Дело № 2- 487/ 2020 г.

УИД 33RS0014-01-2020-000282-78

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 марта 2020 года

Муромский городской суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Синицыной О.Б.

при секретаре Киселевой О.А.,

с участием представителя истца Цаплевой М.С.,

представителя ответчика Шмельковой Н.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Муроме Владимирской области дело по иску Управления Роспотребнадзора по Владимирской области в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16» о возложении обязанности по обеспечению соблюдения нормы площади на одного учащегося, суд

установил:

Управление Роспотребнадзора во Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 16» (далее - МБОУ «СОШ № 16») и просит обязать ответчика принять меры по обеспечению соблюдения нормы площади на одного обучающегося в классах

1а-кабинет № 16, 1б-кабинет № 3, 2а-кабинет № 12, 2б-кабинет № 24, 3а - кабинет № 6, 3б-кабинет № 10, 4а- кабинет № 25, 4б- кабинет № 11/2, 4в- кабинет № 4 (площадь на одного обучающегося в указанных кабинетах составляет от 1,7 кв.м. до 2,1 кв.м.),

9б и 10а классы - кабинет № 18 (площадь на одного обучающегося составляет от 2,0 кв.м. до 2,3 кв.м),

10а класс - кабинет № 17 (площадь на одного обучающегося составляет 2,2 кв.м.),

7а и 8б классы - кабинет № 23 (площадь на одного обучающегося составляет от 2,3 кв.м. до 2,4 кв.м.),

9б класс - кабинет № 13 (площадь на одного обучающегося составляет 2,2 кв.м.),

7б и 8а классы - кабинет № 21 (площадь на одного обучающегося составляет от 2,0 кв.м. до 2,2 кв.м.),

10а и 11а классы - помещение музея 2 зал (площадь на одного обучающегося составляет от 2,2 кв.м. до 2,3 кв.м.),

не менее 2,5 кв.м, в соответствии с п.п. 4.9, 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» в срок до 1 сентября 2020 года.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной плановой выездной проверки в период с 1 ноября 2019 года по 29 ноября 2019 года в отношении МБОУ «СОШ № 16» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, выразившиеся в нарушении - Сан ПиН 2.4.2.2821-10, в том числе п. 4.9 и 10.1 указанных правил, а именно: в нарушении п.п.10.1, 4.9 в учебных классах МБОУ «СОШ № 13» отмечается переуплотненность в связи с несоблюдением наполняемости учебных классов, расчетное количество обучающихся в вышеуказанных классах определено без учета необходимой нормируемой площади на одного обучающегося.

По результатам проведенной проверки юридическое лицо МБОУ «СОШ № 16» и директор школы привлечены к административной ответственности, в адрес Управления образования администрации округа Муром направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Несоблюдение указанных требований санитарного законодательства может отразиться, как на процессе обучения, так и на создании условий, способствующих возникновению угрозы причинения вреда здоровью детей, возникновения инфекционных заболеваний.

Представитель истца по доверенности Цаплева М.С. поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 13» директор Шмелькова Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в школе привести площади кабинетов в соответствии с действующей СанПиН 2.4.2.2821-10 нормой площади на одного обучающегося в классах не менее 2,5 кв.м не представляется возможным, поскольку отсутствуют свободные кабинеты с необходимой площадью в здании школы. Здание школы построено в 1875 году. Переформировать классы также нет возможности, поскольку отсутствуют классы с меньшей наполняемостью, куда можно было бы перевести обучающихся. Юридических оснований для исключения обучающихся из образовательного учреждения и направления их в другие школы города не имеется, так как в этом случае нарушаются права обучающихся в соответствии с действующим законодательством.

Представитель третьего лица Управления образования администрации округа Муром в судебное заседание не явился, представил суду отзыв по существу заявленных требований, в котором против удовлетворения иска возражал, указал, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, относится к компетенции субъектов РФ посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данные нормативы на обеспечение вышеуказанных государственных гарантий определены постановлением Губернатора Владимирской области от 30 октября 2013 года № 1215 «О финансовом обеспечении государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях», которое предусматривает подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, при условии соблюдения норматива наполняемости класса в городской общеобразовательной школе - 25 человек. Поэтому уменьшение наполняемости классов школы повлечет недофинансирование общеобразовательного учреждения и уменьшение заработной платы педагога, что приведет к невыполнению Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований санитарного законодательства.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Статья 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» указывает на то, что целями государственной политики в интересах детей является, кроме прочего, содействие физическому, интеллектуальному, психическому развитию детей, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное и психическое развитие.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (далее -СанПиН 2.4.2.2821-10) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.

