месту его регистрации страхователя в соответствии с пунктом 14 указанного Порядка.
В соответствии со ст. ст. 8 и 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель – плательщик страховых взносов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхования (ст.ст. 1 и 22 ТК РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включить периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждается документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Истцом в материалы дела в обоснование подтверждения спорного периода представлена трудовая книжка, которые в соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ является основным доказательством трудового стажа работника.
Решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия суд не может признать законными, поскольку согласно п. 8 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019 г. №519п, в случае отсутствия (неполноты) сведений, необходимых для установления (уточнения) сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, либо несоответствия сведений, указанных в документах, представленных застрахованным лицом, сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, находящимся в распоряжении территориального органа ПФР, уполномоченное лицо территориального органа ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем приема заявления, направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), указанными в пункте 4 настоящего Порядка, запрос об их предоставлении.
Статьей 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ установлены основания, по которым выплата пенсии приостанавливается или прекращается. К таковым относится: смерть пенсионера либо в случае объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим, истечение шести месяцев со дня приостановления выплаты страховой пенсии в соответствии с пунктами 1, 3, 3.1, 5, 6 и 7 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона, утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), непредставление пенсионером - иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек шестимесячный срок, предусмотренный пунктом 4 части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона, отказ пенсионера от получения назначенной страховой пенсии.
Как усматривается из материалов дела, в суд первой инстанции такие доказательства не представлены. Все доводы ответчика сводятся к тому, что документы истца вызвали сомнение у работников пенсионного фонда, проводивших проверку пенсионных дел получателей досрочной пенсии по старости. При этом недостоверность документов не подтверждена никаким официальным документом (заключение эксперта, решение суда и т.д.).
В материалах дела имеется справка, уточняющая особый характер работы истца, подтверждающая ее право на льготную пенсию.
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. № 10-П).
Как следует из материалов дела, трудовая книжка истца в части подтверждения трудового стажа соответствует Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В своем решении о прекращении пенсии ответчик указал, что основанием для прекращения выплаты пенсии является неподтверждение периодов работы, однако, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт предоставления истцом недостоверных сведений и документов.
Добросовестность действий истца презюмируется в силу закона (ст. 10 ГК РФ) и именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные, доказательства, свидетельствующие о том, что истец предоставила недостоверные сведения при назначении пенсии.
При приеме документов ответчик проверял правильность оформления заявления о назначении пенсии и соответствие изложенных в нем сведений и документов, о чем свидетельствуют имеющееся в пенсионном деле заключение о праве истца на досрочное назначение пенсии по ч. 1 ст. 30 приведенного Федерального закона.
Исходя из изложенного, выплата страховой пенсии, которая была назначена гражданину на основании соответствующего решения, может быть прекращена пенсионным органом только в случае признания в установленном законом порядке недействительными соответствующих документов, представленных гражданином для назначения страховой пенсии.
Действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о прекращении выплаты страховой пенсии по инвалидности. Наличие же у пенсионного органа сомнений в достоверности сведений в документах, явившихся основанием для назначения страховой пенсии не предусмотрено законом в качестве основания для прекращения выплаты страховой пенсии.
Статьей 211 ГПК РФ определены случаи, при которых решение подлежит немедленному исполнению. Возобновление выплаты пенсии к указанному статьей 211 ГПК РФ перечню решений суда не относится.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Однако замедление исполнения решения суда по настоящему делу не может привести к невозможности его исполнения, а также не может привести к значительному ущербу для взыскателя, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для обращения решения к немедленному исполнению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение с учетом всех установленных обстоятельств по данному делу, в связи с чем не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 3 апреля 2024 г., которым частично удовлетворено исковое заявление Дзейтовой Марем Руслановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Волгоградской области о признании решения о прекращении выплаты пенсии незаконным и возложении обязанности возобновить выплату пенсии в прежнем размере, оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ОСФР по Республике Ингушетия и ОСФР по Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подлинное за надлежащей подписью
Верно:
Судья Верховного Суда
Республики Ингушетия Х.М. Цуров