Дело № 2а-135/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2019 года село Нижняя Омка
Нижнеомский районный суд Омской области в составе судьи Смолиной Т.М. при секретаре Мальчихиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нижнеомского района Омкой области в интересах Моисеенко Н.А. к администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, межведомственной комиссии о признании незаконными актов обследования дома, заключения межведомственной комиссии, распоряжения главы Нижнеомского муниципального района Омской области о признании жилого помещения пригодным для проживания,
у с т а н о в и л :
Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в суд в интересах Моисеенко Н.А. с административным исковым заявлением к администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, межведомственной комиссии, в котором просит признать незаконными акты обследования от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение главы Нижнеомского муниципального района Омской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ о признании пригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, обязать межведомственную комиссию организовать в течение трех месяцев обследование жилого помещения по вышеуказанному адресу на предмет признания его пригодным (непригодным) для проживания и принять решение, основанное на законе.
Требование мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Паутовского сельского поселения Нижнеомского МР Омской области и Моисеенко Н.А. заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>. Квартира находится в собственности Нижнеомского муниципального района. Межведомственной комиссией для оценки состояния жилых помещений (домов) муниципального жилищного фонда, а также частных жилых помещений, расположенных на территории Нижнеомского муниципального района Омской области, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ проведены обследования, по результатам которых дано заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о пригодности спорной квартиры для проживания. Согласно распоряжению главы Нижнеомского муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ квартира по адресу: <адрес>, соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, пригодна для проживания, подлежит ремонту. Нанимателю Моисеенко рекомендовано произвести текущий ремонт жилья (замену, восстановление отдельных участков пола, заделку притворов оконных фрамуг, косметический ремонт внутренних помещений). Вместе с тем, межведомственной комиссией нарушен порядок принятия решения о пригодности жилого помещения для проживания, выводы, содержащиеся в заключении, не соответствуют фактическому состоянию помещения. Комиссией было проведено только визуальное обследование квартиры, специальное оборудование не применялось, замеры не производились. Вместе с тем, согласно экспертному заключению БУ ОО «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от ДД.ММ.ГГГГ спорное жилое помещение не соответствует установленным и действующим на территории РФ строительным и санитарным нормам и правилам, непригодно для постоянного проживания, создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в помещении, по причине его аварийного состояния.
Прокурор Нижнеомского района Омской области Кирилин С.В. в судебном заседании заявленные требования уточнил. Просил обязать межведомственную комиссию в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда провести обследование жилого помещения по вышеуказанному адресу на предмет признания его пригодным (непригодным) для проживания с привлечением специализированной организации, в остальной части поддержал административное исковое заявление по доводам, в нем изложенным.
Административный истец Моисеенко Н.А. требования прокурора поддержала, однако, полагала, что решение о признании квартиры по адресу: <адрес>, непригодной для проживания следует принять на основании экспертного заключения БУ ОО «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного по ее заказу. Пояснила, что в спорной квартире проживает с 1979 года, в 2017 году администрацией поселения с нею заключен договор социального найма. Квартира находится в аварийном состоянии: стены имеют заметные искривления, имеется просадка полов, дверные и оконные коробки повреждены гнилью, провисает потолок, рушится крыша, в квартире холодно и сыро. По ее обращениям межведомственная комиссия неоднократно проводила осмотры жилого помещения, составляла акты. Указанные акты, заключение межведомственной комиссии и принятое на их основании распоряжение главы Нижнеомского МР Омской области не отражают реальное состояние квартиры, являются незаконными.
Представитель административного ответчика администрации Нижнеомского муниципального района Омской области Бабицкая Н.С., действующая на основании доверенности, иск признала частично, полагала оспариваемые акты законными и обоснованными и для подтверждения данной позиции не возражала против проведения с привлечением специализированной организации повторного обследования жилого помещения по адресу: <адрес>.
Заслушав пояснения прокурора, административного истца, административного ответчика, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В силу ст.21 предметом надзора являются, в том числе, исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Необходимость обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасность, а также необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечение сохранности жилищного фонда и использование жилых помещений по назначению являются основами жилищного законодательства (ч.1 ст.1 ЖК РФ).
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
При этом ч.4 ст.15 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п.33 названного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В соответствии с пунктами 7, 8, 44 - 47 указанного Положения вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания граждан относятся к компетенции органов местного самоуправления, которые в этих целях создают межведомственную комиссию для оценки жилых помещений.
Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
Так, по результатам работы комиссии может быть принято решение:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 49 Положения предусмотрено, что на основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Разделом II Положения предусмотрены требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе: несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования; жилые помещения, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств, и т.д..
Согласно Выписке из Единого банка данных объектов собственности квартира по адресу: <адрес>, находится в собственности Нижнеомского муниципального района на основании решения Нижнеомского районного Совета № 23а от 15.04.2005 г. «Об утверждении перечня объектов, передаваемых из собственности сельскохозяйственных предприятий в муниципальную собственность Нижнеомского муниципального образования».
В справке № от ДД.ММ.ГГГГ о характеристиках объекта государственного технического учета, выданной БУ ОО «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» жилой дом, в котором находится спорная квартира, описан следующим образом: год постройки – 1979, материал стен – каркасно-засыпные, стены внутренние (перегородки) – деревянные, кровля – шиферная, материал пола – дощатые, проемы оконные и дверные – деревянные, фундамент щебеночно-бетонный, отделка внутренняя – штукатурка стен и потолков, известковая окраска (л.д.77).