Пунктом 4.9. СанПиН 2.4.2.2821-10 установлено, что площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:

- не менее 2,5 кв.м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

- не менее 3,5 кв.м на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Расчетное количество обучающихся в классах определяется исходя из расчета площади на одного обучающегося и расстановки мебели в соответствии с разделом V настоящих санитарных правил.

Согласно абз. 2 пункта 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной плановой выездной проверки в период с 1 ноября 2019 года по 29 ноября 2019 года в отношении МБОУ «СОШ № 16» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, выразившиеся в нарушении - Сан ПиН 2.4.2.2821-10, в том числе п. 4.9 и 10.1 указанных правил, а именно: в нарушении п.п.10.1, 4.9 в учебных классах МБОУ «СОШ № 13» отмечается переуплотненность в связи с несоблюдением наполняемости учебных классов, расчетное количество обучающихся классах определено без учета необходимой нормируемой площади на одного обучающегося, а именно классы: 1а-кабинет № 16, 1б-кабинет № 3, 2а-кабинет № 12, 2б-кабинет № 24, 3а - кабинет № 6, 3б-кабинет № 10, 4а- кабинет № 25, 4б- кабинет № 11/2, 4в- кабинет № 4 (площадь на одного обучающегося в указанных кабинетах составляет от 1,7 кв.м. до 2,1 кв.м.),

9б и 10а классы - кабинет № 18 (площадь на одного обучающегося составляет от 2,0 кв.м. до 2,3 кв.м),

10а класс - кабинет № 17 (площадь на одного обучающегося составляет 2,2 кв.м.),

7а и 8б классы - кабинет № 23 (площадь на одного обучающегося составляет от 2,3 кв.м. до 2,4 кв.м.),

9б класс - кабинет № 13 (площадь на одного обучающегося составляет 2,2 кв.м.),

7б и 8а классы - кабинет № 21 (площадь на одного обучающегося составляет от 2,0 кв.м. до 2,2 кв.м.),

10а и 11а классы - помещение музея 2 зал (площадь на одного обучающегося составляет от 2,2 кв.м. до 2,3 кв.м.).

По результатам проведенной проверки юридическое лицо МБОУ «СОШ № 16» и директор школы привлечены к административной ответственности, в адрес управления образования администрации округа Муром направлено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Постановлением Правительства РФ от 05 июня 2013 года № 476 (ред. от 26 октября 2019 года) утверждено Положение о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре (далее - Положение), согласно п. 3 которого государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет Федеральная служба в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы.

В соответствии с п. 5 Положения организацию государственного надзора осуществляют руководители территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации, а также руководители структурных подразделений территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по городам, районам.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозах возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

В МБОУ «СОШ № 16» обучаются несовершеннолетние дети, круг которых может меняться, а несоблюдение указанных требований санитарного законодательства может отразиться как на процессе обучения, так и на создании условий, способствующих возникновению угрозы причинения вреда здоровью детей, возникновения инфекционных заболеваний.

Возражения ответчика об отсутствии технической и финансовой возможности исполнить представление Управления Роспотребнадзора по Владимирской области не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку в судебном заседании установлено нарушение прав неопределенного круга лиц, особенно несовершеннолетних.

Поэтому в целях устранения нарушений санитарных правил и нормативов и предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье неопределенного круга лиц, в интересах которых предъявлен настоящий иск, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Управления Роспотребнадзора по Владимирской области.

Вместе с тем, учитывая, что принять соответствующие меры в срок до 01 сентября 2020 года, как просит истец, ответчик объективно не сможет, а в соответствии с п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003г. № 23 (ред. от 23.06.2015) «О судебном решении» решение не должно вызывать затруднений при исполнении, суд считает возможным установить иной срок принятия мер по обеспечению соблюдения нормы площади - до 01 сентября 2021 года, против чего представитель истца не возражал в судебном заседании.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 16» ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 2,5 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.░. 4.9, 10.1 ░░░░░░ 2.4.2.2821-10 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                         ░.░. ░░░░░░░░

2-487/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Владимирской области
Ответчики
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №16"
Другие
Управление образования администрации о. Муром
Суд
Муромский городской суд Владимирской области
Судья
Синицына Ольга Борисовна
Дело на сайте суда
muromsky.wld.sudrf.ru
30.01.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2020Передача материалов судье
05.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2020Подготовка дела (собеседование)
28.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2020Судебное заседание
12.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее