РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2024 года рп. Мама
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Давиденко С.А., при секретаре Гагариной М.П., с участием помощника прокурора Лысенко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело УИД 38RS0015-01-2024-000022-65 (№ 2-19/2024), возбужденное по иску прокурора Мамско-Чуйского района в интересах Белоплоцкого Петра Иннокентьевича к областному государственному бюджетному учреждению «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району» о признании незаконным решения о снятии с учета в очереди на получение жилищной субсидии, понуждении восстановить в данной очереди,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мамско-Чуйского района обратился в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ в интересах Белоплоцкого П.И. к областному государственному бюджетному учреждению «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району» (далее по тексту – ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району»), в котором просит: признать незаконным решение ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району» от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Белоплоцкого Петра Иннокентьевича с учета на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненного к району Крайнего Севера; обязать ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по <адрес>» восстановить Белоплоцкого Петра Иннокентьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в очереди граждан на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненного к району Крайнего Севера, по категории «пенсионеры», по дате подачи заявления, с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований прокурор указал, что при рассмотрении обращения Белоплоцкого П.И. в прокуратуру района по факту незаконного снятия с учета и исключения из очереди на получение жилищной субсидии, как гражданина, выезжающего из района, приравненного к району Крайнего Севера, установлено, что решением ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району» от ДД.ММ.ГГГГ №, Белоплоцкий П.И. снят с учета на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненного к району Крайнего Севера, на основании подпункта «и» пункта 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» - утраты оснований, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с предоставлением Белоплоцкому П.И. социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с законом Иркутской области от 09.07.2015 № 68-оз «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области».
Прокурор полагает, что ответчиком неправильно применены нормы материального права, регулирующие отношения по получению жилищной субсидии, в связи с чем, решение от ДД.ММ.ГГГГ № ОГБУ «УСЗСОН по <адрес>» не основано на законе, ввиду того, что предоставленная Белоплоцкому П.И. социальная выплаты на приобретение жилого помещения не относится к мерам государственной поддержки в виде предоставления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В возражениях на исковое заявление директор областного государственного бюджетного учреждения «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району» ФИО8, просит отказать в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах Белоплоцкого П.И., указав, что обеспечение жилья граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным Законом от 25 октября 2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов...» установлена форма государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём, то есть предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из пункта «з» статьи 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно статьи 1 Закона, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Федеральным законом от 20.07.2020 № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в статью 1 Закона внесены следующие изменения: «...не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации... признаются граждане при соблюдении следующих требований:.. . гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 1 января 1992 года) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления:.. . бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома...».
ДД.ММ.ГГГГ Белоплоцкому П.И. была перечислена социальная выплата на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с законом Иркутской области от 09.07.2015 № 68- 03 «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области».
Исходя из принятых дополнений в Закон, Белоплоцкий П.И. не соответствует требованиям статьи 1 Федерального Закона № 125-ФЗ.
Полагает, что исковые требования прокурора Мамско-Чуйского района в интересах Белоплоцкого Петра Иннокентьевича к ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району» не соответствуют действующему законодательству (л.д. 51-53).
В письменном отзыве на исковое заявление представитель третьего лица – Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ФИО9, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, указала, что условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Федеральным законом от 30.07.2020 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» введено условие о неполучении гражданами, претендующими на получение жилищной субсидии, мер государственной поддержки в виде предоставления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения. При этом статьей 2 указанного закона определено, что действие положений статьи 1 Федерального закона № 228-ФЗ распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.
Белоплоцкий П.И. состоял на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ. С учета снят ДД.ММ.ГГГГ по причине не соответствия требованиям статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ.