В соответствии с договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ Моисеенко Н.А. и членам ее семьи в бессрочное владение и пользование передано изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из трех комнат в квартире общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> (л.д. 6-9).
Моисеенко Н.А. неоднократно обращалась в администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области с заявлениями о признании спорной квартиры непригодной для проживания.
Межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы Нижнеомского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п, проведены обследования указанной квартиры, по результатам которых составлены акты обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанным актам (л.д. 10-11, 18-19), квартира по адресу: <адрес>, признана пригодной для проживания, нанимателю рекомендовано выполнить в жилом помещении текущий и косметический ремонт, а именно: заделку притворов оконных фрамуг и оконной коробки, устранить провисы полов, сделать косметический ремонт внутренних помещений.
В соответствии с заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.75), выполненным межведомственной комиссией, квартира по адресу: <адрес>, соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания. Указанное заключение основано на актах обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением главы Нижнеомского муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ квартира на основании указанного выше заключения признана пригодной для проживания и подлежащей ремонту (л.д.74).
Свидетель Свидетель №2 пояснил суду, что являясь членом межведомственной комиссии, принимал участие в обследованиях квартиры по месту жительства Моисеенко Н.А.. Указанное жилое помещение не имеет признаков аварийности, в ходе осмотра комиссией не выявлено разрушений и деформаций несущих конструкций, квартира нуждается в капитальном ремонте, указанные выводы нашли свое отражение в актах обследования помещения. Аналогичные показания были даны суду свидетелем Свидетель №1.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемых актов обследования требованиям Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 46 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Как видно из содержания оспариваемых актов обследования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, пояснений административного истца Моисеенко Н.А., представителя административного ответчика и свидетелей, оценка состояния спорного жилого помещения проводилась лишь путем визуального осмотра, без использования приборов и оборудования, никаких замеров не осуществлялось, представители специальных органов не привлекались.
Заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное на основании актов обследования, сделано без учета результатов экспертного исследования, проведенного БУ ОО «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено, что существующие конструкции стен, пола, перекрытия в контуре квартиры на момент обследования находились в аварийном техническом состоянии. Конструкции фундаментов, кровли, оконных и дверных блоков находились в недопустимом техническом состоянии, конструкции перегородок – в ограниченно работоспособном техническом состоянии. Причинами возникновения дефектов строительных конструкций явились многолетнее систематическое замачивание и промораживание строительных конструкций, общий физический износ, механические повреждения строительных конструкций, возникшие в процессе эксплуатации, несвоевременное проведение работ по капитальному ремонту, высокий уровень грунтовых вод (л.д. 29-42).
Экспертами сделан вывод об аварийном состоянии жилого помещения по адресу: <адрес>.
Также обращает на себя внимание, что в оспариваемом заключении межведомственной комиссии не обоснована техническая возможность приведения квартиры в пригодное состояние, не исследованы выявленные дефекты обследуемого жилого помещения на предмет их влияния на возможность дальнейшей безопасной эксплуатации строительных конструкций здания, не принято решение о проведении ремонта. Делая вывод о пригодности квартиры для постоянного проживания, межведомственная комиссия не дала оценку состоянию помещения с точки зрения его физического износа, тогда как для оценки физического износа жилых зданий Приказом Госстроя СССР от 24.12.1986 г. № 446 утверждены Ведомственные строительные нормы ВСН 53-86 (р) «Правила оценки физического износа жилых зданий».
Принимая во внимание вышеизложенное, при наличии противоречия между заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и экспертным заключением БУ ОО «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствием полного и всестороннего исследования жилого помещения межведомственной комиссией, оспариваемые акты обследования, заключение межведомственной комиссии и изданное на его основании распоряжение главы Нижнеомского муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть признаны законными и обоснованными. Суд соглашается с доводами прокурора о том, что в целях устранения нарушений, допущенных межведомственной комиссией, и имеющихся противоречий требуется проведение повторного обследования квартиры по адресу: <адрес>, с соблюдением требований Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, с привлечением экспертной организации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах Моисеенко Н.А. к администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, межведомственной комиссии о признании незаконными актов обследования дома, заключения межведомственной комиссии, распоряжения главы Нижнеомского муниципального района Омской области о признании жилого помещения пригодным для проживания, удовлетворить.
Признать акты обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ и принятое на их основании распоряжение главы Нижнеомского муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ «О признании жилого помещения по адресу: <адрес>, соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям» незаконными и отменить.
Обязать межведомственную комиссию для оценки состояния жилых помещений (домов) муниципального жилищного фонда, а также частных жилых помещений, расположенных на территории Нижнеомского муниципального района Омской области в срок до 1 ноября 2019 года повторно провести обследование жилого помещения по адресу: <адрес>, с привлечением экспертной организации в целях определения его пригодности (непригодности) для проживания, принять решение по итогам обследования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Нижнеомский районный суд Омской области.
Судья подпись
Копия верна
Судья Секретарь
Решение в окончательной форме изготовлено 28 июня 2019 года.