УИД: 25RS0019-01-2019-000557-45
Дело № 2-345/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Новопокровка ДД.ММ.ГГГГ года
Красноармейский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Садовой С.А., при секретаре Банной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Клименко Евгения Игоревича к администрации Красноармейского муниципального района Приморского края, администрации Рощинского сельского поселения Красноармейского района Приморского краяо признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
В Красноармейский районный суд обратился Клименко Е.И. к администрации Красноармейского муниципального района о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, взыскании судебных расходов. В обосновании своих требований истец указал, что он является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним и администрацией Рощинского сельского поселения. С момента заселения и по настоящее время истец исправно исполняет свои обязанности по оплате коммунальных услуг. Однако, истец реализовать право на приватизацию не может, так как ни администрацией Красноармейского муниципального района, ни администрацией Рощинского сельского поселения до настоящего момента спорное жилое помещение не поставлено на кадастровый учет, тем самым лишая истца права на приобретения жилого помещения в порядке приватизации. Истцу было предоставлено спорное жилое помещение по договору социального найма как один объект жилищных прав, оно изолированно, а именно: имеет самостоятельное назначение, отдельный вход, не используется для доступа в иное помещение, к общему имуществу собственников помещения в здании, инженерными коммуникациями и обособлено, жилое помещение ограничено строительными конструкциями, следовательно, обладает всеми признаками, позволяющими поставить его на кадастровый учет.Истец просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение и взыскать с ответчика оплаченную госпошлину в сумме 300 рублей.
Истец Клименко Е.И.в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие и об удовлетворении заявления.
Представитель истца по доверенности Солямина Е.В. в судебном заседании на исковых требованиях настояла, просила об их удовлетворении, суду показала, что истец обращался с заявлением о приватизации как в администрацию Рощинского сельского поселения, так и в администрацию района, однако, своим правом воспользоваться не может, так как отсутствует техническая документация. Истец в приватизации ранее не участвовал, задолженности по оплате коммунальных услуг не имеет.
Представитель администрации Красноармейского муниципального района приморского края по доверенности Борисенко Т.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями о признании права собственности в порядке приватизации согласилась, возражала против взыскания государственной пошлины.
Представитель администрацииРощинского сельского поселения в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствии, не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель Управления Росресстра Приморского края, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Рощинского сельского поселения и Клименко Евгением Игоревичем был заключен договор социального найма жилого помещения №, согласно которому, Клименко Е.И. предоставлено в пользование изолированное жилое помещение по адресу: <адрес>, находящееся в муниципальной собственности.
Согласно выписке из похозяйственной книги зарегистрированным по адресу <адрес> числится: Клименко Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно выписки из реестра муниципального имущества Красноаромейского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, квартира № в с.<адрес>, реестровый №, находится в собственности Красноармейского муниципального района.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Пунктом 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Согласно ст. 1 Федерального закона N 1541-1 от 04 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 1541-1 от 04 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 указанного Закона установлен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная, федеральная или муниципальная) приватизации не подлежат. К числу исключений относятся жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные помещения. Расширительному толкованию этот перечень не подлежит.
Таким образом, по смыслу данных норм, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
На основании ст. 6 Федерального закона N 1541-1 от 04 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" - передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Порядок передачи жилых помещений в собственность граждан установлен статьями 7 и 8 указанного выше Закона, из которых следует, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 Постановления Пленума от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
В соответствии с пунктом 7 Примерного положения "О бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (утв. решением Роскоммунхоза от 18 ноября 1993 года N 4), для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы: заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя (приложения 1, 2); документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением; справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано; в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Примерного положения, документ органов опеки и попечительства.
Таким образом, из указанных выше правовых норм, следует, что порядок приватизации жилого помещения определен Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", который предусматривает заявительный характер обращения граждан, желающих получить в собственность занимаемые жилые помещения в порядке приватизации. Судебный порядок приватизации жилищного фонда законом не предусмотрен, за исключением случаев обжалования в судебном порядке решений и действий, связанных с вопросами приватизации жилья.
В соответствии с положениями статьи 11ГК РФ, суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно статье 55ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Согласно статье 56ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно справке Клименко Е.И. не имеет задолженности по оплате коммунальных услуг.
Судом установлено, что Клименко Е.И., обращался с заявлением о приватизации жилого помещения расположенного в <адрес> как в администрацию Красноармейского муниципального района, так и в администрацию Рощинского сельского поселения.
Согласно справке администрации Красноармейского муниципального района, администрация не возражает против передачи жилого помещения по адресу <адрес> собственность Клименко Е.И..
Согласно справке администрации Рощинского сельского поселения, администрация не возражает против передачи жилого помещения по адресу <адрес> собственность Клименко Е.И..
Из справки администрации Красноармейского муниципального района Приморского края следует, что Клименко Е.И. правом приватизации не воспользовался.
Согласно справке администрации Вострецовского сельского поселения, Клименко Е.И. в приватизации жилья на территории Вострецовского сельского поселения не участвовал.
Согласно разъяснениям, изложенным в пп. 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствиис достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно ст. 8 Закона о приватизации жилищного фонда решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Учитывая, что Клименко Е.И. обращался в установленном законом порядке в администрацию поселения с заявлением о желании принять участие в приватизации спорного жилого помещения, однако, его требования не были удовлетворены, требования о признании права собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, органы местного самоуправления освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд –
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Клименко Евгения Игоревича к администрации Красноармейского муниципального района Приморского края, администрации Рощинского сельского поселения Красноармейского района Приморского края о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.
Признать право собственности на жилое помещение в порядке приватизации за Клименко Евгением Игоревичем на жилое помещение расположенное в <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.м..
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд, через Красноармейский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда.
Мотивированное решение будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: С.А. Садовая