Белоплоцкий П.И. был обеспечен социальной выплатой для приобретения жилья на территории Иркутской области в соответствии с законом Иркутской области от 09.07.2015 № 68-03 «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области». Согласно распоряжению министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> №-РМ-ГЧ от ДД.ММ.ГГГГ Белоплоцкому П.И. предоставлена социальная выплата для приобретения жилого помещения в сумме 690900 рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона № 69-03 гражданин, относящийся к категориям граждан, предусмотренным частями 1 и 2 настоящей статьи, не имеет права на получение жилищной субсидии в случаях получения им жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» либо Федеральным законом от 17.07.2011 года № 211-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в качестве гражданина, выезжающего из рабочего поселка Согдиондон или рабочего поселка Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области.
Дополнительная мера социальной поддержки в соответствии с Законом № 68-03 выплачивалась из бюджета Иркутской области. Уведомление о предоставлении социальной выплаты было действительно на территории всей Иркутской области. Следовательно, гражданин, желающий выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, мог использовать его на приобретение жилья в других районах Иркутской области с более благоприятными климатическими условиями.
Таким образом, министерство полагает, что Белоплоцкий П.И. не соответствуют требованиям статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ, и правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
В связи, с чем Министерство просило в удовлетворении требований отказать в полном объеме (л.д. 79-81).
В судебном заседании помощник прокурора Лысенко А.А. требования, заявленные в интересах Белоплоцкого П.И. поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
Истец Белоплоцкий П.И. в судебное заседание не явился по ходатайству о рассмотрении дела без своего участия (л.д. 62).
Представитель ответчика ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району» и третьего лица Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились, направили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствии (л.д. 50, л.д. 80).
Представитель привлеченного к участию в деле по ходатайству Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в качестве третьего лица – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, будучи надлежаще извещенным, в судебное заседание не явился, возражений, заявлений, ходатайств не направил.
Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ и принимая во внимание, что участие сторон в судебном заседании в соответствии с ГПК РФ является их правом, а не обязанностью, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса по представленным суду доказательствам.
Выслушав объяснения явившегося участника процесса, исследовав письменные объяснения неявившихся лиц, оценив их доводы и возражения, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены положениями Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно - климатических условиях - не противоречит принципу равенства, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.
Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2001 года N 8-П).
Согласно преамбуле Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ), данный Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Порядок получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, определен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 (далее – Правила).
Как следует из подпункта «з» пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Деятельность по реализации Федерального закона № 125-ФЗ регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 (далее – Положение), согласно пункту 2 которого, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
В соответствии с пунктами 3, 6 - 9 Порядка организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2008 года № 115-пп (далее – Порядок), органом, осуществляющим полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области. Министерство ежегодно до 15 февраля утверждает единые списки граждан, формируемые на основании списков, представленных территориальными подразделениями, обеспечивает представление утвержденных списков в федеральные органы исполнительной власти в установленном федеральным законодательством порядке. Предоставление социальных выплат гражданам осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата согласно спискам, сформированным министерством, в соответствии с федеральным законодательством. Оформление и выдача государственных жилищных сертификатов осуществляются в порядке, установленном министерством.
Регистрация и учет граждан, формирование списков граждан, а также определение размера социальных выплат производятся министерством, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные учреждения Иркутской области, подведомственные министерству, и включенные в перечень, утвержденный нормативным правовым актом министерства (в Мамско-Чуйском районе – Областное государственное бюджетное учреждение «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району»). В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка, полномочия по регистрации и учету граждан, осуществляемые в соответствии с пунктом 4 Порядка, предусматривают в том числе: прием от граждан заявлений о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат; проверка документов, представленных гражданами; принятие решений о постановке на учет граждан или об отказе в постановке на учет; направление гражданам уведомлений, предусмотренных федеральным законодательством; формирование учетных дел граждан; формирование списков граждан; принятие решений о снятии с учета граждан в случаях, установленных федеральным законодательством.
Согласно статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ (в ред. от 20.07.2020), право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований:
гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
гражданин, выезжающий (выехавший не ранее 1 января 1992 года) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не получали в установленном порядке иных предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки в виде предоставления: жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в собственность (за исключением жилых помещений, переданных в соответствии с Законом Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») или по договору социального найма; бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; земельного участка, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для строительства жилого дома.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Белоплоцкий П.И. обратился с заявлением к главе администрации <адрес> о включении его в список очередности граждан на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнею Севера и приравненных к ним местностей» (л.д.18).
Согласно Выписке из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ Белоплоцкий П.И. поставлен на учет в качестве заявителя, как имеющий право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из района, приравненного к районам Крайнего Севера, на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ в очередь №, как пенсионера, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), что отражено в Списке граждан <адрес>, имеющих право на получение жилищных субсидий по категории «пенсионеры», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, где под номером 392 значится Белоплоцкий П.И. (л.д. 56-57).
Приказом Департамента социальной защиты населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Белоплоцкий П.И. признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (л.д. 20).
Сведения о нахождении Белоплоцкого П.И. на учете лиц имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, также имеются в Списке данных граждан по категории «пенсионеры», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, где Белоплоцкий Петр Иннокентьевичуказана под номером 865 и 741 соответственно, по дате подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58- 61).
Приказом ОГБУ «УСЗСОН по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Белоплоцкий П.И. снят с учета на получение жилищной субсидии, в соответствии с подпунктом «и» пункта 21 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, утрата оснований, дающих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в соответствии со статьей 1 Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41,43).
Суд не может согласиться с доводами ответчика и третьего лица Министерства социального развития, изложенных в возражениях, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.
Законодательство о безвозмездных жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривает право на получение жилищной субсидии не только гражданину, имеющему длительный стаж работы в районах Севера, но и равное с ним право на получение жилищной субсидии всем членам его семьи, независимо от пола, возраста, степени родственных с ним отношений и т.п. различий, и является одной из мер, обеспечивающей государственную поддержку семьи гражданина, выезжающего из районов Севера.
Ответчик, отказывая истцу в удовлетворении требований, указывает, что основанием для снятия Белоплоцкого П.И. с учета послужило несоблюдение требований статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ, а именно предоставление Белоплоцкому П.И. ДД.ММ.ГГГГ социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области в соответствии с законом Иркутской области № 68-О3 «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области».
Суд не может согласиться с позицией ответчика о том, что у Белоплоцкого П.И. отсутствуют условия, определяющие его право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Так, согласно статьи 1 Закона Иркутской области от 09.07.2015 № 68-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области» настоящий Закон на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Иркутской области, законов Иркутской области регулирует отношения, связанные с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области гражданам Российской Федерации, проживающим на день вступления в силу настоящего Закона, в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области, в связи с бесперспективностью развития указанного поселка.
Истец Белоплоцкий П.И., проживающий в указанный период в рабочем поселке <адрес>, воспользовавшись своим правом, получил единовременную социальную выплату в размере 690900 рублей на приобретение жилого помещения на территории <адрес> (л.д. 55). Согласно сведений содержащихся в Выписках из ЕГРН № КУВИ-001/2022-113164714 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-32), № КУВИ-001/2024-27802186 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44) и договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69-72), Белоплоцкий П.И. приобрел жилое помещение в <адрес>, что не противоречит закону <адрес> №-ОЗ, позволяющему приобрести жилое помещение на территории <адрес>, и не обязывающего приобрести жилое помещение за пределами района Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Мамско-Чуйский район Иркутской области, согласно утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 1946 Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Таким образом, истец Белоплоцкий П.И., переехав из рабочего поселка <адрес> <адрес>, в связи с бесперспективностью развития указанного поселка, и приобретя жилье в том же районе, фактически не выехал из района, приравненного к районам Крайнего Севера и не приобрел жилое помещение, расположенное за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Суд также не может не отметить, что ответчик, в распоряжении которого находилось учетное дело Белоплоцкого П.И., доподлинно зная, что истец Белоплоцкий П.И. состоит на учете лиц, желающих получить жилищную субсидию в связи с выездом из районов Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ, и приобретая жилье в <адрес>, а не за пределами района, приравненного к районам Крайнего Севера, о чем предоставил договор купли-продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, не пресек, а напротив, поощрил данную сделку, оплатив расходы на приобретение данного жилья, согласно распоряжения №-РМ-ГЧ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55).
Возвращаясь к толкованию норм Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и закона Иркутской области № 68-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки граждан, проживающих в рабочем поселке Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района Иркутской области», суд учитывает, что целью Федерального закона № 125-ФЗ, является предоставление жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а целью закона Иркутской области № 68-ОЗ, являлось предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Иркутской области, в связи с бесперспективностью развития указанного поселка. При этом, указанная в законе Иркутской области № 68-ОЗ цель, в связи с бесперспективностью развития указанного поселка, была достигнута, а после переселения всех жителей, проживающих на территории Горно-Чуйского муниципального образования в другие населенные пункты Мамско-Чуйского района и за его пределы, данное муниципальное образование было упразднено Законом Иркутской области от 01.11.2019 № 98-ОЗ «Об упразднении Горно-Чуйского муниципального образования, образованного на территории Мамско-Чуйского района Иркутской области, и о внесении изменений в Закон Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Мамско-Чуйского района Иркутской области».
В связи с чем, Белоплоцкий П.И. не мог остаться и проживать в данном поселке.
Суд также учитывает, что согласно статьи 6 Федерального закона № 125-ФЗ, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, которому и (или) членам семьи которого на праве собственности принадлежит жилое помещение без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. В случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Соответственно, в случае получения жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ, приобретенное Белоплоцким П.И. жилое помещение в <адрес> на основании <адрес> №-ОЗ, подлежит, либо безвозмездному отчуждению в государственную или муниципальную собственность, либо в случае отчуждения данного жилого помещения Белоплоцким П.И., размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшиться на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения.
Таким образом, исходя из дословного толкования статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ, в соответствии с которой право на получение жилищных субсидий имеют граждане не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе, не получавшие в установленном Законом порядке бюджетные средства на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и учитывая, что поскольку Белоплоцкий П.И. не обеспечен жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также не получал в установленном Законом порядке бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения, расположенного за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, он имеет право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Иное толкование законодательства о жилищных субсидиях является произвольным и необоснованно ограничивает право Белоплоцкого П.И. на получение жилищной субсидии, в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Согласно пункту 21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в том числе в случае: и) утраты ими оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Системный анализ норм Федерального законодательства с учетом положений статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, позволяют суду придти к выводу о том, что Белоплоцкий П.И. соответствует требованиям статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что истец Белоплоцкий П.И. соответствуют требованиям статьи 1 Федерального закона № 125-ФЗ, решение комиссии ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району» от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Белоплоцкого П.И. с учета граждан, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с подпунктом «и» пункта 21 Положения, является незаконным.
Соответственно, требования прокурора о понуждении ОГБУ «УСЗСОН по Мамско-Чуйскому району» восстановить Белоплоцкого П.И. в очереди категории «пенсионеры» на получение жилищной субсидии с даты постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ, также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области в интересах Белоплоцкого Петра Иннокентьевича (паспорт серии № №) к областному государственному бюджетному учреждению «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району» (ОГРН 1213800023590, ИНН 3808274801) удовлетворить.
Признать незаконным приказ областного государственного бюджетного учреждения «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району» от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии Белоплоцкого Петра Иннокентьевича с учета на получение жилищной субсидии в соответствии с подпунктом «и» пункта 21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Областное государственное бюджетное учреждение «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Мамско-Чуйскому району» восстановить Белоплоцкого Петра Иннокентьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в очереди граждан Российской Федерации, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории лиц «пенсионеры», с даты постановки на учет, с ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционные жалоба, представление на решение суда могут быть поданы сторонами в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 17.04.2024 года
Судья С.А.Давиденко